Посвящается Илье Полесскому
Разумеется, по Киото существуют тысячи разных путей и я вообще советовала бы положиться на сам город - он и покажет все, что захотите и вы, и он, однако раз уж выбран режим виртуального путешествия, то придется мне предложить маршрут на свой вкус.
От вокзала я предлагаю, не теряя времени отправиться в одно из самых красивых мест мира - к Золотому павильону Кинкакудзи. Можно, конечно, подробно рассказать, куда и с какой остановки туда ехать, но я полагаю, что путешественнику лучше самостоятельно решить эту маленькую задачку, а заодно лучше проникнуться жизнью этого японского города. Самым выносливым я вообще предложила бы прогуляться до северной части города пешком, но не буду. Нет, не потому что долго, а потому что соблазнов по пути будет много. Так что или автобус, или железная дорога. Или метро, но от него довольно далеко. Кстати, метро в Киото устроено довольно-таки просто, это всего две ветки.
И пока мы добираемся до этого места, я расскажу сказку про него.
Рассказывают, что построили это здание в самом конце 14-го века, в 1397 г. для третьего сёгуна Асикага по имени Есимицу. Те, кто решит, что сёгун и император - разные люди - сильно ошибутся.
А история такова. В Японии был такой период жизни, который назывался период Муромати. В Киото есть даже район Муромати, который можно считать аналогом правительственной резиденции….
Но нет, так вы ничего не поймете…
Придется сначала.
Итак, у нас есть Япония в виде островов. Я пропущу периоды ее заселения китайцами, корейцами, я не буду говорить про айнов и еще более древних людей, создавших совершенно удивительную по конструкции керамику. Нет, я решительно выпущу весь этот период из нашей истории, а то я не доберусь до Киото вообще.
Кодзики - специальная такая книга, где была записана история Японии и ее императоров от богини Аматэрасу...
Государство Ямато началось в то время, когда в районе префектуры Нара стал образовываться город, а вокруг него новая культура, основанная большей частью на китайских законах и правилах. Позже, разумеется, сюда были привнесены местные законы, появились свои правители, в общем, появилась Нихон - Япония - и началась эпоха Нара. Было это в 8 веке нашей эры. В конце этой эпохи император Камму, решивший сбежать от растущей власти буддийских монахов, взял да перенес столицу. И сначала она должна была быть в Нагаоке, где ее строил человек по имени Фудзивара-но Танэцугу. Но вот беда - к окончанию строительства его убил младший брат императора Савара.
Этот самый Камму
Император страшно огорчился тем, что это было плохое предзнаменование, и потребовал, чтобы столицу строили в другом месте. Ну, Савару, как водится изгнали и то ли убили, то ли заморили голодом. Надо сказать, что заодно как-то внезапно умер прямой наследник престола вместе с матерью, что тоже было списано на козни Савару. В общем, все умерли, а новую столицу построили в долине рек Кацура и Камо, связывавших город с будущей Осакой (на том месте тоже был город-порт, собственно, это и послужило дополнительным доводом для строительства). Город назвали Хэйан-кё "Столица мира и спокойствия". И через много лет она стала просто "столица" - Киото (кё-то).
Как вы яхту назовете - так она и поплывет. Период Хэйан стал в истории Японии совершенно легендарным как по уровню развития, так и по красоте созданных произведений искусств. До сих пор, если вы слышите о чудесных образцах керамики или живописи Японии, о лаковых шкатулках или веерах и ширмах, об изумительной красоты тканях или искусстве древней каллиграфии, о поэзии танка или исторических хрониках, о… короче обо всем, что связывает наша память со словом "Япония", речь с большой вероятностью речь идет о периоде Хэйан или эпохе Токугава (это я про Хокусая вспомнила). Сады камней и воды, бонсаи, искусство чайной церемонии, легендарные японские мечи и множество других вещей были созданы в Киото в этот самый период Хэйан.
Как ни странно, а Киото строилось "по фэн-шуй", то есть по китайским учениям о выборе места, которое мы сегодня назвали бы ландшафтным дизайном. Во главу угла было положено удобное водоснабжение города, которому сразу предназначалась роль столицы. Опасение влияния буддийский монахов сказывалось с первой минуты - храмы разрешалось строить за чертой города.
Период Хэйан - золотой век истории Японии, правда назвать его совсем уж спокойным нельзя. "Всю дорогу" тут воевали четыре самых влиятельных японских клана на тот момент: Тайра (дом императора), Минамото (которые появлялись из отпрысков императора, не имеющих прав на престол), Татибана (старые императоры) и Фудзивара - вечные советники, сделавшие невероятно много для расцвета искусств, наук и ремесел в Японии, но ни разу не ставшие императорами. Кстати, обратите внимание, как часто в японской поэзии можно встретить фамилию Фудзивара, и это не случайно. Говорят, поэзия была воздухом этого дома, и любой Фудзивара был прекрасным поэтом. Так вот все четыре клана воевали между собой и держали на этот случай армии самураев, которые в конце концов и свергнут действующую аристократию… но это будет еще очень нескоро и я до этого так и не дойду, потому что это история совсем другого города - Токио.
А мы вернемся в эпоху Хэйан. Закончилась она в 1185 г., когда два рода Тайра и Минамото сошлись друг с другом в жесткой войне. Представители рода Тайра отступали на свои корабли, а корабли Минамото теснили их… Когда стало понятно, что ситуация близка к концу, мужчины дома Тайра бились до последнего, после чего надевали тяжелые доспехи и прыгали с корабля в воду. В воду же прыгнула бабушка императора, опоясанная священным мечом, что вручила императорам сама богиня Солнца Аматэрасу… На руках у нее был внук, а под мышкой ларец со священной яшмой и зеркалом - тоже подарком богини и тоже императорской реликвией. За ними прыгнула императрица… Внук и бабушка пошли ко дну. А императрица потеряла сознание и была выловлена на корабль Минамото вместе со священным ларцом.
Вообще-то вместе с ней выловили еще и главу клана Мунэмори и его сыновей. Их в ставку Минамото вез Ёсицунэ Минамото - старший представитель клана, а оставшегося в власти Ёритомо Минамото в этот момент пугали сговором брата с кланом Тайра. В конце концов, Ёритомо велел казнить младшего мальчика Тайра.
Минамото Еритомо (1147-1199) ведет армию клана Минамото в бой
В ставке он принял покорность дома Тайра и некоторое время унижал своих пленников, после чего отправил назад в Киото, якобы простив всех. Однако по пути убил обоих Тайра, а уже в Киото - и своего брата. Так что в войне выжил только один человек - Ёритомо Минамото. Он и стал первым сёгуном, основал правительство в городе Камакура, и это означало новую эпоху. Хэйан покатился к закату, а на его место пришло почти пять столетий хаоса и феодальных войн. Вот на это время и приходится сначала очень короткое время реставрации власти императора Кэмму, которого потеснили Муромати. В это время очень развивались инженерные направления японской мысли, горное дело, промышленность и даже сельское хозяйство, и все это на фоне непрекращающейся войны. В 1336 г. война расколола Японию на две части. Император бежал на юг, а на севере обосновался новый сёгун Асикага, удержавший власть в течение еще 235 лет. И третий из них, самый могущественный, строит то место, куда мы держим путь…
Могила Ёритомо Минамото
При Ёритомо столица находилась в ставке сёгуна, и именно Ёсимицу Асикага перенес сёгунат назад в Киото, так что город снова стал столичным, но не императорским. Однако при Ёсимицу каким-то образом собрал реликвии императорского дома (меч пришлось сделать заново) и ухитрился объединить обе династии - северную и южную (ну, собственно, что значит "ухитрился"? Династический брак и всех делов). Ёсимицу признал вассалитет Японии перед Китаем и ему был подарен титул "короля Японии". Ну, и поскольку Ёсимицу был буддистом, храмы стали строиться внутри города и вообще наступил расцвет буддизма, синтоизм был сильно потеснен.
Уф. Мы еще не доехали?
Ёсимицу Асикага
К концу жизни Ёсимицу потерял интерес к политике и посвятил все свое время молитвам и размышлениям. И провел его здесь - в Кинкаку-дзи (Золотом Павильоне), который был выстроен как воплощение нирванны - буддийского рая. Название отражает тот факт, что кроме нижнего этажа, все здание покрыто листами чистого золота изнутри и снаружи. На крыше здания, покрытой корой кипариса, красуется позолоченный медный китайский феникс, а вообще это сяридэн - место, где хранятся сокровища Будды.
Первый этаж - это приемный зал, построенный так, как это положено было в эпоху Хэйан для дворцов (стиль Синдэн), второй примерно такой же, только украшен живописью. Он построен в стиле Букке, который использовался для самурайских резиденций. Это зал музыки и поэзии, потолок расписан картиной "Танцы небожителей" Кано Масанобу. Третий предназначен для религиозных церемоний и выглядит как лаковая шкатулка. Его стены обработаны лаком, опять-таки покрытым золотом, а построен он в стиле китайских храмов дзен.
Внутреннее убранство храма
Третий этаж
Невероятной красоты сад, окружающий Кинкакудзи, поражает глаз и все это отражается в огромном озере-зеркале (Кёкоти, что так и переводится - озеро-зеркало). Из воды торчат удивительной формы камни, а с галереи самого павильона можно рассмотреть два острова Черепахи и Журавля - символов долголетия у японцев. Я так и не могу понять, искусственное происхождение у этих островов и камней, или природное, ибо сочетаются они самым невероятным образом. Некоторые из деревьев, говорят, посадил сам Ёсимицу.
Кинкакудзи красив всегда. И зимой, и летом, но во время момидзи - красных кленов - он поражает красками.
Удивительно спокойная и философская по сути своей тропинка приведет нас к чайному домику Секкатеи, где можно выпить зеленый чай маття.
У храма тоже есть своя печальная история. Храм пережил войну Онин и множество мелких сражений, однако в 1950 г. его сжег один сумасшедший монах.
По следам этой истории великий японский писатель Юкио Мисима написал роман
"Золотой храм". Книга переведена на русский язык в 1993 г. Григорием Чхартишвили, известный ныне каждому по псевдониму Борис Акунин. В Японии был снят фильм "Золотой храм" в 1976 г. (режиссер Ёити Такабаяси), в том же году поставлена опера Тосиро Маюдзуми, наконец, чуть раньше был еще один фильм "Пламя" (1958г.) режиссера Кона Итикавы.
Через пять лет храм был полностью восстановлен, но благородной старины на нем уже нет - выглядит он новым и ярким. Впрочем, для Японии это очень даже характерно - не слишком жалеть о том, что прошлого уже нет, тем более, если удалось создать красивое настоящее.
Конечно, любую книгу надо читать (а любое здание или вообще произведение искусства - смотреть или слушать), но все же я рискну немножко рассказать сюжет и как оно было…
Жил такой человек - Мидзогути, который с детских лет был наслышан о легендарном и прекрасном Золотом Храме. Однако вот беда, сколько ни смотрел он на его изображения, он не видел ничего в нем красивого.
Сумасшествием Мидзогути заразился после несчастной любви. Он влюбился в девушку, однажды выбежал к ней на улицу, от волнения не смог сказать ни слова потому что заикался от природы, но сильно ее напугал. За это его отругал дядя, а сам Мидзогути разозлился и пожелал ей смерти как свидетельнице позора. Девушка действительно погибла от руки своего возлюбленного, а Мидзогути решил, что его проклятия имеют волшебную силу.
Когда он впервые увидел Золотой Храм, он ничего не понял. Старое, темное, невзрачное здание. Но каким было отражение в воде! И юноша решил, что Прекрасное прячется от человеческих глаз и обманывает его…
Ну, а потом отец юноши умер, а сам юноша поступил в храм-школу при базирующейся в Золотом храме буддийской академии Риндзай. Он много и часто смотрел на храм, но его красота была неуловима для него.
Шла вторая мировая война, и Мидзогути осознал, что храм может погибнуть при бомбардировке. Он очень этого боялся, как и самой войны, но при этом был счастлив. Храм мог умереть так же, как и он, в одном пламени взрыва. Но война кончилась, а храм остался. И связь с Храмом прервалась. Он сильно страдал от этого и всячески пытался восстановить ее. И, помня, что мысль о невечности Храма, позволяла ему соединиться с ним, он задумался об уничтожении Красоты и понимании ее, слиянии с ней, через это уничтожение.
Мидзогути связался с Касиваги, человеком с сильным косолапием. Они оба стали своего рода хулиганами при храме и дождались того, что настоятель объявил, что не будет делать Мидзогути своим преемником. Вдобавок ко всему душевную болезнь усилили проблемы с женщинами. Казалось, что чистота Храма отталкивает Мидзогути от женщины. И только сбежав из храма, он смог наконец-то провести ночь с проституткой.
Однажды он узнал, что в Золотом Храме не работает пожарная сигнализация и увидел в этом перст судьбы. Он вспомнил слова из книги «Риндзайроку»: «Встретишь Будду - убей Будду, встретишь патриарха - убей патриарха, встретишь святого - убей святого, встретишь отца и мать - убей отца и мать, встретишь родича - убей и родича. Лишь так достигнешь ты просветления и избавления от бренности бытия». Уже почти не осознавая своих действий, он схватил солому, взял нож и мышьяк и помчался поджигать Храм. Первоначально он планировал отравиться и заколоть себя ножом на третьем, священном ярусе Храма. Но когда солома уже горела, он передумал и убежал.
Храм Кинкакудзи считается одним из самых красивых мест не только Японии, но и мира.
Так что Золотой Павильон - предмет гордости Японии. Посещение храма относительно свободное, если не ошибаюсь, до 17:00 вечера. Рассчитайте свое время так, чтобы осталась возможность погулять по тропинкам и предаться мыслям о Возвышении или хотя бы просто отдохнуть.
Пост следом - с фотографиями Храма
Источники:
http://www.tokyo-transit.com/tours/kioto.phphttp://www.poedem.ru/country/japan/photos/kioto/5345/http://uchiha0023.mindmix.ru/2696-905-kioto-zolotoi-pavil-on.zhtmlhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1417/%D0%9A%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%BEhttp://bernshtam.name/?page_id=508http://aikibudo.ru/cgi-bin/tdrkit.cgi?tat=68&id=44http://en.wikipedia.org/wiki/Kinkaku-jihttp://japany.ru/a/imperator_kammuhttp://www.buta-connection.net/phpBB2/viewtopic.php?p=21197&sid=26a28fbab0fdc0b2b3b1d6d31d947eebhttp://www.japankyoto.ru/temple/kinkakudzi.htmlhttp://ciwar.ru/dalnij-vostok/samurai-940-1561/kto-takie-samurai/http://www.japantravel.ru/rus/japan/city/document1775.htmhttp://www.helpingjapan.ru/node/1202Очень интересная книга
Кира Булычева (Игоря Можейко) "1185 год"