Флейта сякухати

May 18, 2012 15:43

image Click to view



Говорят, флейта сякухати происходит от флейты, которая использовалась дзен-буддистами в 17-м веке. Это даже входило в программу обучения монахов секты Фуке, а название означало просто размер инструмента, хотя на самом деле он может быть разным, существует около 20 видов инструмента.
Гигантская флейта:

image Click to view



Поскольку это один из основных медитативных инструментов, флейта сохранилась до наших дней и довольно часто используется в мире. Остальное - из Википедии

В настоящее время можно выделить несколько основных школ сякухати:
1. Тодзан (яп. 都山流 то:дзанрю:), основанная Накао Тодзаном (1876-1956), на данный момент самая многочисленная школа Японии.
2. Кинко (яп. 琴古流 кинкорю:?), названная в честь основателя Кинко Куросавы (яп. 黒沢琴古 куросава кинко?) (1710-1771). На данный момент как таковой школы кинко нет, есть течение.
3. Мёан (яп. 明暗流 мё:анрю:?), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото. Образовалась немедленно после разгона секты Фукэ в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Синрю Одзаки (1820-1888).
4. Кётаку, школа основанная Коку Нисимуры, монахом комусо, жившим в прошлом веке. В школе изучают музыку для медитации (хонкёку) на разновидности флейты сякухти - «ктаку». Сам мастер Коку Нисимура ввел этот термин для своих флейт, которые отличаются от сякухати длинной и конструкцией внутреннего канала.
5. Дзэнсабо, школа основанная мастером Ацуя Окуда. Мастер занимается не только игрой на флейте, но и сбором бамбука, уделяя этому особое внимание в своей школе.
6. Докёку или «Путь Ватадзуми» - школа основанная Ватадзуми Досо. Мастер Ватадзуми так же известен созданием термина «хотику» - так он стал называть сякухати больших размеров.
Музыкальные направления сякухати

image Click to view



На данный момент можно выделить три основных направления
1. Хонкёку - «первые пьесы». Изначально сякухати была создана не как музыкальный инструмент, а как инструмент духовной практики. Пьесы этого жанра были написаны специально для этого и музыкальными считаться не могут. Это музыка для медитации, которые пользовались монахи секты Риндзай, практикующие суйдзэн.
2. Гайкёку - музыка для ансамбля, в который обычно входили: кото, сямисэн, вокал и сякухати. Причём сякухати в ансабле была лишь аккомпанементом.
3. Минъё - народная музыка.

image Click to view



История сякухати

Есть несколько версий появления сякухати. Одна из них предполагает, что сякухати прошла долгий путь из Египта в Индию, затем в Китай, а потом в Японию. Возможно, одним из прародителей сякухати могла стать китайская флейта сяо. Однако учитывая то обстоятельство, что истинное происхождение флейты на данный момент установить довольно сложно из-за сокрытия этой тайны сектой Фукэ (секта монахов комусо, школы Риндзай), стоит отметить здесь легенду, которой придерживалась секта Фукэ от момента своего создания в 1600-х годах, до закрытия во время реставрации Мэйдзи.

image Click to view



Химэдзи осиро мацури
Согласно этой легенде, в Китае, во времена династии Тан в в IX веке жил человек, которого звали Фукэ. Он странствовал по стране и звонил в колокольчик, призывая окружающих к просветлению. И один человек увидел в Фукэ учителя. Он сделал флейту из бамбука и стал подражать звуку его колокольчика. Так появилась на свет первая пьеса для сякухати - кёрэй. А флейта была названа кётаку, что в переводе с японского - поддельный колокольчик.
В то время флейта сильно отличалась от той сякухати, которую мы знаем сегодня. Она была сделана из верхних колен бамбука, была тонкостенная и короткой - не более трех колен (в то время как современная сякухати делается из семи колен прикорневого бамбука). Те, кто проповедовал учение Фукэ до 1600-х годов использовали эту флейту для своих духовных практик. Они называли себя «комосо» (яп. 薦僧 комосо:?), что в переводе с японского означает «монах соломенной циновки». Это были нищие странствующие монахи, которые бродили по Японии, собирая подаяние. Важной особенностью являлось то, что в ряды комосо могли вступить выходцы из совершенно любых сословий.
В 1600-х годах приказом японского правительства была организованна секта Фукэ. Секта монахов комусо (яп. 虚無僧 комусо:?), что в буквальном переводе означает «монах небытия и пустоты». В ряды комусо могли вступать только представители высшего сословия - самураи. Согласно традиции, самурай, который хотел уйти от мирских дел, мог прийти в храм, отдать свой меч и получить взамен флейту и приступить к духовной практике. Так же были строго регламентированы правила поведения и одежда. День комусо был расписан по часам.
В начале реставрации Мэйдзи секта Фукэ была распущена правительством. И в то время, для сохранения традиции сякухати, были созданы первые школы: кинко-рю, тодзан-рю и мёан-рю.
В настоящее время сякухати применяется не только для духовной практики и игры классических японских произведений, но и для исполнения современных композиций. Музыканты всего мира используют инструмент для исполнения джаза, этнической и других направлений музыки.

image Click to view


традиции народов мира, Япония, японская музыка, японская культура, вокруг света, японские традиции, музыка, история Японии, культура

Previous post Next post
Up