Поездка в Москву. Часть 5. Воронцово поле (конец улицы)

Dec 24, 2011 03:37


Когда к островам
довелось мне причалить,
Как завидовал я
Кораблям из Куману,
Плывущим в Ямато!

Ямабэ-но Акахито

Итак, после совещания внутренних голосов, когда победил "познавательный" маршрут, мне оставалось только тяжело вздохнуть и вернуться с переулка Обуха, после чего топать вперед-вниз по Воронцову полю дальше.
Вообще-то в домах на Воронцовом поле черт ногу сломит. Посмотрите на карту и убедитесь в этом сами - сколько 16-х или 10-х домов на улице. И это понятно почему происходит - старая архитектура, купеческие дома, которые хотя и не обладали большой этажностью, но уж точно имели тьму-тьмущую разных построек вокруг. Конюшен, например. Вообще - если внимательно посмотреть на карту города сохранившихся старых областей Москвы, то легко заметить, что там нет никакой особенной последовательности застройки, а здания разрастаются как усадьба. Типичная боярская или купеческая усадьба. И стиль зданий тут именно такой - боярско-купеческий. Но зато свой, не заимствованный (хотя, разумеется, все архитекторы привносили свое, особенно, как водится, итальянцы), да и вообще европейское влияние на нас всегда было сильным.
Как развивалась Москва вообще?

Боровицкий холм, на нем Кремль, точнее княжий терем. Это то, что называлась Детинец. Вокруг - четыре посада. Торговые пути-дороги рубились прямо через лес, а Садовое кольцо - это сплошные сады, где находится очень стандартная схема зажиточных домов: изба, баня, хозяйственный двор, сад, прудик. И все!
Сам Кремль был чуть ли не единственным сооружением, где видно влияние иностранцев - причем, как европейцев (это все же ЗАМОК), в первую очередь - итальянцев и византийцев (Успенский храм - это же типичное Возрождение от Аристотеля Фиораванти, а Архангельский собор - это Венеция чистой воды, даже кремлевская стена с зубцами в виде "ласточкина хвоста" - это Милан и Верона), так и азиатов.
Смотрите сами:
Успенский храм:



Архангельский собор (ну, добавьте изящных линий и поставьте его на Гранд Канал)


Это зубцы Кремля:


А это - Верона


Это не Кремль. Это Милан.




Похоже? :)

Часто можно встретить фразу об эклектичности московской архитектуры, однако за умным словом суть довольно простая - участившиеся случаи визитов за границу привели к тому, что у нас "захотели так же", а дальше начали лепить на родную русскую базу привнесенные черты чего угодно - от барокко до готики. Причем довольно часто, определив стиль строения, можно уверенно назвать время его постройки, поскольку мода менялась в зависимости от вкусов императорского двора. Вот был такой дом Голицына в Охотном или храм Покрова Богоматери в Филях, который и сейчас есть? Это барокко. Полноценное роскошное барокко. Кто у нас выпендреж любил? Алексей Михайлович и Елизавета Петровна. Чуть ли не самые пышные времена нашей истории.


Видите, где-то дорога стала подходить близко к дому? Это влияние Петра и Европы. (В русской традиции дом-то ставить В ГЛУБИНЕ усадьбы, а не близко к дороге).
Кстати, посмотрите - видите ли здания в Москве петровских времен? Нет, и правильно, что не видите. Камень уходил в северную столицу, а в Москве даже щебень на дорогу запретили тогда класть. Не было каменных строений в Москве тех лет.
А когда появились мощеные улицы на европейский манер?
Несложно догадаться, даже если совсем не знать историю, только общие моменты. Когда на престоле Екатерина II. Сохранилось стремление к Европе, но оно уже смягчается, поэтому и вольностей больше. А какая может быть архитектура тех времен?
Ну, вот сами угадайте. С одной стороны - мы богатая страна в те годы, с другой стремимся к европейской аккуратности, везде свет, вымощенные улицы, чистота?
Классический стиль плюс барокко - это эпоха Екатерины. Дом Пашкова - это оно самое.


Если посмотреть на Воронцово поле и вспомнить, что застраивается оно очень интенсивно в конце XIX - начале XX века, то какой стиль-то стоит ожидать? С трех раз? :))
Модерн.
Редкий случай, когда у нас стали стремиться сделать все красиво снаружи и изнутри, активно используют новые материалы, причем привлекают то, что называется "неорусским" или "псевдорусским" стилем. Третьяковская галерея построена именно таким образом.


Уберите тут центральную часть и посмотрите на прямоугольник самого здания - сомнений не останется.

Одно из самых вычурных зданий на Воронцовом поле - посольство Индии. Это тоже модерн с примесью барокко-рококо, что дает Арт-Нуво, то есть популярные в те годы вариант модерна в Бельгии и Франции (с поправкой еще на то, что это перестройка старого здания). И можно сказать, что почти вся улица - это модерн.
Для Москвы это большая редкость и потому, что здесь почти не встретишь такого однообразия стиля (ну, я не говорю о советских спальных районах), и потому что он вообще сохранился, наконец, потому, что модерн вообще у нас продержался недолго (правда, зато надолго вошел как основной стиль пластиковых советских кухонь).

В 1918 г. эта улица почти разом освободилась от владельцев. Прошла "экспроприация экспроприаторов", которая касалась в первую очередь двух классов - аристократии и буржуазии, сиречь купечества. Но свято место пусто не бывает - прекрасные дома, красивые и прочные, не пропадать же добру?
Новые владельцы никак не торопились расстаться с ними, поэтому подавляющее большинство так и находится на Воронцовом поле с того же 1918 г. Ну, а теперь представьте, какой историей должна обладать улица, если "новенькие жильцы" на ней живут уже почти сто лет?
Так что улица стала не только интересной с исторической и архитектурной точки зрения, но еще и с точки зрения своей значимости. Кстати, кто-нибудь помнит, куда увели пса Шарика в "Собачьем сердце" Булгакова? В Обухов переулок (в Институт мозга, надо понимать?)
И ведь что интересно - в Москве есть куда более красивые и изящные здания, есть и более зловещие места, а все же именно эта часть Москвы хранит собственно старый московский стиль построек.

Но я продолжу движение наконец-то.
Это изящное здание вдали - Посольство Индии, о котором речь уже немножко шла.


Об этом здании многое известно, в частности, можно посмотреть историю и здания, и его бывшего владельца тут:
http://il-ducess.livejournal.com/226044.html
http://il-ducess.livejournal.com/197966.html
Изначально в этом доме жили купцы Латышевы, но дом свой продали другому купцу - Бахрушину. Последний славился как собиратель российской старины и вообще русофил до мозга костей. Коллекция его так разрослась, что потребовала отдельного особняка, которым и стал дом на Воронцовом поле.
На втором и третьем этажах своего дома он устроил домашний музей, в котором дважды в месяц собирались писатели, историки, любители старины (Д.Н.Анучин, П.И.Бартенев, А.М.Васнецов, В.А.Гиляровский, И.Е.Забелин, А.В.Орешников, М.И.Семевский и др.). Картины, рисунки, гравюры, фотографии, иконы, книги, фарфор, финифть, изделия из бронзы - купец был вполне "всеяден". Библиотека Бахрушина насчитывала около 30 тысяч томов по 33 разделам. Алексей Петрович участвовал в работе Общества любителей древней письменности, Общества любителей художеств и др. Очевидцы говорят, что во всем, что касалось русской истории, Бахрушин становился неумолим.

В те годы здание выглядело так:


(балконы позже снесли). Проживи купец долго, кто знает, чем бы все закончилось? Но он внезапно умер и даже завещания не оставил. Вдова купца коллекцию, оцененную в 140 тыс. царских рублей, сдала Историческому музею (где она, кстати, долгое время просто валялась в ящиках, а потом ей отвели два зала), а дом продала опять-таки купцу Бардыгину.
Кстати, Бахрушинская библиотека в конце 1930-х гг. была передана в Государственную публичную историческую библиотеку.
В 1911 г. Баргдыгин нанимает архитектора Барютина для того, чтобы переделать дом (он и сейчас стоит в этом виде)








Несколько фотографий изнутри здания:









Красивый особняк, одним словом. Теперь это посольство Индии. Там вдали - еще один павильончик в типичном стиле ампир. Его называют "дачей Наполеона", а называют так потому, что говорят в 1812 г. Наполеон именно отсюда осматривал Москву.
Последую и я его примеру.
Взгляд вниз, на Подколокольный переулок (если его продлить, то там будет Китай-город)









Конец Воронцова поля (четная сторона):



Взгляд на противоположную сторону - и мы видим одно из зданий Высшей школы экономики. Если я не ошибаюсь, тут находятся факультеты экономики, мировой экономики и Международный институт экономики и финансов.



Высшая школа экономики или попросту "Вышка" считается одним из лучших ВУЗов страны. У него четыре отделения - кроме Москвы еще в Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде, плюс огромный престиж. Мне лично сложно судить, насколько он обоснован, ибо я не специалист в этом направлении. Но подозреваю, что изрядная доля истины в этом есть.
Основана ВШЭ в 1992 г., и я еще помню те события и свой личный скепсис в этом вопросе. Дело в том, что в 1991 или даже чуть раньше в МФТИ начали читать альтернативные курсы экономической теории и создавать аналогичные кафедры (у нас, кстати, тоже попытались сделать нечто такое и я еще помню в своей голове слабый след того курса). Параллельно такие же кафедры были открыты в МГУ, как водится, на самых "правильных" для экономики факультетах - физическом и историческом.
Концепцию нового ВУЗа спровоцировали Егор Гайдар и Леонид Абалкин, поддержали грантами Сорос и Евросоюз, в общем, подозрительные личности :)
Мой скепсис впервые был поколеблен, когда я обнаружила, что туда ушел вполне известный математик-экономист Григорий Канторович (физик по образованию, к слову сказать - ну, откуда бы я его заочно знала? По старым мат.моделям, разумеется).
На данный момент вроде бы даже у скептиков мнение давно сдвинулось в положительную сторону. Я не исключение :) До Лондонской школы им, наверное, еще далеко, но в России она точно лучшая. И для российского рынка со всеми его особенностями - тоже.

Здание было передано Минэкономики и развития в 2006 г., а до того с 1932 г. принадлежало военной академии им. Куйбышева, выпускавшей военных строителей. Если кто справедливо вспомнит про стройбат, то я напомню, что бункеры, защищенные от прямых ядерных ударов, создавали тоже тут.
Здание было специально построено для военной академии (ее возглавлял Дмитрий Михайлович Карбышев - тот самый человек, который прошел множество фашистских концлагерей, возглавлял лагерное сопротивление, которого облили на морозе водой, в результате чего он погиб в 1945 г.).
Архитектор здания А. Круглов, здание оказалось ближе к классическому, точнее даже неоклассическому стилю и было как раз одним из тех угловых зданий, которые оказались далеко отстоящими от дороги, потому что по плану она позже должна была пройти ближе.

Это пожалуй, и все на сегодня. Поворачиваем на Покровский бульвар



Ссылки по теме: http://www.kailash.ru/news2/news1878.html

не-японское, фотографии, Россия, люди, Москва, вокруг света, я, путешествия

Previous post Next post
Up