Оригинал взят у
japan_walks в
В резиденции сёгунаЯ все никак не найду в себе сил написать продолжение нашей поездки в Киото в марте нынешнего года.
Вспомню еще раз хронологию событий, произошедших в марте:
11-ого - землетрясение. После чего не было воды, газа. На бензоколонках выстроились километровые очереди за бензином.
12-ого - провели день дома. Съездили в местный торговый центр. В магазине не было хлеба, и инстант-лапши.
13-ого уехали в Хаконе. Дома по-прежнему не было ни воды, ни газа. Ни
помыться, ни поесть приготовить. И трясло постоянно, что у нас у всех
началась "морская болезнь".
14-ого ночевали в Хаконе. Там никаких даже намеков, что где-то что-то
произошло. Если не включать телевизор. Если включать, то по всем каналам
репортажи из пострадавшего региона. К вечеру поехали обратно, домой,
по дороге заправились бензином, потому что было ясно, сейчас въедем в
Токио, и бензина не будет. Так и было. В машине слушали радио. "Сводка"
из Фукусимы не впечатляла. Настроение было ...вернее, никакого
настроения не было. Состояние тревожности.
15-ого в школе были занятия. Всего 2 урока. Школа прямо рядом с домом.
Из дверей в двери - всего 2-3 минуты (***Тут очень важный момент:
ребенок ушел в школу в 7:50, а в 9:38 произошел взрыв. Соответственно,
наш населенный пункт, находящийся в 180 км от АЭС накрыло "радиактивное
облако"). После школы , в 10 утра, ребенок вернулся домой и находился
весь день дома. Это был самый неудачный день в истории Фукусимской АЭС,
произошел взрыв водорода, который транслировали на весь мир, и на весь
мир "трубили", что на Фукусимской АЭС произошел взрыв реакторов, что
"ахтунг! ахтунг!" с Японией можно попрощаться... Японское телевидение
показывало крупным планом лицо Эдано, у которого были красные глаза,
явно, Эдано несколько суток неспавший, был не в самой лучшей форме, но
никакой угрозы человечеству на его помятом и уставшем лице не
выражалось...Я в сметении...
Вечером 15-ого моему внешнему спокойствию пришел конец (*** начиталась
жж и русскоязычной прессы). Принято решение, что мы уедем на Кюсю, к
моей подруге.
16-ого с утра муж позвонил в школу и сказал, что мы уезжаем, предупредил, что до конца триместра ребенок в школе не появится.
С тяжелым чувством собрали вещи, загрузились в машину и поехали
К вечеру доехали до Нагои. Остались на ночевку. Здесь же мы приняли
решение, что до Кюсю далеко и дорого. Максимум, доедем до Киото, а там
посмотрим.
17-ого приехали на о.Бивако.
18-ого приехали в Киото.
19-ого посмотрели Осаку.
20-ого я сказала, что больше не могу находиться в этой "эвакуации". Мои
меня поддержали. Решили возвращаться обратно, на восток. Сделали еще
одну остановку. Посмотрели Инуяму и Мейдзи-мура.
21-ого вернулись домой.
Жаль, что я не записала сразу наше расписание, где и когда мы были. Но
вроде бы в датах ничего не перепутала. Плана изначально такого и не было
вовсе. Так что "тур" наш под кодовым названием "эвакуация" был сплошным
экспромтом. Никаких гостиниц мы заранее ничего не бронировали.
Просто...ехали с Востока на Запад.
То, что Киото станет нашим конечным пунктом, решила, конечно, я. Дальше
Киото ехать уже не хотелось ни за что на свете. Сколько мы пробудем в
Киото,я не знала. Но решила так, либо мы едем до Киото, проводим там
нашу последнюю ночевку, и начинаем двигаться в обратную сторону, либо мы
какое-то время находимся в Киото. Всё зависело от того, как стали бы
разворачиваться события на аварийной АЭС. Вобщем, всё было весьма
расплывчато и туманно. И что дальше ждать от жизни, никто не знал.
Говорить "на тему..." никому тоже не хотелось. Надо было отвлечься. И
лучше всего сделать это отвлечение, переключившись на духовные и
культурные ценности:)
Итак, Киото. О Киото "того периода" я еще напишу. Сейчас ограничусь
лишь общими мыслями, и эпизодом из нашей прогулки по Киото. В Серебряном
павильоне.
Вобщем, в Киото я уже была энное количество раз, конечно. Но не могу
похвастаться, что хорошо знаю этот город. Потому что бываю в Киото
исключительно с туристами, и исключительно по туристическому маршруту.
Что касается однодневной экскурсии по Киото, тут да, я могу с закрытыми
глазами вас провести по нему, всё рассказать и показать. С утреннего
синкансэна до вечернего, когда вам надо обратно в Токио. И все.
Туристический Киото, он туристический. Не более того. От туристического
Киото я уже, честно говоря, немножко подустала. Хочется как-то познать
город с другой стороны. А для этого нужно время.
Мало того, туристический маршрут предполагает 3-4 места посещения, а
посмотреть в Киото можно очень-очень много. Да что я говорю. Я помню,
что когда ко мне в Токио приехала сестра (мы тогда жили в Токио), она
провела у меня месяц, и за тот месяц, что она у меня гостила, мы не
успели с ней посмотреть и 10%-доли той "экскурсионной" программы, что я
запланировала на ее приезд. Так это в Токио, который весь был разрушен
во время Второй Мировой войны, и соответственно, весь заново отстроен. А
что говорить уж тогда про Киото, про город "двух тысяч" храмов?!
Эх...познать город как Город уже можно в том случае, когда ты "наелся"
его культурой, выраженной в памятниках. А пока эта стадия познания
города не достигнута, то Киото еще долго будет оставаться для меня
городом-музеем.
И тут уж, воспользовавшись тем, что мы приехали в Киото сами, без
каких-либо туристов, и никуда не спешим, решили пройтись по тем ...опять
же туристическим маршрутам, на которые никогда не остается времени,
если речь идет об обзорной экскурсии по Киото.
Кстати, в 2006-ом году мы так же вот сами приезжали в Киото и даже
прокатились на туристических экскурсионных автобусах, послушали
экскурсии для японских туристов. На японском языке. Но тогда мы тоже
мало что увидели, и всё было галопом по Европам.
Конечно, лучше всего, чтобы познакомиться с таким необыкновенным
городом как Киото, лучше там пожить, по возможности несколько лет.
Но...Вот, вы знаете, удивительно, даже парадоксально, но я там чувствую
себя чужой. И город мне чужой, и я ему чужая. Диалога не происходит. Я
там, действительно, хожу как по залам музея и рассматриваю экспонаты. И
даже если я просто сижу в "Старбаксе" в киотском, а рядом сидят
иностранцы киотские, то мне и "Старбакс", и иностранцы там сидящие, - и
это всё мне чужое.
Мне режет слух киотский диалект. Так что японцы из Киото мне тоже чужие.
Вот такие мысли меня там посещали, когда мы направлялись к Серебряному
павильону. Хотелось нам там пройтись, без толпы людей, без суеты. Как
раз время было такое, что иностранных туристов после землетрясения как
корова языком слизала, а для самих японцев туристический сезон тоже еще
не начался, даже сакура-то еще не зацвела. Да и события...сами
понимаете, какие тогда произошли у нас тут События.
Перед входом в лавку, где продают сладости (данго) мягкая игрушка в виде манэки-нэко.
Обожаю эти пирожные, но...никогда их не ем. Я только от одного их вида начинаю набирать вес:)
В марте повсеместно проходили выпускные в учебных заведениях.
Соответственно, повсюду можно было увидеть молодых девушек, наряженных в
кимоно.
Про сам храм писать не хочется. Зачем я буду в который раз тут что-то
писать, когда есть...интернет:) Кому интересно, можно хотя бы
в Википедию заглянуть.
Но все-таки подчеркну, что храм получил статус храма только после
смерти своего хозяина, сёгуна Асикага Ёсимасы, который построил
Серебряный павильон для себя в качестве собственной резиденции. Ну а
дальше, историю про то, что у него не хватило денег покрыть павильон
серебром, аналогично тому, как его дед покрыл стены своей виллы
сусальным золотом:) - об этом уже тысячи и тысячи раз написано,
переписано, информации в инете полно. Ничего нового к тому, что уже
написано, я добавить все равно не могу. Я не являюсь
серебряно-павильоноведом:)
Заходим в сад.
В саду основной достопримечательностью "официально" является храм
богини Каннон, однако, любой, кто побывал в саду Серебряного павильона,
согласится со мной, что сразу, как попадаешь в сад, внимание целиком
приковывается к площадке, засыпанной галькой с конусообразным объектом в
центре площадки.
Это было время, когда "в моду" входили сухие сады, или как еще их
называют в русском языке "каменные". Но тут мы хорошо видим, что сад
камней в Гинкакудзи (Серебряный павильон) представляет из себя аккуратно
"причесанный" граблями гравий.
На мой взгляд, японское храмовое искусство, и ландшафтный дизайн, это
такое уникальное творение, которое вызывает определенные чувства. И
эмоции. Тут, находясь в саду Гинкакудзи, созерцая окружающую тебя
реальность, нельзя сказать, что "ах, в зобу дыханье спёрло" от такой
красоты. Мы, люди, выросшие в русской культуре, все-таки, я не побоюсь
этого слова, или выражения, мы люди, имеющие другой культурный код. Мы,
так сложилось, привыкли созерцать несколько иные формы реальности и
привыкли несколько к иному визуальному ряду.
Гинкакудзи с его садом никак не вписывается в этот визуальный ряд.
Однако, дело не в привычке. А в том, что японская храмовая культура для
нас, созерцателей, имеющих "другие привычки", - эта культура несет в
себе несколько иной посыл. Все-таки надо сделать акцент на том, что
Гинкакудзи олицетворяет собой определенную эпоху в истории Японии -
Культуру Хигасияма. Именно в этот период на искусство и архитектуру
Японии большое влияние оказывает дзэн-буддизм.
Сама этимология слова "дзэн" предполагает "сосредоточение" и
"размышление". И в этом смысле, можно с уверенностью сказать, что сад
Серебряного павильона является идеальным местом для проведения
умственных занятий:)
Склоны холмов в саду были усыпаны белым цветом подбела.
В саду Гинкакудзи как в нашей Мариинке, когда ты смотришь там балет:)
Чтобы увидеть картину танца, надо покупать билет на 3-ий ярус:) Так и
тут, чтобы увидеть "картину" сада, надо забраться повыше.
Как сказала одна моя туристка:"Европейская архитектура меня восхищает, а
японская - успокаивает". Как нельзя кстати, мне вспомнились ее слова
именно здесь, в саду Серебряного павильона.