Мой собственный пост изволил сдохнуть по подсадке сети (се ля ви, хотя и жалко), так что придется взять другой. Я хотела его разместить через недельку, но не судьба, значит.
Взято отсюда:
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/296314.htmlс замечательного жж Евгении
zajcev-ushastyj, очень часто (практически всегда) публикующей интересную информацию о Японии. (Всегда рекомендую!)
Итак... (перепост)
Фотографию для опроса-загадки (речь про этот пост:
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/296087.html (w-j)) я взяла из найденного в Интернете
фотоальбома Казумасы Огава "Японские костюмы до эпохи Реставрации", 1895 года издания.
Правда, в издании 1895 года фотографии черно-белые.
Часть этих фотографий была переиздана уже в раскрашенном виде в 1900 году в фотоальбоме "Фотографии японских обычаев и традиций".
Фотографии выбирала преимущественно на свой вкус, что мне лично больше интересно. Если кому хочется и остального, смотрите по ссылке, там огромное количество всякого интересного.
Все фотографии кликабельны!
Начну, пожалуй, с самого древнего из представленных там костюмов.
Как следует из описания, костюм придворного высокого ранга 7-8 века. Т.е. это у нас Нара-период японской истории. Костюмчик практически полностью скопирован с корейско-китайского оригинала.
Заметьте, штаны прямого кроя и рукава относительно неширокие.
Еще костюмы той эпохи, простонародные.
Два скульптора вырезают буддийскую статую.
Разница со знатью не очень велика, в основном, ткани и отделка. Плюс некоторые дорогие мелочи, прямо указывающие на ранг носителя (имеется в виду, что у скульпторов этих знаков отличия нет).
Следующий период - нежно любимый мной Хэйан.
Костюм для традиционно-ритуального танца. И костюм, и сам танец имеют очень древние корни, еще аж индийские. Но дожили практически без изменений вплоть до нашего времени. И по сей день в храмах профессионалы изображают танец Золотого Льва, желая этой стране процветания и богатства.
Кому интересно, современную версию этого костюма можно посмотреть
тут.
Еще костюмы Бугаку.
Этих райских птичек и бабочек в наше время тоже можно увидеть практически в тех же костюмах на некоторых фестивалях Старой Столицы.
Увлекающимся "хэйней" этот костюм, несомненно, хорошо знаком. Придворный мужской наряд сановника высокого ранга. Тот же Принц Генджи носил похожий.
Благородный и состоятельный господин времен Хэйана. Без меча и "шяку", но с веером.
Корейско-китайские корни в костюме еще видны. Но штаны уже в складочку и рукава модели "оосодэ".
Хорошо всем знакомый "джюнихитоэ" - костюм придворной дамы эпохи Хэйан. В самом полном его варианте.
Обратите внимание: тут появляются заново нарисованные брови - деталь макияжа, которая дожила практически до середины 19го века. А благородные дамы пренебречь этим не могли: без макияжа - все равно что голая. К концу эпохи Хэйан брови рисовали на выбеленном лице все дамы выше крестьянского сословия. А к началу Эдо-периода мода на "благородный макияж" стала повсеместной. Девушка, достигшая совершеннолетия, получала право на "красоту по древне-японски": такой вот макияж и черненые зубы.
Конец эпохи Хэйан, костюм танцовщицы "ширабёши". Гейши считают ширабёши своими предшественницами, хотя последние танцовщицы в мужских костюмах исчезли задолго до появления первых гейш. Но общее у них, несомненно, есть: хорошо образованные (по меркам своего времени) женщины, зарабатывающие себе на хлеб танцами и изысканной беседой с мужчинами.
Охотничий костюм самурая периода Камакура (12-14 века). Мне тут шляпка безумно нравится. Жалко, что после Камакуры местные вояки больше таких не носили.
Продавец любовных писем. Здесь написано "эпоха Токугав", но костюмчик у него происхождением из времен позднего Хэйана или Камакуры. Продавал, стало быть, любовные письма тем, кто ленился сам их сочинять или не обладал достаточно красивым почерком.
Юноша, одетый и причесанный по моде 17го века примерно, начало Эдо периода. Модник, однако.
Надо полагать, даймё при полном церемониальном параде.
Самурай в "камишимо". При усах, хвосте и мечах. Оригинальная ширмочка, сделанная из стрел, дополняет композицию. Хрень справа мне неизвестна. Вряд ли это вазочка. Буду весьма признательна, если кто-нибудь просветит меня насчет этого предмета. Судя по имеющемуся гербу, что-то важное.
Ну, и наконец, фото из прошлого поста с вопросом.
Это придворные дамы шёгуна. Жена и дочь высокопоставленных самураев. В данном случае не обязательно они родственники, но старшая - замужняя солидная дама, о чем говорит и прическа, и пояс, завязанный спереди.
А ведь многократно говорилось, что пояс узлом на пузе, прежде всего - показатель замужней дамы. Не все дамы и не всегда носили его завязанным спереди, но мода была достаточно распространена среди городских домохозяек разного уровня. И дожила кое-где до начала 20го века (преимущественно у небогатых консервативных горожан).
И "девушки легкого поведения" переняли эту моду для своих надобностей. Типа, общая жена. Только у проституток этот пояс выглядел совершенно иначе: не скромно завязанный узел, который не мешает домашним делам, а роскошное массивное сооружение, выставляющее напоказ и откровенно демонстрирующее занятие дамы и ее цену.
Вот, к примеру:
Добавьте к этому прическу, которая тоже скромностью не отличается. И босые ноги.
Еще одно фото девушек легкого поведения:
Классом пониже.
А вот чисто для сравнения еще пара приличных дам.
Здесь уже конкретно мать и дочь, одетые по моде ближе к середине 19го века. Пояс у старшей уже завязан сзади и брови не такие широкие. Зажиточные горожанки с достатком выше среднего. Вероятнее всего, из семьи богатого купца или самурая среднего уровня.