Бассейн преткновения

Apr 26, 2011 01:17

Новостей почти нет, поэтому перепечатают статью с Атоминфо, она хорошо объясняет, что проблемы у японцев не только со вторым блоком. И даже не только с первым. И даже не только с третьим :))) Но еще и с бассейнами выдержки:

http://www.atominfo.ru/news6/f0450.htm
ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 24.04.2011
Бассейн четвёртого блока становится главной проблемой аварийной АЭС "Фукусима Дайичи" в Японии. Компания TEPCO имеет план, как преодолеть водный кризис. Власти префектуры не готовы дать согласия на повторный пуск АЭС "Фукусима Дайни".
Таковы последние события на ликвидации одной из крупнейших в истории ядерных аварий - аварии на АЭС "Фукусима Дайичи".
Четвёртый бассейн
По остаточному энерговыделению бассейн выдержки блока №4 АЭС "Фукусима Дайичи" слабо отличается от реакторов.
По последним доступным японским оценкам, мощность БВ-4 сейчас составляет 2 МВт. Для сравнения, мощность реакторов блоков №№2-3 немногим больше, а именно, 2,4 МВт. А мощность реактора первого блока всего 1,4 МВт.
Столь высокое энерговыделение в БВ-4 легко объяснимо, если вспомнить, что в него была полностью разгружена активная зона для проведения ППР. Этот естественный для японских атомщиков шаг обернулся сегодня огромной проблемой - за пределами гермооболочки на верхних отметках стоит "корыто", забитое под завязку топливом.
Устойчивость четвёртого бассейна под большим вопросом. Конструкции повреждены взрывом, и компания TEPCO в своём плане действий по ликвидации последствий аварии ввела контрмеру (26) - установку дополнительных опор под бассейном. Не приведёт ли контрмера к обрушению нагруженных нижних конструкций? Это зависит от точности расчётов японского штаба.
Состояние БВ-4 и окружающих его конструкций изучается по всем полученным данным от разведки, в том числе, по снимкам с беспилотных летательных аппаратов. Дозиметристы утверждают, что мощности доз в помещении этажом ниже БВ-4 не представляют слишком большой угрозы, но планировщикам штаба ещё предстоит чётко определить для ликвидаторов допустимые времена пребывания в этом помещении.
Состояние топлива в бассейне по-прежнему представляет собой загадку. 12 апреля TEPCO взяла пробу воды в БВ-4. В пробе обнаружено присутствие 131I с объёмной активностью 220 Бк/см3.
Официального объяснения данному факту нет. Либо топливо в бассейне разрушено больше, чем представлялось. Либо японский штаб всё-таки сумел довести ситуацию до СЦР в бассейне выдержки атомного энергоблока, добившись тем самым печального приоритета. Демонстративное молчание западных экспертов заставляет думать о втором варианте.
Так или иначе, бассейн требуется разгружать. Но чтобы перейти хотя бы к планированию такой операции, нужна разведка. TEPCO намеревается провести её с помощью водонепроницаемой камеры, которую опустят в БВ-4 по той же процедуре, что и при взятии проб. Японцы считают, что уровень воды в бассейне примерно на 2-3 метра выше верхних частей кассет.
Первая попытка разведки была назначена на 22 апреля, но окончилась неудачей. Температура воды в БВ-4 оказалась равной 91°C, в то время как камера работоспособна при температурах не выше 50°C.
Открытие тем более неприятное, так как раз в два дня ликвидаторы заливают в бассейн по 140 тонн воды. Новую порцию залили только что, и температура упала до 66°C, что всё ещё выше порога работоспособности камеры.
Водный кризис
24 марта трое ликвидаторов получили высокие дозы местного облучения на стопы, промочив ноги в воде, собравшейся на полу машинного зала блока №3. На аварийной станции разразился водный кризис, продолжающийся уже месяц.
Ликвидаторы заливают воду в реакторы и бассейны выдержки, а вода выносит из них радиоактивные элементы, скапливается в лужи и создаёт непреодолимые преграды для людей. Если вода находит путь наружу, как это произошло в начале апреля на втором блоке, то происходит инцидент уровня "5" или "6" по шкале INES. Впрочем, на фоне общей оценки аварии как уровень "7", это уже не столь важно.
На каждом из блоков №№1-3 сегодня скопилось свыше 20 тысяч тонн воды с различной объёмной активностью. Если ничего не делать, то воды будет становиться только больше. Так, по оценкам японцев, на первый блок сейчас подаётся 6 м3/ч. Из них выпаривается 2 м3/ч, а 4 м3/ч исчезает в неизвестном направлении - то есть, в подвалы.
В плане TEPCO предусмотрен целый ряд мер по преодолению водного кризиса. Меры для блоков №№1,3 отличаются от мер для блока №2.

Из первого и третьего блоков, где активность воды ниже, её будут откачивать во внешние хранилища. До конца апреля предполагается начать откачку на так называемый "мегафлоут", или плавучий остров для хранения мусора. Туда ликвидаторы надеются слить 10 тысяч тонн воды, ставшей ЖРО.
После мегафлоута настанет черёд барж (2200 тонн). В мае и июле, соответственно, будут построены два дополнительных бака ёмкостью 22 и 20 тысяч тонн.
Для второго блока выбран иной подход. Вода на нём существенно более активна, так как на блоке повреждён барботёр. Поэтому её собираются частично вернуть в контур. На первом этапе 10 тысяч тонн воды будет перекачано в центральную станцию водоподготовки, а ещё 10 тысяч тонн в июле закачают в строящийся новый бак.
Вода из центральной станции водоподготовки будет подаваться на новый объект, построить который собирается группа AREVA - здание очистки высокоактивной воды. Очищенную воду будут собирать в специализированном баке и возвращать в реактор. Французы обещают, что производительность их установки для очистки составит 50 тонн воды в час.
Горячий бетон
На площадке продолжается разборка мусора, загрязнённого радиоактивными веществами. Возле третьего блока ликвидаторы обнаружили бетонный фрагмент с размерами 30×30×5 см. Мощность дозы от него доходит до 900 мЗв/ч (90 бэр/ч).
Фрагмент удалось оттащить в контейнер, и принимавший участие в операции сотрудник набрал при этом 3,17 мЗв. В TEPCO считают, что фрагмент вылетел на землю при взрыве на третьем блоке, но не поясняют, откуда именно он взялся.
Дозовые нагрузки на ликвидаторов по-прежнему невелики. Общее число людей, перешагнувших за порог 100 мЗв, достигло 30. Ликвидаторов, получивших более 250 мЗв, нет. Известная максимальная индивидуальная доза на сегодня равна 198 мЗв, и получивший её сотрудник переведен на другую работу.
Пока ликвидаторы тратят силы и здоровье на площадке, президент TEPCO Масатака Симидзу занимается делами бизнеса. Менеджеры хотят сохранить АЭС "Фукусима Дайни", остановленную 11 марта. Не исключено, что они не расстались с планами спасения блоков №№5-6 АЭС "Фукусима Дайичи".
Но блоки не будут возвращены в работу, пока не сменит гнев на милость губернатор префектуры Фукусима. Симидзу дважды приезжал к нему на приём и дважды получал от ворот поворот.
В пятницу губернатор смилостивился и принял Симидзу у себя в кабинете. Для этого, президенту TEPCO пришлось два часа на коленях вымаливать прощение у беженцев из зоны эвакуации.
Встреча - по крайней мере, официально - закончилась ничем. Губернатор дал твёрдо понять, что АЭС "Фукусима Дайни" не будет эксплуатироваться до тех пор, пока TEPCO не предоставит гарантии её безопасности. Что он подразумевает под этим, губернатор пока не уточнил.

информация, Фукусима, современность, Япония, японская жизнь, мировые катастрофы, опасность

Previous post Next post
Up