Мимо этого поста я не могла пройти

Sep 11, 2010 11:54

В первую очередь из-за его рассуждений о буддизме.
ЖЖ Красного дракона пост о Японских монстрах

Итак, цитата.

Известно, что японский дзен-буддизм (и вообще буддизм) развился сразу из нескольких традиций и религий. Объяснение этому достаточно простое. Родился буддизм в предгориях Гималаев, однако путь его был достаточно извилист. Это видно и сегодня, по распространению различных вариантов индуизма и буддизма в этом регионе. Скажем, если Индия - вообще говоря, страна буддисткая, то Непал - единственная страна в мире с официальной религией "индуизм" (правда, там поклоняются решительно всему, чему можно, поскольку вера такая). Второй религией там практически является анимализм, а единственной(!) запрещенной - христианство (ну, что поделаешь, достали их в свое время англичане по самое немогу).
Соседний с Индией и Непалом Бутан - страна исключительно буддистская и буддизм там даже более "чистый" и строгий, чем в самой Индии, что тоже понятно - они много лет оставались изолированными от мира.
Похоже, что в Тибет буддизм попал именно из Бутана, поскольку в религиозных обрядах, традициях и самой структуре очень много общего. Больше, чем с чем индийским вариантом. Но в Тибете была собственная религия. Бон.
Бон, в свою очередь, близок к шаманству, но не совсем "оно". Близость выражается в свойственной шаманистским верованиями одушевленности всего в мире - от камня до небесных светил, а вот удаленность заключалась, пожалуй, в его развитости. Если обычные шаманские течения можно считать несколько примитивными, то Бон таковым никак не является, он очень сложен - как в практиках, так и в теории. Очень распространенные в России всякие варианты "тантрических" учений - это сильно искаженный тибетский вариант буддизма, который, в свою очередь, оказался некоторой смесью Бон и буддизма.
Как попал буддизм в Китай - сказать сложно. Легенды говорят о том, что подвижники, которых отправили (или сами пошли) нести религию через горы, до цели своей не дошли по самым разным причинам. Если верить этим легендам (а это имеет смысл делать, поскольку китайское Дао по сути своей ближе к "равнинному" буддизму, жившему в Индии), то неудивительно, что тибетские буддисты никогда не могли сойтись во мнениях с китайскими.
Я чуть-чуть закончу про Китай и вернусь к Японии. Так вот, что случилось в Китае? В страну, где жречество никогда не было особо привилегированной кастой, да еще и власти-то особой никогда не имело, пришло учение из далекой Индии. Нужно понимать, что пришло оно не напрямую. Вряд ли его занесли с кораблями, хотя все может быть, китайский флот доходил до берегов Египта. Скорее, буддизм аккуратно перевалил горные хребты или прошел по океанскому берегу, попав в долину реки Иравади, а затем и в Юго-Восточную Азии, в Бирму. Только после всех этих трансформаций, буддизм попал в Китай, где родилось китайское Дао. Откуда видно равнинное влияние на даосизм? Из простого факта очень высокой роли земледельцев в этой религии. Он никак не мог родится высоко в горах, и даже в самой Индии никак не могли воспевать возделывание риса - он уже был там, но никак не был доминирующим. Новая культура могла породить первые сказки, но никак не войти в базовое сознание и фундамент новой религии.
Значит, как мне представляется, буддизм Китая "пришел" к ним по берегу. Хотя и тибетское влияние отрицать никак нельзя, в силу чего оказывается, что Китай - тоже "смесь". А если еще вспомнить Монголию...
Но мы про Японию.
Тибетцы легко нашли общий язык с японским образом жизни. Понимание было полным, ведь бон встретился здесь с синто. Синто тоже относится, по сути, к шаманским развитым направлениям религии, так что слияние образовалось легко и быстро, породив, в конце концов, дзен-буддизм и с его отречениями, и с его стремлением к простоте (ну, какая простота в Китае, на равнине? Такая логика однозначно указывает на ограниченные ресурсы, на горы или на остров), наконец, с его стремлением к мрачности и угрозам.
Если внимательно посмотреть рисунки монстров Тибета и Японии, окажется, что они очень похожи.
Про тибетских можно почитать и немножко посмотреть здесь: http://elena-elk.narod.ru/Dragonology/Lessons/lesson54.html (там есть и ссылки на более развернутые варианты и не устрашайтесь тому, что это "лекция по драконологии", ее суть - тибетская мифология, а драконы там сбоку припека), а вот японских я выношу в пост.
Итак...
Японские монстры
(есть и старые, и новые по времени создания, новодела больше, но страхи любого народа берутся из его легенд)



Here are different Japanese monsters from books of the 70's.

- Nekomata (cat monster), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Kappa (river imp), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Jorogumo (lit. “whore spider”), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Kubire-oni (strangler demon), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Rokurokubi (long-necked woman), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Onmoraki (bird demon), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Tengu (bird-like demon), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Tenjo-sagari (ceiling dweller), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Enma Dai-O (King of Hell), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Kyubi no kitsune (nine-tailed fox), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Baku (dream-eating chimera), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Yurei (ghost), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Yamasei (mountain sprite), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Rashomon no oni (ogre of Rashomon Gate), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Waira (mountain-dwelling chimera), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Nure-onna (snake woman), Illustrated Book of Japanese Monsters, 1972



- Hell of Repetition (Illustrated Book of Hell, 1975)



- Burning Hell (Illustrated Book of Hell, 1975)



- Demons of the Orient (The Complete Book of Demons, 1974)



- The appearance of Satan (The Complete Book of Demons, 1974)



- Gorgon (Illustrated Book of World Monsters, 1973)



- Aliens in ancient Japan (Mysteries of the World, 1970)



- Alien (Mysteries of the World, 1970)



- Emergency Command 10-4 10-10 (sonosheet book, 1972)



- Emergency Command 10-4 10-10 (sonosheet book, 1972)



- Kaiketsu Lion-Maru (sonosheet book, 1972)



- Kaiketsu Lion-Maru (sonosheet book, 1972)



- Prehistoric man as modern-day baseball player (Prehistoric Man, 1970)



- Prehistoric man as modern-day wrestler (Prehistoric Man, 1970)



- Prehistoric man as modern-day security guard (Prehistoric Man, 1970)



- The secretary who spied for 18 years (from Spy Wars)



- World’s biggest glutton (World’s Greatest Wonders, 1971)



- Precognition of plane crash (Mysteries of the Body, 1973)



- Nostradamus (Psychics of the World, 1974)



- Frozen planet (Year X: End of the World, 1975)



Dark star gravity (Year X: End of the World, 1975)[



Source

Япония, мифология, японская культура, Тибет, вокруг света, я, буддизм, Китай

Previous post Next post
Up