Оригинал взят у
teahouse_nsk в
Секреты Тябана. Часть VI. СО ХАНАИРЭ. БАМБУК Чтобы понять, в чем революционность бамбука, предложенного Рикю, нужно знать исторический контекст. До этого в чайном мэйнстриме придавалось огромное значение владению и эксклюзивности китайского антиквариата КАРАМОНО.
Такэно Дзё-о, один из учителей Рикю, начал разрушать барьер между КАРАМОНО и ВА и ввел в обиход подходящую японскую керамику СИГАРАКИ и БИДЗЭН. Начались постепенные изменения. Хотя Китай продолжал оставаться популярным, повышался интерес к ИГА, СИГАРАКИ, БИДЗЕН, к корейской посуде и изделиям из МИНО - КИ-СЭТО и СИНО. Рикю потребовалось совершить еще один сдвиг в сознании людей, чтобы в сегментах, нюансах поверхности бамбука увидели натуральную эстетику, сравнимую с лучшими произведениями ИГА и БИДЗЭН.
Покупку принадлежностей КАРАМОНО могли позволить себе только самые влиятельные и могущественные правители и купцы. Местные копии также были очень востребованы. Огромный вклад Рикю в популяризацию чая состоял в том числе и в том, что он всегда настаивал, что вещь, которую может сделать или найти «кто угодно» заслуживает не ничуть не меньше уважения, чем самые дорогие и знаменитые предметы. Конечно, не абы кто может сделать шедевр, но потенциальная возможность имеется.
Известно, что Рикю попросил Тёдзиро, мастера по изготовлению черепицы, сделать то, что стало пиалами РАКУ. Он использовал ведро от колодца как кувшин для воды, он отказался от столика-ДАЙСУ и отрезал часть татами, которую тот занимал. Он делал чайные ложки из бамбука вместо слоновой кости (хотя Рикю не первый в этом) и говорят, что использовал для «толстого чая» лакированные коробочки вместо керамики. (помимо прочего, бамбуковые ХАНАИРЭ из Одавара помогли ему неплохо сэкономить на подарках-ОМИЯГЭ).
Чайные мастера получили возможность самостоятельно изготовлять многие аксессуары, что дало простор для творчества и шанс оставить что-то для потомков.
Если изучить пять важнейших документов чайных хроник ТЯКАЙ-КИ времен пика Рикю, бамбуковые ХАНАИРЭ впервые упоминаются менее чем за год до его смерти, летом 1590. В записи не говорится, что его изготовил или использовал Рикю, но в том же году бамбук появляется еще 9 раз (на 20 записей). Возможно, слухов было достаточно, чтобы запустилась волна подражания. После таинственного суицида мастера бамбуковые ХАНАИРЭ не упоминались несколько лет, затем начали набирать популярность. Чайные мастера при ДАЙМЁ стали расценивать бамбук как подходящий материал для цветочных контейнеров и создали множество прекрасных экземпляров.
Бамбук универсален, одинаково подходит для лета и зимы, для формальных и неформальных встреч. В жаркий сезон РО , единственная камелия на ветке с почками, покрытая капельками воды и стоящая в бамбуковой трубке с одним окном (ИТИДЗИ-ГИРЭ) - эталон изящества. В той же самой вазе великолепно смотрятся летние цветы - алтея, розовая лилия или фиолетовый клематис, дополненные травой и с теми же каплями воды. Нет времени или ситуации, в которых бамбук был бы неуместен. Однако следует проявить осторожность в Киото, где во время похоронной церемонии в бамбук помещают цветы. Единственное исключение в данном случае - новогодний корень свежего бамбука. Корень в самом низу имеет приятный розоватый оттенок рассвета, плавно переходящий в светло-зеленый.
ВАБИ-чаепитие поражает нас парадоксом, который привносится в строгую иерархическую систему. Предметы СИН - самого высокого ранга, а СО - самого низшего, но благодаря гению Рикю, увидевшего величайшую манифестацию Сердца внутри, предметы СО считаются лучшими для ВАБИ чая. Даже в случае самой высокоранговой и формальной встречи, где гостей ожидают легендарные сокровища, где самый формальный китайский столик ДАЙСУ, найдутся мастера, которые поставят цветы в самодельную вазочку из бамбука, потому что убеждены, что только она сбалансирует вес других объектов.
...Продолжение следует
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая частьПодготовлено Домом Живого Чая (
https://vk.com/teahouse_nsk)
Вазы для тябана коллекции Дома