Оригинал взят у
teahouse_nsk в
Секреты Тябана. Часть II. СЭЙДЗИ Давайте рассмотрим керамические сосуды СИН, которые исторически первыми начали применяться в чайной церемонии. Это селадон.
В 7000-летней истории китайской керамики гончарные изделия высокотемпературного обжига с глазуровкой появились еще во времена ХАН, но история настоящего селадона начинается с династии СУН (950-1275).
Современный селадон Сэйдзи. Мастер - Фуками Суэхару
СЭЙДЗИ - это разновидность гончарных изделий, обжигаемых в воздушной среде с пониженным содержанием кислорода. Изделия СЭЙДЗИ покрыты глазурью с высоким содержанием пепла и железа. Характерный цвет - синий или зеленый, но может варьироваться от голубого цвета скорлупы яйца дрозда до розового, сине-серого, желтого. Оттенок зеленого - от насыщенного глубокого до тонкого и прозрачного. Пик производства селадона в Китае был в конце IX - X веках. Считается, что всё началось с попытки имитировать нефрит, но результат оказался достаточно красив сам по себе.
По одной из версий, слово «Селадон» было взято из французской новеллы «Астрея» („L’Astrée“) (1610) писателя Оноре д’Юрфэ, в которой любовника героини, пастуха, звали Селадон. В постановке 1617 года костюм Селадона имел красивый светло-зеленый цвет. Как раз в то время во Францию привезли много китайской керамики, и та, что «селадон», стала особенно популярна. Таким образом, слово Селадон стало означать светлый оттенок зеленого и разновидность керамики.
Еще одна версия - измененное имя «Саладин». Якобы, однажды в 117 г. египетский султан Саладин отправил 40 изделий СЭЙДЗИ султану Дамаска, его имя с ошибкой было написано на упаковке. Есть и другие версии, которые может открыть для себя любознательный читатель.
Селадон, который привозили в Японию в период КАМАКУРА, был сделан в печах Лунцюаня во времена южного СУН и ЮАНЬ. Значительные объемы экспорта в Японию подтверждены раскопками кораблекрушения рядом с островом СИННАН у берегов Кореи. Археологи нашли несколько сотен прекрасных экземпляров селадона. В архивах есть записи, подтверждающие импорт селадона сёгунатом КАМАКУРА в начале 1320-х.
В чайной церемонии приобрели популярность четыре формы селадона:
1. СИМО-КАБУРА, длинная узкая горловина и утолщение внизу в виде «репы».
2. КИНУТА, «молоточек» с цилиндрическим основанием, трубчатой горловиной. Часто имеет симметричные украшения в виде «ушей» фениксов, рыб.
3. НАКА-КАБУРА «середина репы» или СУН-ГАТА. «В форме бронзового ЦУН»
4. В форме нефритового гадального камня, что бы это ни было. В Токийском Национальном музее выставлен известный образец, квадратный в сечении с круглым горлышком.
В ранний период наиболее привлекательными были простые формы с красивой цветной глазурью, но позже техника глазуровки была утрачена, и это компенсировали более декоративными формами. Появились разнообразные декоративные элементы, «уши» с кольцами или без, выпуклые рельефы УКЭ-БОРИ и узоры нанесенные лопаткой. Горловину стали делать в виде раструба или раздутой, как дольки мандарина, уши превратились в фениксов, мифических когтистых рыб СЯТИХОКО, облака, трубки, слонов, львов и бамбуковые ветви. Копии форм ЦУН украшены наподобие шанской бронзы.
Чайные люди создали свою классификацию видов глазури, отвечающую их вкусам:
1. КИНУТА - название первоначально относилось к форме, но сейчас так называется оригинальный люминсцирующий оттенок синего или зеленого.
2. ТЭНРЮ-ДЗИ СЭЙДЗИ - относится к группе предметов, импортированных совместными усилиями храма ТЭНРЮ и сегуната КАМАКУРА
3. НИНГЁ-ДЭ, «кукольный стиль», относится к позднему желтоватому селадону с характерными изображениями детей и кукол. В основном пиалы.
4. СЮКО СЭЙДЗИ - еще одна поздняя разновидность, чистая селадоновая глазурь поверх серой глины с простыми узорами, вырезанными гребнем. В основном пиалы.
5. ДЗОГАН - инкрустация, обычно черная и белая глина.
6. УНКАКУ-ДЭ - относится больше к декоративному мотиву - облака и журавли, вырезанные или инкрустированные, отличительная особенность корейских изделий.
Корейский селадон, КОРАИ СЭЙДЗИ, славился резьбой и инкрустацией белой и черной глиной, но поиск по каталогам чайных принадлежностей приводит к почти полному отсутствию результатов, хотя сосуды для вина (МЭЙ ПИН) использовались как цветочные вазы для ТЯБАНА.
Японские попытки воспроизвести селадон в СЭТО и МИНО вероятно привели к созданию посуды КИ-СЭТО. Такая посуда оставалась лучшим отечественным выбором на протяжении нескольких столетий, пока в Японии не удавалось создать производство достойного селадона. Успеха в этом деле удалось достичь только в 1799 году, когда из печей в ХЁГО стал выходить селадон, который известен как САНДА СЭЙДЗИ. Пик производства пришелся на 1818-39 годы. Кроме того, АРИТА преуспел в производстве зеленого селадоно-подобного фарфора.
...Продолжение следует
Первая частьПодготовлено Домом Живого Чая (
https://vk.com/teahouse_nsk)
Вазы для тябана коллекции Дома