Секреты Тябана. Часть II. СЭЙДЗИ

Oct 21, 2016 11:14

Оригинал взят у teahouse_nsk в Секреты Тябана. Часть II. СЭЙДЗИ
Давайте рассмотрим керамические сосуды СИН, которые исторически первыми начали применяться в чайной церемонии. Это селадон.

В 7000-летней истории китайской керамики гончарные изделия высокотемпературного обжига с глазуровкой появились еще во времена ХАН, но история настоящего селадона начинается с династии СУН (950-1275).



Современный селадон Сэйдзи. Мастер - Фуками Суэхару


СЭЙДЗИ - это разновидность гончарных изделий, обжигаемых в воздушной среде с пониженным содержанием кислорода. Изделия СЭЙДЗИ покрыты глазурью с высоким содержанием пепла и железа. Характерный цвет - синий или зеленый, но может варьироваться от голубого цвета скорлупы яйца дрозда до розового, сине-серого, желтого. Оттенок зеленого - от насыщенного глубокого до тонкого и прозрачного. Пик производства селадона в Китае был в конце IX - X веках. Считается, что всё началось с попытки имитировать нефрит, но результат оказался достаточно красив сам по себе.

По одной из версий, слово «Селадон» было взято из французской новеллы «Астрея» („L’Astrée“) (1610) писателя Оноре д’Юрфэ, в которой любовника героини, пастуха, звали Селадон. В постановке 1617 года костюм Селадона имел красивый светло-зеленый цвет. Как раз в то время во Францию привезли много китайской керамики, и та, что «селадон», стала особенно популярна. Таким образом, слово Селадон стало означать светлый оттенок зеленого и разновидность керамики.

Еще одна версия - измененное имя «Саладин». Якобы, однажды в 117 г. египетский султан Саладин отправил 40 изделий СЭЙДЗИ султану Дамаска, его имя с ошибкой было написано на упаковке. Есть и другие версии, которые может открыть для себя любознательный читатель.

Селадон, который привозили в Японию в период КАМАКУРА, был сделан в печах Лунцюаня во времена южного СУН и ЮАНЬ. Значительные объемы экспорта в Японию подтверждены раскопками кораблекрушения рядом с островом СИННАН у берегов Кореи. Археологи нашли несколько сотен прекрасных экземпляров селадона. В архивах есть записи, подтверждающие импорт селадона сёгунатом КАМАКУРА в начале 1320-х.

В чайной церемонии приобрели популярность четыре формы селадона:

1. СИМО-КАБУРА, длинная узкая горловина и утолщение внизу в виде «репы».

2. КИНУТА, «молоточек» с цилиндрическим основанием, трубчатой горловиной. Часто имеет симметричные украшения в виде «ушей» фениксов, рыб.

3. НАКА-КАБУРА «середина репы» или СУН-ГАТА. «В форме бронзового ЦУН»

4. В форме нефритового гадального камня, что бы это ни было. В Токийском Национальном музее выставлен известный образец, квадратный в сечении с круглым горлышком.

В ранний период наиболее привлекательными были простые формы с красивой цветной глазурью, но позже техника глазуровки была утрачена, и это компенсировали более декоративными формами. Появились разнообразные декоративные элементы, «уши» с кольцами или без, выпуклые рельефы УКЭ-БОРИ и узоры нанесенные лопаткой. Горловину стали делать в виде раструба или раздутой, как дольки мандарина, уши превратились в фениксов, мифических когтистых рыб СЯТИХОКО, облака, трубки, слонов, львов и бамбуковые ветви. Копии форм ЦУН украшены наподобие шанской бронзы.

Чайные люди создали свою классификацию видов глазури, отвечающую их вкусам:

1. КИНУТА - название первоначально относилось к форме, но сейчас так называется оригинальный люминсцирующий оттенок синего или зеленого.

2. ТЭНРЮ-ДЗИ СЭЙДЗИ - относится к группе предметов, импортированных совместными усилиями храма ТЭНРЮ и сегуната КАМАКУРА

3. НИНГЁ-ДЭ, «кукольный стиль», относится к позднему желтоватому селадону с характерными изображениями детей и кукол. В основном пиалы.

4. СЮКО СЭЙДЗИ - еще одна поздняя разновидность, чистая селадоновая глазурь поверх серой глины с простыми узорами, вырезанными гребнем. В основном пиалы.

5. ДЗОГАН - инкрустация, обычно черная и белая глина.

6. УНКАКУ-ДЭ - относится больше к декоративному мотиву - облака и журавли, вырезанные или инкрустированные, отличительная особенность корейских изделий.

Корейский селадон, КОРАИ СЭЙДЗИ, славился резьбой и инкрустацией белой и черной глиной, но поиск по каталогам чайных принадлежностей приводит к почти полному отсутствию результатов, хотя сосуды для вина (МЭЙ ПИН) использовались как цветочные вазы для ТЯБАНА.

Японские попытки воспроизвести селадон в СЭТО и МИНО вероятно привели к созданию посуды КИ-СЭТО. Такая посуда оставалась лучшим отечественным выбором на протяжении нескольких столетий, пока в Японии не удавалось создать производство достойного селадона. Успеха в этом деле удалось достичь только в 1799 году, когда из печей в ХЁГО стал выходить селадон, который известен как САНДА СЭЙДЗИ. Пик производства пришелся на 1818-39 годы. Кроме того, АРИТА преуспел в производстве зеленого селадоно-подобного фарфора.

...Продолжение следует

Первая часть
Подготовлено Домом Живого Чая (https://vk.com/teahouse_nsk)
Вазы для тябана коллекции Дома

традиции народов мира, японская керамика, Япония, японская жизнь, японская культура, китайская жизнь, японские традиции, японское искусство, японская чайная церемония, китайские традиции, Китай, китайское искусство, китайская чайная церемония

Previous post Next post
Up