Серия постов с
http://www.nippon.com/ru, описывающая японские синтоистские святилища. Все статьи можно найти тут:
http://www.nippon.com/ru/views/b052/Сейчас их 9.
Автор - Тоя Манабу
Фотографии: Накано Харуо
Иллюстрации: Ицука Цуёси
Пространство синтоистского святилища (дзиндзя) включает множество частей - ворота (тории), «ограждающие верёвки» (симэнава), статуи животных, напоминающих собак или львов (комаину), главное здание святилища (хондэн). Зная смысл, заключённый в каждой из этих частей, мы сможем намного лучше понять, что такое святилище. В этой серии статей мы рассмотрим двенадцать составляющих в порядке их появления перед глазами паломника.
Главный павильон (хондэн)
Главный павильон (хондэн) - это основное здание святилища, где почитают божество.
Такие здания бывают разных видов и форм, они выстроены в разных архитектурных стилях в зависимости от происхождения почитаемого божества, но есть две основных разновидности - это тайся-дзукури, стиль святилища Идзумо-тайся, и симмэй-дзукури, стиль святилища Исэ-дзингу. Тайся-дзукури воспроизводит форму древнего жилого дома, а симмэй-дзукури - хранилища, которые использовали в старину.
На крыше Главного павильона бывают элементы тиги (千木) и кацуоги (鰹木). Тиги - это украшения по обе стороны конька крыши, устремлённые в небо. Кацуоги представляют собой круглые короткие брёвна, закреплённые поперёк конька, и по форме напоминают ферментированного сушёного тунца-бонито (кацуобуси). Есть множество архитектурных разновидностей святилищ, и самые древние по форме - те, у которых на крыше присутствуют оба этих элемента. Они символичны для святилищ и имеют важное значение.
Это не просто украшения или элементы дизайна, в них заключён важный смысл. Тиги бывают двух типов - утисоги (内削), у которых верхний срез расположен горизонтально, и сотосоги (外削) с вертикальным верхним срезом. Утисоги венчают святилища, где почитают женское божество, а сотосоги указывают на то, что божество святилища - мужского пола.
Украшения крыши тиги
Кацуоги также бывают двух типов - чётные и нечётные. Чётные бывают на святилищах, где божество - женщина, и нечётные - у мужских божеств. Таким образом, если тиги на святилище имеют форму утисоги, то количество кацуоги - чётное, и наоборот, сотосоги соответствует нечётное количество кацуоги. Это - основное правило, справедливое практически для всех святилищ, за очень редкими исключениями.
Немало и святилищ, где есть только Павильон поклонения, а Главного павильона нет. Особенно часто так бывает со святилищами, которые появились в древности, где через Павильон поклонения почитают «тело божества» (синтай), явленное в виде горы или дерева. Из святилищ такого типа особенно известны Оомива на горе Миваяма, главное святилище Сува-тайся на горе Мория, святилище Канасана на горе Мимуро.
Хондэн святилища Тадзима (г. Карацу преф. Сага)
Хондэн святилища Нагата (г. Кобе преф. Хёго)
Хондэн святилища Цуно (пос. Цуно преф. Миядзаки)