ИСТОРИЯ ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА "КОНГО"

Jul 26, 2015 19:26

Оригинал взят у tov_boluta в ИСТОРИЯ ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА "КОНГО"



Киль "Конго" заложили 17 января 1911 года на стапеле верфи "Виккерса" в Барроу. В это время на верфи полным ходом шло строитель­ство линейного крейсера "Принцесс Роял" второго корабля типа "Лайон", который спусти­ли на воду через три месяца после закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Конго" спустили на воду, и в течение нескольких меся­цев он достраивался, стоя борт о борт с "Прин­цесс Роял".
Однако строительство японского крейсера шло даже быстрее, чем английского, и уже через десять месяцев после сдачи британского корабля флоту - - 16 августа 1913 года он был достроен и передан заказчику. Достройка "Конго" прошла без препятствий, отчасти потому, что японские морские офицеры принимали участие в достро­ечных работах на "Принцесс Роял".

Сразу после передачи японской стороне "Конго" перешел в Плимут, где его подготовили к длительному переходу в Японию. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября прибыл в Йокосуку, значительно усилив собой боевую мощь японского флота.



Линейный крейсер Kongo, 20 апреля 1913 года. "Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии, и головным в серии из четырех линейных крейсе­ров, три из которых строились на японских вер­фях. После вступления в строй "Конго" был за­числен в состав 1-й бригады линейных кораблей.

Вскоре после ввода корабля в строй нача­лась первая мировая война, в которой Япония выступила на стороне противников Германии. 26 августа "Конго" вышел в море из Йокосука и направился в центральную часть Тихого океана для эскортных операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно. Этот поход стал наиболее зна­чительным событием в жизни корабля на протя­жении всей войны. Больше он не принимал ак­тивного участия в боевых действиях.

Несколько позже - в разгар войны - бри­танский флот предложил своему азиатскому со­юзнику передать ему в аренду все четыре линей­ных крейсера типа "Конго", однако достичь соглашения не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность была достигнута, то исход Ютландского сражения мог быть со­всем иным.

После Ютландского боя английское ко­мандование просило отправить "Конго" в бри­танские воды для усиления "Гранд Флита". Но японцы от этого отказались. В 1916 году линей­ный крейсер прошел текущий ремонт.



Линейный крейсер Kongo, июнь 1914 годаВ 1917-1918 годах корабль находился в со­ставе 3-й бригады линейных кораблей. После за­вершения войны и начала Вашингтонской кон­ференции его судьба буквально повисла на волоске. Но "Конго" повезло, он не вошел в чис­ло кораблей предназначенных па разборку.
Межвоенная служба прошла для корабля спо­койно. Линейные крейсера, а позже линейные корабли типа "Конго" занимали важное место в тактической схеме Императорского флота. Японская военно-морская разведка знала о пол­ной неготовности американского флота к ноч­ным боям. Исходя из этой информации был сформирован так называемый 2-й флот, в кото­рый вошли корабли типа "Конго" и новейшие тяжелые крейсера. Им поручалось ослабить главные силы противника перед боем линкоров.

"Конго" несколько раз модернизировался. С 20 октября 1928 года по 20 сентяб­ря 1931 года, с 1 июня 1935 года по 8 января 1936 года. Последняя модернизация про­шла с 25 ноября 1940 года по 10 апреля 1941 года. После за­вершения работ корабль про­шел курс боевой подготовки как индивидуально, так и в со­ставе соединения.

15 августа 1941 года "Конго" вместе с однотипны­ми кораблями вошел и состав 3-й дивизии линкоров, им ко­мандовал будущий победитель у Саво вице-адмирал Г. Микава. После завершения предво­енного цикла учений 3-я диви­зия линейных кораблей была разделена на две части. "Конго и "Харуна" вошли в состав 2-й дивизии.

Вместе с 4-й дивизией крейсеров ("Атаго", "Такао" и "Майя") и 8 эсминцев это были главные силы Южного (Ма­лайского) соединения. Коман­довал им вице-адмирал Кондо.



Линейный крейсер Kongo, 21 ноября 1929 года 2 декабря 1941 года "Конго" в составе соединения прибыл в Мако - порт на Пескадорских островах. В этот же день был принят зна­менитый сигнал: "Начать вос­хождение на гору Ниитака", что означало начало войны. Через два дня главные силы вышли в море и вскоре заняли район ожидания в Южно-Ки­тайском море. 8 декабря 1941 года на японских кораблях была получена радиограмма с подводной лодки "1-165" об обнаружении английского со­единения "Z" (линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс" и 4 эс­минца).

Соединение Кондо изменило курс и на­чало преследование. Утром 10 декабря к кораб­лям Кондо присоединились 4 тяжелых крейсера, 1 легкий и эсминцы. К несчастью для японских моряков, британские тяжелые корабли были по­топлены авиацией.

11 декабря главные силы прибыли в бухту Камрань (Французский Индокитай). После сто­янки в порту 14 декабря корабли вышли в море для прикрытия Второго Малайского конвоя. 17 декабря корабли вернулись в Камрань. Через 3 дня "Конго" в составе соединения вице-адмирала Кондо выходит в море для прикрытия высад­ки в заливе Лингаен (Филиппины) и дальнего ох­ранения высадки на побережье острова Лусон филиппинского архипелага. 24 декабря флот вернулся в Камрань, именно там моряки "Кон­го" встретили новый 1942 год. С 8 по 11 января прошел межбазовый переход из Камрани в Мако.

После 3-х дневной стоянки переход на ос­тров Палау (Каролинские острова), а 18 января выход в море в составе того же соединения, в ка­честве дальнего прикрытия сил вторжения в Гол­ландскую Ост-Индию. В период с 21 по 25 янва­ря "Конго" вместе с 4-й дивизией крейсеров (тип "Атаго") прикрывал рейд авианосцев 2-й диви­зии ("Хирю" и "Сорю") на остров Амбон, затем патрулировал южнее Палау, 18-21 февраля сто­ял в Палау.

25 февраля "Конго" вместе со всеми одно­типными кораблями выходит в море. Они нахо­дятся в охранении авианосного соединения вице-адмирала Ч. Нагумо ("Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю"). Перед авианосцами была по­ставлена задача перерезать союзные коммуни­кации, а также сорвать эвакуацию с Явы.



Адмирал Тюити Нагумо Зада­ча была выполнена. 7 (по другим данным, 6) марта 1942 года 2-й дивизион 3-й дивизии лин­коров ("Конго" и "Харуна") вместе с 17-й диви­зией эсминцев "Ураказе" и "Хамаказе" обстре­лял разработки фосфатов на острове Рождества (190 миль южнее Явы). После завершения бое­вых действий в Голландской Ост-Индии японс­кие корабли, в том числе и "Конго", были ото­званы на базу и 9 (по другим данным, 11 марта) прибыли в бухту Старинг.



Линейный крейсер Kongo, ноябрь 1928 годаПока экипаж линкора отдыхал, в штабе Объединенного флота заканчивали разработку авиационного рейда в Индийский океан (Опера­ция "С"). В состав сил вошли все 4 линкора типа "Конго", авианосцы "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку", тяжелые крейсера "Тоне" и "Тикума", легкий крейсер "Абакума", эсминцы и танкеры. Соединением командовал вице-адми­рал Нагумо. 26 марта оно вышло в море.

1 апреля корабли Императорс­кого флота находились южнее Су­матры.

4 апреля соединение было обнаружено самолетом-разведчиком "Каталина", затем последовала без­результатная атака британских са­молетов-торпедоносцев. 5 апреля японская палубная авиация атакова­ла военно-морскую базу Коломбо (остров Цейлон). Японским пилотам удалось потопить вспомогательный крейсер "Гектор" и эсминец "Тенедос", уничтожить 27 самолетов и на­нести большие повреждения инфра­структуре базы.

Вечером японский самолет-разведчик обнаружил английские тя­желые крейсера. Вскоре в воздух были подняты самолеты с авианос­цев. Крейсера "Корнуэлл" и "Дор­сетшир" были потоплены. 9 апреля японское соединение атаковано са­молетами-торпедоносцами "Бленхейм". Зенитная артиллерия "Кон­го" принимала активное участие в отражении налета. 5 английских са­молетов было сбито.

В этот же день самолет-разведчик с "Харуна" обнаружил вра­жеский авианосец. Вскоре "Гермес" и австралий­ский эсминец "Вампир" были потоплены. В тот же день японские летчики обнаружили и уничто­жили английский корвет "Холлихок", плавмастерскую и танкер.
Вечером японские корабли прошли Малаккским проливом и, покинув Ин­дийский океан, взяли курс на Сингапур. 11 апре­ля прибыли в Сингапур, и после короткой стоян­ки авианосное соединение ушло в Японию. 23 апреля состоялось триумфальное возвращение в Метрополию.

В тот же день "Конго" приходит на завод для прохождения текущего ремонта и докования. 2 мая работы были завершены. С 3 по 18 мая корабль проходит индивидуальный курс боевой подготовки. С 19 по 23 мая "Конго" вместе с кораблями 2-го и 3-го флотов прини­мал участие в маневрах. С 27 мая по 3 июня линкор участвовал в операции "Ml"- - захват атолла Мидуэй которая завершилась полным провалом. Американцы уничтожили 4 авиа­носца. После этих событий "Конго" вместе с частью сил, участвовавших в этой операции, был переведен на север.
Он принял участие в операции "AL" (захват Алеутских островов). "Конго" патрулировал юго-западные острова Кыска, ожидая американскую контратаку, ко­торой не было, и в середине июня вернулся в Японию.

14 июля была проведена реорганизация флота. "Конго" стал флагманом 3-й дивизии линкоров, в которую также вошел "Харуна". На линкоре поднял флаг вице-адмирал Т. Курита. вице-адмирал Г. Микава занял пост командую­щего 8-м флотом (флот Внешних Южных мо­рей). Из остальных кораблей типа "Конго" была сформирована 11-я дивизия линкоров.


Вице-адмирал Такэо Курита Вторая половина июля прошла для кораб­ля в рутинной службе. В начале августа "Кон­го" прибыл на завод для прохождения текущего ремонта. На линкоре была установлена радио­локационная станция "Тип 21" (обнаружение морских и воздушных целей).
Работы были за­вершены 5 сентября. На следующий день "Кон­го" и "Харуна", сопровождаемые эсминцами, вышли в море и взяли курс на Трук и 10 сентяб­ря прибыли в лагуну атолла Трук. После корот­кой стоянки, в тот же день (по другим данным, на следующий день) "Конго" выходит в море в составе 2-го флота.

14 сентября "Конго" был атакован американскими тяжелыми бомбарди­ровщиками, но повреждений не получил. С 15 по 20 сентября корабли бороздили пустынный океан. 20 сентября был получен приказ о воз­вращении на Трук, он был выполнен 27 сентяб­ря. В период с 23 сентября по 11 октября "Кон­го" и "Харуна" выходили в море для прикрытия операции в районе Гуадалканала. В октябре во время одной из стоянок в лагуне Трука на лин­коре установили радиолокационную станцию "Тип 21" (обнаружение надводных целей и уп­равления огнем).

В первой декаде сентября было завершено планирование очередной операции в районе Гуадалканала. Главную роль должны были сыграть "Конго" и "Харуна". На линкоры погрузили снаряды типа 3 ("Саншики-дан"), первоначаль­но разработанные для стрельбы по воздушным целям, они были снабжены временным взрывате­лем и давали большое количество осколков.
12 октября корабли вышли в море, кроме линкоров в операции были задействованы легкий крейсер "Исудзу" и эсминцы.
13 октября японские лин­коры подошли к Гуадалканалу и легли на боевой курс с целью уничтожить аэродром Гендерсон, давно сидевший костью в горле японского ко­мандования.

"Вскоре после полуночи на аэро­дроме услышали гудение маломощного наблю­дательного самолета, а несколько минут спустя после 1 ч 14 октября шестнадцать 14-дюймовых орудий разорвали грохотом тишину. Яркий не­мигающий свет ракеты с наблюдательного само­лета позволил летчику и японским наблюдате­лям на холмах видеть во всех подробностях то, что происходило на аэродроме. Первые снаряды дали яркие оранжево-красные вспышки пламени. На постах управления огнем линкоров Куриты уточнили дальность и внесли поправки. Ад­мирал и его флагманский артиллерист с расту­щим восторгом следили, как каждый залп вызывает новые пожары, пока весь аэродром не превратился в море огня.
Американские морские пехотинцы при­таились в своих "лисьих норах". В этом об­стреле было что-то необычное. Осколки снаря­дов летали повсюду, уничтожая самолеты и склады, подожгли бензосклад, срезали деревья, убивали и калечили людей." (Морисон С.Э. Американский ВМФ во второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943г. Стр. 231-232).

Во время этого обстрела "Конго" израсхо­довал 435 (по другим данным, 430 снарядов глав­ного калибра) и 25 152-мм снарядов. Огонь аме­риканских батарей был не точен, а торпедные катера отогнали эсминцы охранения. В 0 ч 30 мин линкоры 3-й дивизии увеличили скорость до 29 узлов и пошли вниз по Слоту. После выполне­ния задачи "Конго" и "Харуна" остались в море. Несколько раз их атаковала вражеская авиация.

После этой операции они вошли в состав сил авангарда адмирала Кондо. В составе этого соединения "Конго" участвовал в бою у остро­вов Санта-Круз 26 октября 1942 года. Линкор атаковали самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Энтерпрайз", но попаданий в него не было. 30 октября 3-я дивизия линкоров верну­лась на Трук. Стоянка в порту до 9 ноября отме­чена единственным примечательным событием - производством командира корабля капитана 1 ранга Коянаги в контр-адмиралы.

9-16 ноября "Конго" в составе соединения прикрывал операции по обстрелу аэродрома Гендерсон, закончившиеся двумя новыми боями, в которых погибли "Хией" и "Киришима".



Наблюдательная вышка Вторую половину ноября и декабрь "Кон­го" провел в лагуне Трука. 16 декабря 1942 года капитан 1 ранга Иджуин принял корабль. Обста­новка на Гуадалканале ухудшилась, было приня­то решение эвакуировать войска с острова, и 30 января 1943 года начали операцию по эвакуации с острова. "Конго" в составе эскадры осуществ­ляет прикрытие. 9 февраля после выполнения за­дачи флот вернулся в Трук.
15-20 февраля линейные корабли "Конго", "Харуна", гидроавиатранспорт "Ниссин" и эс­минец "Сигуре" осуществляют переход из Трука в Куре. 20 февраля по 31 марта 1943 года (по другим данным, до 13 марта) линкор находится у заводской стенки, где выполнили следующие работы: усилили бронирование в районе румпельного отделения, демонтировали 6 152-мм ка­зематных орудий, усилили малокалиберную зе­нитную артиллерию.

После прохождения короткого курса бое­вой подготовки линкор с середины апреля воз­вращается на Трук. В мае американцы высади­лись на остров Атту (Алеутские острова). 17 мая 1943 года в море выходит сильная японская эс­кадра: линкоры "Мусаси", "Конго", "Харуна", авианосцы "Дзуйхо" и "Хийе", тяжелые крейсе­ра "Тоне", "Тикума" и 9 эсминцев. 20 мая амери­канская подводная лодка "Савфиш" (SS-276), ис­пользуя информацию, полученную из штаба расшифровки японских радиограмм, вышла в точку перехвата. Японские корабли были обна­ружены радиолокационной станцией.
Американ­ским подводникам не удалось выйти в атаку. 22 мая соединение, находившееся у побережья Япо­нии было обнаружено американской подводной лодкой "Триггер" (SS-237). В этот же день кораб­ли прибыли в Иокосуку. (По некоторым дан­ным, во время этого перехода в "Конго" попала торпеда с американской подводной лодки).

После прибытия в Японию соединение усилили тремя авианосцами, тремя тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и семью эсминцами. Пока японцы собирали силы для контратаки, остров Атту был захвачен амери­канцами.

В мае, воспользовавшись затишьем, япон­цы провели большие маневры флота. 16 июня "Конго" в составе соединения выходит в море, для обратного перехода на Трук. На следующий день японские корабли были обнаружены амери­канской подводной лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229), но из-за высокой скорости противника не смогла выйти в атаку. 21 июня подводная лодка "Спирфиш" (SS-190) вышла в атаку на авиано­сец из состава соединения, но четыре ее торпеды прошли мимо. В этот же день соединение благо­получно прибыло на Трук. 17 июля командира корабля капитана 1 ранга Иджуина произвели в контр-адмиралы, и он получил в командование дивизию эсминцев. Его место занял капитан 1 ранга Шимазаки.



Схема линейного корабля Kongo, 1944 год До середины сентября "Конго" простоял в лагуне Трука. Следующий выход в море прошел с 18 по 25 сентября в составе мощного соедине­ния. Японские корабли дошли до островов Брау­на и Эниветок. 17 октября 1943 года "Конго" и "Харуна" выходят в море из лагуны Трука и бе­рут курс на атолл Эниветок - их цель перехва­тить американское авиационное соединение, атаковавшее Уэйк. Но американских кораблей обнаружено не было.

Ноябрь и первые десять дней декабря "Конго" провел на якоре. С 11 по 16 декабря "Конго" и "Харуна", охраняемые 2-я эсминца­ми, осуществляют переход в Сасебо. По прибы­тии линкор становится к заводской стенке и 30 января по 14 февраля 1944 года проходит докование и работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. После завершение работ "Конго" занимался боевой подготовкой во Внутреннем Японском море.

8 марта 1944 года "Конго" и "Харуна" вместе с авианосцем "Дзуйкаку", тяжелым крейсером "Могами" и тремя эсминцами совершает переход из Куре на рейд Линнга (около Сингапура). 11 марта япон­ские корабли были обнаружены подводной лод­кой "Липон" (SS-260), но атаку произвести она не смогла. "Дзуйкаку" и "Могами" пошли в Сингапур, а линкоры 14 марта прибыли в Лин­нга-Роудз. После прибытия линкор принял уча­стие в маневрах вместе с авианосным соедине­нием вице-адмирала Одзавы. 31 марта состоялся переход из Линнга-Роудз в Сингапур и после стоянки в бывшей британской базе вер­нулись в Линнга-Роудз.

11 мая "Конго" в составе Подвижного фло­та (Mobile Fleet) перешел с Линнга-Роудз, на бывшую американскую якорную стоянку в Тави-Тави. С 14 мая по 13 июня сосредоточение сто­яло в гавани Тави-Тави. Этим соединением (оно же Авангардное соединение) командовал вице-адмирал Т. Курита. В него входили линкоры "Ямато", "Мусаси" (1-я дивизия линкоров), "Конго, "Харуна" 3-я дивизия линкоров, авиа­носцы 4-го дивизиона "Читозе", "Чийода", "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Атаго, "Такао", "Майя", "Текай" (4-я дивизия крейсеров), "Кумано", "Судзуя" (7-я дивизия крейсеров), "Тоне", "Тикума" (8-я дивизия крейсеров), лег­кий крейсер "Носиро" и шесть эсминцев. 8 июня 1944 года "Конго" принимал участие в Первой битве в Филиппинском море, линкору повезло, и он не получил повреждений. Зато многие кораб­ли Императорского флота нашли свою могилу на дне океана.

22 июня 1944 года "Конго" в составе соеди­нения прибыл на Окинаву, после пополнения за­пасов топлива, японские корабли взяли курс на Метрополию и 24 июня прибыли на рейд Хасираджима и 29 июня совершили переход в Куре. С 30 июня по 7 июля корабль находился у стенки военно-морской верфи, где провели работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии.
Это было последнее довооружение корабля. После проведения работ противоминный калибр и зенитная артиллерия состояли из 8 152-мм, 12 127-мм и 100 25-мм орудий. После завершения работ на борт линкора были погружены различ­ные грузы и военнослужащие армии.



Установка 356-мм орудия на линейный крейсер Kongo. Практика использования линейных кораблей в качестве транспортов уже укоренилась в Императорском флоте. Это объясняется большой потерей транс­портов, грузы на военных кораблях имели боль­ше шансов попасть в пункт назначения.

8 июля рейд Куре покинула группа "В": линкоры "Конго", "Нагато", крейсера "Могами", "Яхаги" и 10 эсминцев. Поблизости нахо­дилась группа "А" линкоры "Ямато", "Мусаси", 8 тяжелых крейсеров, легкий крейсер и эсминцы. Переход прошел благополучно. Вско­ре все корабли благополучно прибыли на Оки­наву, где произошло разделение сил. Группа "А" пошла на рейд Линнга, где объединилась с остальными кораблями Мобильного флота. Группа "В" с 11 по 14 июля осуществила пере­ход с Окинавы в Манилу.

Стоянка в этом порту была короткой, и 17 июля "Конго" в составе соединения выходит в море. 19 июля линкор атаковала подводная лод­ка, но все торпеды прошли мимо цели. В тот же день корабли прибыли в Сингапур и 20 июля ушли в Линнга-Роудз. Следующий месяц ко­рабль в составе флота занимался боевой подго­товкой, которую сильно ограничивали запасы топлива.

В конце августа "Конго" прибыл в Сингапур, где силами местной верфи на нем была установлена радиолокационная станция "Тип 13" (обнаружение воздушных целей), про­ведены работы по электрической части. После завершения работ корабль вернулся в Линнга-Роудз. Командование Императорского флота за­канчивало разработку операции "Се" (Победа) - решающей битвы с американцами. Были раз­работаны несколько вариантов плана. Вариант "Се-1" был запущен после высадки американцев на Филиппинах.

С 18 по 20 октября главные силы японского флота перебазировались в бухту Бруней (остров Борнео). "Конго" и "Харуна" вошли в составе соединения "А" (вице-адмирал Т. Курита). Их приписали к группе "А", в которую также вошли тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя", "Тоне", "Тикума", легкий крейсер "Яхаги" и шесть эс­минцев. Перед ними шла группа "В", в которую вошли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", "Майя", "Текай", "Миоко" и "Хагуро".


22 октября 1944, флот Куриты переходит в Бруней. В строю Kongo, Haruna, Yamato и Musashi, последний - Nagato. 23 октября 1944 года корабли Куриты были атакованы амери­канскими подводными лодками, которые пото­пили два тяжелых крейсера, а один повредили. Затем начались массовые атаки американской авиации. Соединение лишилось одного из двух сверхлинкоров "Мусаси", ряд кораблей были по­вреждены. "Конго" в очередной раз повезло, он остался невредимым.

В ночь с 24 на 25 октября корабли Импера­торского флота прошли проливом Сан-Бернардино, оставшимся без охраны из-за серии оши­бок американского командования. 25 октября соединение Куриты атаковали американские эс­кортные авианосцы из состава OG-77.4. "Конго" потопил американский эсминец "Хоэл" (DD-533). В бою с американскими кораблями он по­лучил попадание 15127-мм снарядов в надстрой­ки. Вскоре адмирал Т. Курита, обеспокоенный активными действиями американских эсминцев и авиации, приказал отходить. Отход сопрово­дался потерями.

28 октября остатки соединения "А" прибыли в бухту Бруней. Сразу же был по­полнен запас топлива, а 8 ноября из Метрополии пришли авианосец и легкий крейсер, доставив­шие боеприпасы. "Конго" в составе соединения прикрывал прорыв кораблей в Манилу. 15 нояб­ря в состав 3-й бригады линкоров был включен линкор "Нагато".
16 ноября корабли, стоявшие в Брунее, были атакованы американской армейс­кой авиацией. В 18 ч 30 мин в море вышли ли­нейные корабли "Ямато", "Нагато", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и четыре эсминца. На переходе охранение усилили двумя эскортными авианосцами.

Первые дни перехода прошли без происше­ствий. 20 ноября японские корабли прошли Формозский пролив и траверз Пескадорских остро­вов. Шли без противолодочного зигзага из-за экономии топлива.

21 ноября 1944 года в 0 ч 20 мин оператор радиолокационной станции американской под­водной лодка "Силайон" (SS-315) (Ее часто называют "Силайон II", так как она была на­звана в честь лодки, погибшей 25 декабря 1941 года на верфи Кавите на Филиппинах) заметил на своем экране отметку о цели. Погода была пре­красной. Командир подводной лодки начал пре­следование, в действие были введены все четыре дизеля. Вскоре оператор доложил об отметках четырех целей. Определены они были как 2 тяже­лых крейсера и 2 линкора.



Kongo под атакой во время битвы в Филиппинском море, 20 июня 1944. Фактически строй японского соединения был следующим: головным шел "Конго" (амери­канцы считали, что тяжелый крейсер), затем два линкора, строй замыкал легкий крейсер "Яхаги" (скорость соединения 16 узлов). В 01 ч 46 мин оператор радиолокационной станции доложил о трех кораблях охранения. Погода начала пор­титься, но преследование продолжалось.

В 2 ч 45 мин скорость подводной лодки была уменьшена. Вскоре находившиеся в рубке "Силайона" увидели массивную надстройку "Конго". Примерно в то же время была установ­лена глубина хода торпед - 8 футов и через не­сколько минут произведен шеститорпедный залп из носовых аппаратов.



USS «Sealion» (SS-315) После залпа лодка начала маневрирование для атаки из кормовых аппара­тов. В 3 ч ночи лодка произвела трехторпедный залп. В 3 ч 1 мин американские подводники за­фиксировали три взрыва у головного корабля. Сигнальщики с "Ямато" видели 2 взрыва. В 3 ч 4 мин на "Силайоне" зафиксировали сильный взрыв и выброс пламени на втором линкоре. На самом деле жертвой торпеды стал эсминец "Ураказе", погибший со всем экипажем.

Положение "Конго" было тяжелым, зато­пило котельные отделения № 6 и № 8, креп дос­тигал 15° на левый борт. "Силайон" продолжала преследование. Японское соединение раздели­лось на две части - "Нагато", "Ямато", "Яхаги" и один эсминец - продолжило переход. С по­врежденным "Конго" остались два эсминца.

"Конго" продолжал двигаться со скорос­тью 11 узлов, и "Силайон" вернулась и начала второй выход в атаку. В 5 ч 20 мин "Конго" ос­тановился. Примерно в это же время оператор радиолокационной станции американской под­водной лодки доложил на мостик, что отметка цели стала меньше. В 5 ч 24 мин раздался силь­ный взрыв и отметка пропала с экранов радио­локационной станции. Японский линейный ко­рабль затонул после взрыва погребов боезапаса.
Вместе с кораблем погибло 1200 человек, в том числе командир 3-й дивизии лин­коров и командир корабля. Эсминцы подобра­ли в штормовом море 237 человек и доставили их в Куре.



Цветное фото
Место гибели "Конго", - точка с коорди­натами 26°09'N,121°23'E, в 60 милях севернее Имлинга (остров Формоза). 20 января 1945 года корабль вычеркнули из списков флота.

Uсточник записи

армия, море, Япония

Previous post Next post
Up