Отзыв от визитера выставки
Оригинал взят у
tabask0 в
Выставка, 47 ронинов - пройди путь самурая
01. Честно говоря, идти на выставку "47 ронинов" мне совершенно не хотелось, что я знаю о Японии? Ну слова: сёгун, камикадзе, кимоно, белый флаг с красной точкой, пару названий городов, из которых пара составляет Хиросима и Нагасаки, название столицы, да города олимпиад, аниме и манга, сумо, кабуки, Фудзияма и Факусима да и то только из-за недавних событий, гейшы, гений инженерной мысли мояпрелестьфотики, Мураками две штуки, русско-японская война, хокку и непременно - самураи и суши. Конечно может быть и ещё что-нибудь вспомню, но долго буду тупить, а не путаю ли я японцев с китайцами. С историческими персонажами и медийными личностями вообще беда, кроме уже упомянутых писателей знаю режиссёра Такеши Китано, да Того Хэйхатиро известен мне лишь потому, что что победил в Цусимском сражении, а вот вспомнить фамилию адмирала, разработавший план захвата городу Парижу военно-морской базы в Перл-Харборе будет уже сложновато, хотя америкосы и японцы часто культивируют и выпускают документальные и художественные картины на эту тему, чтобы помнили.
02. Впрочем, речь пойдет не о адмирале Ямамото, а о самураях и ронинах. Вопреки моим ожиданиям, это оказался очень качественный проект, который вобрал в себя не только экспонаты, собранные галереями мира, но и нёс интерактивную и дизайнерскую мысль. Насколько далеки мои мысли о Японии, настолько легко организаторы проводили меня в мир истории и культуры, который раньше был не слишком интересен. Выставка занимает несколько залов Артиллерийского музея города Санкт-Петербурга.
03. Сдаете вещи в гардероб, покупаете билет, в стоимость входит фото и видеосъемка без штатива и через стилизованный мостик попадаете на выставку.
04. Даже не успев никуда отойти, осматриваешься, замечаешь огромное панно над головой с Лениным и соратниками изумленно смотрящие на самураев и невиданных зверей с высоты потолков зала.
05. Говорю самураи, потому что правильно поставленный свет, музыка, утопленные тёмные витрины, в обрамлении золотых фонов и масками, которые мягко выхватывают софиты, делают доспехи почти живыми. Подписи к экспонатам или чужой текст буду выделять наклоном. Японские доспехи очень редко были - если и были вообще - результатом труда одного отдельного мастера. Кроме мастера, который изготавливал основные элементы и координировал всю работу над доспехом, свои навыки и умения в общее дело вкладывали такие ремесленники, как специалист по лакировке, по работе по металлу, ткач, кожевенник и другие. В рамках нашей выставки будут представлены доспехи известных Даймио (предводителей самурайских кланов) разных исторических эпох - от 15 до 18 века.
06. Для особо одаренных, в залах висит много сопровождающей информации привязанной не только к экспонатам. На фото: огромное панно, которое наглядно показывает из чего состоят военные костюмы японских воинов; плакат о правилах поведения и информационной поддержки выставки и доспехи самурая, о составных частях которого, можно сверится с панно на первой фотографии.
07. Азиаты и так не высокого роста, а уж древние самураи среднестатистическому посетителю будут по грудь, костюмы не большие и довольно ладные. Это не громоздкие рыцарские доспехи, в которых тяжело было не то чтобы сражаться, а вообще дышать. Нагрудники делались из кожи, покрывались лаком, между ними шли сцепки похожие на кольца кольчуг прикрывавшие не защищенные части тела. Прохудившуюся деталь легко можно было заменить, латы держали замки, простой но удобной конструкции, пожалуй тяжеловаты были только шлемы и устрашающие маски.
Доспех тосэй-гусоку. 19 век. Данный доспех классифицирован как тип кури-иро-уруси-нури едзанэ ни-маи-до гусоку. Главной частью защитного вооружения воина является кираса до, которая ввиду своих размеров и расположения определяет общий вид доспеха. В данной кирасе ряды металлических пластин едзанэ скреплены при помощи клепок, поверх них наложено лакокрасочное покрытие, актуальное для изделий из металла в условиях влажного климата. Шлем кабуто венчает украшение в виде свободно спадающего назад конского хвоста. Спереди, по центру кабуто симметрично располагается объемный художественно-декоративный элемент конструкции - маэ-датэ, выполненный в виде стилизованного изображения морской раковины. Защитный ряд из металлических пластин сикоро, окружающих шею воина по периметру, придает кабуто общую коническую форму.
08. Доспех клана Мацудайра. 18 век. Веер оги - один из излюбленных гербов семьи Мацудайра, которая ведет свое происхождение от клана Минамото (то есть от одного из детей императора). Своё имя клан получил от деревни Мацудайра в провинции Микава. На протяжении последующих веков у рода появилось много ответвлений, но почти все они оседали в провинции Микава или около неё. Клан Мацудайра стремительно возвысился в 16 веке, когда во главе его встал Мацудайра Мотояси - впоследствии сменивший имя на Токугава Иэясу. Он завершил процесс объединения раздробленной феодальной Японии и стал первым из сёгунов Токугава, управлявших страной до 1868 года.
09. Доспех с кирасой в технике Мокумэ Ганэ. XVIII в. Доспех тосэй гусоку c кирасой, выполненной в технике Мокумэ Ганэ. Вторая половина XVIII в. При использовании техники Мокумэ Ганэ (букв. "деревянный глаз" или "деревянный глаз металла") сложенные "гармошкой2 слои металла приобретают структуру, похожую на структуру дерева. В "сэндвиче" Мокумэ может насчитываться более 25 разных по составу, оттенкам и толщине слоев, состоящих из золота, меди, платины, никеля и др. В этой технике можно создавать исключительные по красоте объемные рисунки. Кираса нимай нуинобэ до с накагава (средней частью), покрытой лакированной текстурированной кожей с необычным и редким татэагэ (верхней частью кирасы) с лакировкой в технике Мокумэ с красивой окантовкой курои уриси нури (с черной лакировкой). Кусадзури украшена дорогой и редкой для того времени кожей с росписью. Кираса предназначена для защиты владельца от пуль.
10. Наручи котэ с черными лакированными железными пластинами декорированы монами оранжевого цвета, лакированными в "сухой" технике. Хаэдатэ по дизайну гармонирует с котэ и изготовлено в той же технике. Шлем госодзан судзи кабуто с сикоро из 32 пластин с черным лаком и кожей с росписью. Большие отвороты фукикаэси декорированы кожей с золочением и драконами. Одной из интересных деталей шлема является тэхэн-но-канамоно (декоративное навершие шлема) из сплава сякудо с элементами из позолоченной меди и серебра.
11. Доспехи японских самураев.
Снаряжение состояло из более чем двадцати частей (в основном из стальных пластин, с нанесенным на них лаком и кожей), соединенных шнуровкой. Шнуровка иногда покрывала почти всю площадь пластин, из-за чего их было почти не видно. Японская боевая амуниция была намного легче рыцарских лат и панцирей (весила всего 12 кг), давала большую свободу движения и маневрирования в бою, облачившись в нее, самурай мог свободно бегать и плавать, благодаря подвижности пластин тело было хорошо прикрыто - пластины плотно прилегали к телу, перекрывали края друг друга. Доспех имел множество отверстий, что было необходимо в теплом и влажном климате японского архипелага для вентиляции и охлаждения тела бойца. Амуницию одевали в определенной последовательности: сперва самурай облачался в нижнее платье, потом одевал перчатки и шапочку, напульсники, верхнее платье и пластины для ног; затем обувался, и наконец, закреплял броню на теле и прикрытие шеи. Непосредственно перед сражением надевался шлем. Благодаря гибкой шнуровке доспехи подстраивались под телосложение, и даже была возможность надеть одну броню поверх другой.
12. Доспех тосэй гусоку Ода Нобунага (1534-1582), полководцу и государственному деятелю, который остался в истории как первый воин на тернистой тропе объединения Японии. 1570-е гг. Кираса намбан-до с передней пластиной по типу намбан (в стиле западных лат) со слегка обозначенным по центру вертикальным ребром, остальная часть кирасы смоделирована в стиле татэхаги окэгава до («стенки бочки»), и составлена из вертикальных фигурных пластин, скрепленных заклепками с выступающими шляпками. К нижней части черным шнуром присоединена традиционная латная юбка кусадзури из восьми клиньев. На грудь спускаются парные пластины гее (лист абрикоса андзу) в духе старинных классических доспехов. Шлем судзибати кабуто из 32 пластин с небольшим отверстием тэхэн (небесная сторона) на макушке, с передним нашлемником в форме фигурного диска, воспроизводящего мокко (цветок дыни), - герб семьи Ода, с традиционными вертикальными отростками кувагата, а также фигурным навершием в форме раковины моллюска итарагай. На отворотах фукикаэси - круглые ажурные бляшки с изображением зарослей хризантем, выступающие на фоне выделанной кожи с трафаретным узором. Маска мэ-но-сита хо типа оиэбо (спокойное достоинство человека высокого звания), со съемной носовой частью и торчащими вперед усами, с фигурными фланцами по щекам, с подбородником едарэкакэ из трех пластин кирицукэ-кодзанэ. По преданию, маска была сделана по специальному заказу Ода Нобунага, пожелавшему, чтобы она имела сходство с чертами его лица.
13. Поножи цуцу-сунэатэ (трубки) из цельных железных пластин с трехчастным наколенниками типа бисямон-татэагэ. Украшены изображением дракона среди облаков.
14. Доспех клана Хатисука с украшением шлема кагам, середина 18 века. Свое имя клан Хатисука получил по названию одноименной местности близ провинций Овари и Мино, где в 14 веке обосновался основатель рода - Сиба Масааки. Клан Хатисука прославился в 16 веке благодаря своему главе - Хатисука Короку, которой воевал сначала на стороне клана Ода (в том числе участвовал в ранних битвах Ода Нобунага), а затем перешел под знамена Тоётоми Хидэёси. Сын Короку, Иэмаса - получил от Хидэёси новое землевладение - Токусима, которым Хатисука управляли до конца периода Эдо. И это один из немногих кланов, которым удалось на протяжении всего периода Эдо сохранить и свои земли, и доходы в размере 256 000 коку в год. Семья Хатисука могла позволить себе содержать более семи тысяч самураев в собственной армии. После ликвидации института самураев и реставрации Мэйдзи, в результате которой власть от военного сословия вернулась императору, Хатисука сохранили своё влияние и высокое положение.
15. Доспех тосэй гусоку с гербом маару-ни-ити (горизонтальная полоса в круге). Начало XVIII в. Кираса типа окэгава до ("стенки бочки"). Ее полное название - куро-уруси нури кон-одоси екохаги нимай-до из двух частей, каждый из которых состоит из цельнометаллических горизонтальных пластин, покрытых черным лаком и скрепленных металлическими заклепками с выступающими головками. Скреплена синим шнуром с латной юбкой из семи клиньев. Наплечники содэ из 5 рядов сошнурованных пластин кирицукэ-кодзанэ и цельнометаллической изогнутой дугой пластины каммури-ита вверху. Наручи хетанготэ (тыква-горлянка) с металлической пластиной в форме тыквы-горлянки и кольчугой. Впервые этот тип наручей был сделан в 16 в. Даймё Ота из провинции Хитати (ныне префектура Ибараки), поэтому имело хождения и другое название - отаготэ. Набедренник кавара-хайдатэ(металлические и кожаные пластины, покрытые лаком, уложены наподобие черепицы на крыше). Поножи сино-сунэатэ с пластинами, похожими на стилизованные листья бамбука сино, и соединенными кольчугой на основе из зеленой парчи с наколенниками татэагэ, украшенными узором "панцирь" черепахи. Шлем госедзан судзибати-кабутоиз 62 пластин, покрытых черным лаком, с передним нашлемником в форме военного веера гумбай-утива с каллиграфической надписью.
16. Доспех с фамильным гербом риндо (цветок горечавки и листья бамбука). 18 век. В качестве фамильного герба - мона - в данном доспехе используется мотив сасариндо, соединяющий листья бамбука и цветы горечавки. Такой мон использовался родами Минамото - группой семей древней и средневековой Японии, происходивших от детей императоров, но переведенных в разряд подданых с тутулом асон, то есть "слуга династии". Эти роды также известны как Гэндзи или Гэнкэ. Эта практика императорского правительства, которое ликвидировало таким образом лишних принцев и уменьшало бюджетные расходы на императорскую семью, привела к появлению 21 рода Минамото. Шлем украшен натуральными рогами буйвола.
17. Доспех тосэй гусоку с передней пластиной кирасы работы Мётин Мунэкацу. Начало XVIII в.
Железо, лак, металл, кожа, парча, сукно, дерево, ткань из растительного волокна, золотой лак, сукно.
Шлем судзибати кабуто из 32 пластин с довольно большим отверстием тэхэн (небесная сторона) и с передним нашлемником в виде диска с круглым отверстием ближе к верхнему краю. На отворотах фукикаэси герб из частично перекрывающих друг друга ромбо. Маска мэ-но-ситатипа оиэбо («спокойное достоинство человека высокого звания), со съемной носовой частью и торчащими вперед усами, с фигурными фланцами по щекам с очертаниями аои (мальва). Поверхность снаружи патинирована под "старое железо", внутри покрыта красным лаком. Кираса рокумай до из шести частей с цельной нагрудной пластиной с рельефным изображением дракона. К панцирю на синих шнурах подвешена латная юбка кусадзури из восьми клиньев.
18. Ближайшим сподвижником прославленного правителя Тоётоми Хидэёси был Като Киёмаса, прозванный в юности "молодым тигром". Этот доспех выполнен в подражание обмундированию прославленного военачальника. Главной отличительной особенностью данного комплекта является специфический шлем, который сделан в виде шапки придворного и называется эбоси-нари-кабуто. Возникновение таких причудливых элементов доспеха связано с наступившей эпохой мира. Все чаще доспехи были нужны не для битвы, а для демонстрации статуса самурая. По обеим сторонам шлем украшен фамильным гербом Като Киёмаса - красными Глазами змеи. Смертоносный взгляд змеи, черная устрашающая маска, закрывающая лицо, могли вывести из равновесия любого противника. Навершие шлема, маэдатэ, выполнено в виде солнечного диска, закрытого луной. Доспех украшен многочисленными деталями. Выпуклый иероглиф на пятистворчатой кирасе гласит "Огонь внутри". Наколенники завершает симметричный узор в виде "черепашьего панциря", на рукавах виднеется изображение бабочки. Бабочка - символ быстротечности жизни, непостоянства всего сущего.
19. На этой фотографии собраны три экспоната.
На первом свитке изображена: месть братьев Сога. Ночная атака. Период Мэйдзи 1868 - 1912 гг. Подробнее можно прочитать у коллеги
umbloo в статье
Новогодние пьесы Кабуки: братья Сога, и всё бы и ничего, но меня привлекла...обувь, нет не кимано с бабочками у мужика (фиг их знает с их символизмами, может это было мужественно), а именно обувь. Что блин это такое, какое практическое применение имеют эти завязочки на ногах?
Кстати, большинство экспонатов Вы можете купить, да-да, именно купить, а не икнуть от того сколько они стоят. Например этот свиток, продается: EUR 2,000.00. Данунах подумаете Вы, но в принципе, цена адекватна, если прям очень захочется, можно же приобрести для потомков, доспехи конечно подороже, я видела цену в инете 40 тысяч бакинских камиссаров долларов.
3-тий экспонат, свиток. Гао. Маэда Тосииэ с боевым трофеем. Вторая половина XIX в.
Маэда Тосииэ, знаменитый полководец XVI-го века, родился в провинции Овари и был четвертым из семерых сыновей Маэда Тосимаса. Тосииэ с детства служил Ода Нобунага, и его преданность была вознаграждена - ему было позволено возглавить клан Маэда, что весьма необычно для четвертого сына, у которого к тому же нет явных преимуществ перед старшими братьями. Некоторые источники говорят, что еще в юности Тосииэ подружился с Киносита Токичиро (который впоследствии взял имя Тойотоми Хидэёси). Также известно, что если у Хидэёси было прозвище сару, то есть обезьяна, то Тосииэ Нобунага называл ину - собака. Считается, что как собака и обезьяна противоположны друг другу по характеру, так и Тосииэ часто описывают как замкнутого и мрачного человека, а его противоположность, Хидэёси как разговорчивого и легкого в общении. Однажды Тосииэ получил во владение провинцию Кага. Несмотря на свой весьма скромный размер Кага к началу периода Эдо стало самым богатым землевладением в Японии, которое приносило миллион коку (мер риса) в год. Тосииэ был очень квалифицированным воином, он превосходно владел копьем яри, с которым и изображен на этом свитке.
Обилие японских имен и терминов зашкаливает в описании и совершенно непонятно, что к чему и кому, человек уже немного уставший от выставки, волей не волей, с трудом воспринимает написанное. Я даже и не пыталась (дома прочту), но мозг ещё в состоянии переваривать рисунки (это от количества снимков, которые просматриваю за день, хоть какая-то польза от увлечения фотографии). Сначала я посчитала количество стрел прилетевших в Маэда Тосииэ, посочувствовала коннику, отметила белый цвет одежды и плащ-панцирь. Дальше моя фантазия начала извращаться, меня даже не столько возмутили отрезанные 4 головы, сколько то, как они любовно были привязаны к седлу. На свитке видно, что всадника преследуют, иначе конь выглядел бы более спокойным, впрочем, может приехать к дому в таком виде, истыканным стрелами, в крови было почётнее? Или он, билять, украл эти головы?
И 2-й экспонат - доспехи, вторая половина 18 века, выполненные в технике мокумэ-ганэ.
20. Кираса этого доспеха декорирована элементами в технике мокумэ-ганэ. Обычно это название переводят как "деревянный глаз металла". Впервые ее использовали в 17 веке для декорирования оправы самурайских мечей. Во время работы в этой технике мастер выковывает бруски из слоев металла, которые соединяются под давлением при высокой температуре. Такие бруски, составленные из различных комбинаций и сплавов золота, серебра и меди, прокалывались, нарезались и из них получали металлические пластины - каждая с уникальным рисунком, напоминающим структуру древесной коры.
21. Еще один из свитков написан: Тоса Мицуаки (1848 - 1875гг) и Кумасиро Сигэсато (Ханри), (1818-1876гг). Воин Минамото Ёсииэ Хатимантаро следит за полетом гусей.
Сначала подумала, какой впечатлительный, за гусями наблюдать взял охрану, от изумления прикрывает рот доспехами и даже конь внимательно следит за перелетом, прям сплошное японское философское мировоззрение. На табличках не было никакого разъяснения, хорошо хоть есть инет под рукой. Из реальных исторических документов нам известно, что их отец, Минамото-но Ёриёси, который был правителем области Тиндзюфу провинции Осю, и его старший сын сражались против Абэ-но Садатоу в войне Дзэн Ку Нэн (1051-1062). Война была длительной и трудной, но наконец, в сентябре 1062г. пришла победа, после разгрома Абэ-но Садори в сражении при Коромагава-но Яката. Двадцать лет спустя восстание семьи Киёхара в провинции Осю привело к Госсанской войне (1083-1087), которая известна жесткими боевыми и погодными условиями, поскольку в основном велась в глубоком снегу. Когда Ёсииэ понес тяжелые потери и оказался под угрозой поражения, Ёсимицу пришел на помощь брату. Две группы соединились для атаки замка Канадзава, но Ёсимицу встревожило внезапное нарушение полета стаи диких гусей, за которой он наблюдал. Он правильно угадал, что враги ждут их в засаде в соответствии с учением военного стратега Ооэ-но Масафуса, и изменил свои планы, чтобы спутать карты врагов. В результате они закончили войну победой 14 ноября 1087г.
22. Я наверное закончу первую часть еще одним свитком
Цукиока Еситоси (1839-1892). "Такэда Сингэн на побережье Киёми" из серии "Сто видов луны". Такэда Харунобу (Такэда Сингэн) (1521-1573) -властитель провинции Каи, один из величайших полководцев 16 века, знаменитый дипломат и стратег, прославившийся своими сражениями. Участвовал в борьбе за господство над всей страной. На гравюре Такэда Сингэн изображен созерцающим гору Фудзи.
На побережье Киёми
Небеса заслоняют путь,
Луна в плену сосен Мио.
23. И несколькими скульптурами, люблю бронзу, ничего с собой поделать не могу)
24.
25.
В следующей части: мечи, цубы и виновники выставки - 47 ронинов.