Перед вами четыре фрагмента книги Кречмара Михаила Арсеньевича, человека, хорошо знающего и описывающего Дальний Восток, Сибирь и их историю. У самого автора можно найти другие статьи.
У меня публикация всех частей раз в неделю, по воскресеньям.
Оригинал взят у
kiowa_mike в
"Сибирская книга". Амурская эпопея. Ч. 1.
(
Read more... )
"И плыли мы из того города Банбулаева до усть Зеи реки два дни да ночь.
И тут река пала великая с левую сторону, зов той реке Зия.
И языки сказывают,что де на той реке Зее живут дауры.
И есть де по той реке город.
И в том де городе живёт даурской князь Олпель да и многие дауры.
И на усть той реки, на правой стороне, немного пониже устья Зейского, стоит улус князя Кокорея, дватцать четыре юрты, и людей в нём нет.
И мы наскоро погребли вниз, и того дни в обед набежали юрты в лёгких стругах на улус.
И тут языков похватали и наскоре роспрашивали.
И те языки сказали,что де внизу до города ещё два улуса, отсель недалече, а люди де живут.
И мы наскоре те улусы мимо прогребли того дни под вечер, и из лёгких судов на берег выскачили и к городу прибежали.
И в том городе люди невеликие.А животы их, даурских князей и их людей, все в городе.
И ниже того города в перестрел стоит улус велик.
И те даурские князья, князь Туронча и с братьями, да князь Толга и князь Омутей с своими людми в том улусе пьют все.
И они в те поры нас осмотрили, и князь Омутей скочил на коня, и закричал, и погонил.
И служилые и волные казаки, прося у Бога милости, к тому улусу бросились, государю радеючи и не щадя лица своего,
и того князя Турончу, и с братьями, и с жонами, и с детми, и князя Толгу, и с ними иных лутчих людей,
Божиею милостию и государским счастием, обсадили.
А иные мужики и ясырь с нижнего конца побежали.
И служилые и волные казаки, прося у Бога милости, за ними в поле побежали,
и многих людей и ясырь поимали, а иных мужиков на побеге многих побили.
И в те поры наскоре, услышали стрельбу, с болших судов и наскоре нагребали,
и кони с судов похватали, и за ними погонили, и достальных в поле мужиков и ясырь переимали, и в город привели.
И те князья Туронча и Толга стали у юрты стрелять.
И яз, приказной человек Ярофейко, велел толмачам своим тех князей розговаривать и под царскую высокую руку призывать,
что де дайте государю нашему ясак и будьте во всём послушны и покорны,
и мы вас не убьём,и будем вас оберегать, кто вам силён.
И тот князь Туронча Балдагин…и с братьями своими , и князь Толга то стали говорить:
за ясак де нам что стоять, лише де бы было постоянство, мы де ясак дадим,
были де у нас богдоевы люди, и ясак де дали богдоевым людем,
а досталь всё испродали, а что де есть соболей, то де мы дадим.
И из юрт к нам вышли.И мы их взяли и в город привели.
И всех их мужиков в городе переиманых сто человек до ясырю переимали сто семьдесят, окроме малых ребят.
И те князья, князь Туронча и с братьями своими , и князь Толга, и их улусные лутчие люди стали нам говорить,
что де мы, дауры, что есть нас здесь,и род наш, и которые под нами живут, луков с тысячу и болши,
и мы де топере вашему государю все послушны будем и покорны, и ясак с себя станем давать по вся годы,
пожалуйте де, отпустите наших людей и боканов, и жён наших, и детей,
а мы де, князья , у вас седим, верьте де нашим головам.
И яз им говорил толмачам,что де призовите вы своих всех людей, что де промеж нами вера.
И они, князья, князь Туронча и князь Толга,велели им, князю Омутею и всем лутчим людем, быть к нам,
и они тотчас к нам приехали, человек ста с три.
И яз, приказной человек, по твоему государеву указу того Турончу и с братьями,
и лутчих людей , Балуню и Аная, и Евлогоя, и всех улусных их людей, и весь род их к шерти привели
на том, что быть им под государя нашего …высокою рукою в вечном ясачном холопстве навеки
и ясак с себя давать по вся годы безпереводно.
И у них выбрали в аманаты лутчих людей, князя Турончу, Балдачина зятя, да брата его…,
да князя Толгу с братом, да Омутеева брата, да трёх улусных лутчих мужиков .
Reply
Leave a comment