Оригинал взят у
podosokorskiy в
Французы раскодировали да ВинчиАвторство портрета Бьянки Сфорца установил спектральный анализ
На рисунке, названном «Профиль прекрасной принцессы» (33x24 см, выполнен мелками, карандашом и тушью), изображена Бианка Сфорца, дочь герцога Миланского, в день ее свадьбы. В 2009 году эксперты пришли к выводу, что автор работы - Леонардо. То же подтвердили лабораторные исследования.
Однако аукционный дом Christie’s, ранее атрибутировавший рисунок как работу немецкого мастера-анонима XIX века и продавший ее в 1998 году по соответствующей цене, не признал результатов экспертизы. Развязка истории последовала на днях. Вывод искусствоведов об авторстве Леонардо подтвердила парижская лаборатория «Люмьер Текноложи», специализирующаяся на исследовании произведений искусства с помощью новейшей аппаратуры.
- У нас нет ни малейших сомнений в том, что это рука Леонардо да Винчи, который кстати, был левша, - заявил «Известиям» президент «Люмьер Текноложи» Жан Пенико. - Это стало ясно после проведения серии спектральных анализов. Мы обнаружили на рисунке даже отпечатки ладони художника, аналогичные тем, которые существуют на других его произведениях.
- Увеличив снимок рисунка, - продолжает Жан Пенико, - мы нашли на его краю три крошечных дырочки. Это навело нас на мысль, что он был частью книги, - но какой? Обследовав четыре тома «Сфорциады» (изданные в 1490 году летописные истории миланского рода, иллюстрированные работами знаменитых мэтров. - «Известия»), мы обнаружили недостающий лист в книге, которая находится в Национальной библиотеке Варшавы. По всей видимости, один из представителей польской ветви рода Сфорца изъял работу из фолианта и поместил ее в раму.
В дальнейшем «Профиль прекрасной принцессы» оказался в коллекции французского короля Франциска I, а в 1518 году его преподнесли польскому королю Августу Ягеллону по случаю бракосочетания с девушкой из рода Сфорца. Потом он переходил из рук в руки, пока не попал к швейцарскому реставратору Жоржу Марчигу. После его смерти вдова решила продать рисунок. Шедевр достался нью-йоркской галерейщице Кейт Ганц всего за $21 850. А она за ту же сумму продала еще не опознанного Леонардо канадскому коллекционеру Питеру Сильверману, живущему в Швейцарии. Тот хранит сокровище в банковском сейфе и, по всей видимости, готов с ним расстаться. Тем более что рисунок сегодня стоит как минимум в 5 тыс. раз дороже - от $100 млн до $150 млн.
Юрий Коваленко, Парижhttp://www.izvestia.ru/news/502219