СОКРОВИЩА КИТАЙСКОГО КАБИНЕТА
(wénfáng sìbǎo, 文房四宝)
Дабы преуспеть в работе
прежде следует отточить инструменты.
Китайская поговорка
Четыре сокровища (драгоценности) кабинета ("веньфан сибао")- это четыре главных элемента письменности в Китае, орудия труда ученого, каллиграфа, чиновника. Эти четыре инструмента использовались всеми, кто стремился к образованию в древнем Китае. Умение правильно пользоваться ими - важно не менее, чем способности к медитации и философским размышлениям, без которых невозможно создание настоящих шедевров каллиграфии, живописи, поэзии, научного открытия. Китайцы относились к этим предметам с почтением, что выражалось и в сопоставлении их с сокровищами, и во многих исторических преданиях и легендах. "Четыре сокровища кабинета" - это не только жемчужина китайской цивилизации, это важная часть всемирного культурного наследия.
Первое упоминание о четырех драгоценностях нам открываются в 7 веке. В период династий Тан (VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.), когда в Китае процветали искусства , мастерство изготовления "четырёх драгоценностей"достигло высокого совершенства, что, в свою очередь, повлияло на развитие китайской каллиграфии и живописи.
Далее я постараюсь представить краткую историю каждого из этих четырёх драгоценностей китайского кабинета.
Кисть, тушь, тушечница - всё это было необходимо для работы каллиграфа, ученого, писателя, художника... Но если бы не было четвёртого сокровища им сложно было бы выразить и донести до других свои мысли и чувства. Итак:
Сокровище четвёртое: БУМАГА (zhǐ, 纸)
Бумага является не только одним из сокровищ китайского кабинета, но и одним из четырёх великих изобретений, сделанных в древнем Китае. Это изобретение позволило распространяться знаниям по всему Китаю с невиданной до того скоростью. Бумага внесла огромный вклад в обмен знаниями и идеями между разными культурами.
В давние времена, еще до изобретения бумаги, для записи самой простой информации использовали различные средства. Одним из таких методов было завязывание узелка на веревке. Таким образом можно было запомнить, к примеру, сколько корзин зерна торговец может продать в кредит или сколько мешков зерна необходимо купить в следующий раз, когда определенный поставщик еще раз появится в этих местах. Среди других средств запоминания или записи информации можно вспомнить надписи на панцире черепахи или на плоских костях, которые вошли в историю под названием кости оракула, и это, конечно же, различные таблички из металла, в первую очередь, из бронзы, на которые наносили информацию методом, похожим на гравировку. Часто использовали листья и кору деревьев, шкуры животных, а также ткани. Но ни один из этих методов не делал искусство нанесения надписей более легким. Все эти методы служили просто для записи информации в символической или пиктографической форме. При помощи этих средств, конечно же, нельзя было записать какую-то историю или поэму. Кроме того, эти материалы вследствие их разнообразных недостатков не были совершенными.
Долгое время в Китае для записи информации пользовались бамбуковыми дощечками, соединёнными шнурком. Их много находят при археологических раскопках. На них писали с помощью кисти и туши, что и доказывает, что эти сокровища существовали значительно раньше бумаги. Бамбук был очень тяжёлым, поэтому учёным было неудобно работать с таким материалом. В это же время для написания книг использовали и шёлковые простыни, но шёлк был очень дорогостоящим материалом, тогда же начинают изготавливать бумагу из конопляного волокна, технология её изготовления была довольно примитивной, поэтому такая бумага встречалась крайне редко. Примерно со второй половины XXв. на территории провинций Шэньси и Ганьсу стали находить оборазцы бумаги, относящиеся в династии Заподная Хань. Хотя находка представляет собой грубую, рыхлую по стуктуре бумагу, тем не менее она свидетельствует, что уже в те далёкие времена китайцы умели изготавливать из растительных волокон бумагу в полном значении этого слова.
Только с появлением бумаги стало возможным развитие сложного письма. Можно было записать поэму или передать следующим поколениям какую-то историю. Появление бумаги вызвало, в свою очередь, развитие производства чернил и их усовершенствование, поскольку старые виды чернил не подходили для того, чтобы писать ими на бумаге.
Изначально, как рассказывают нам книги по истории, прообраз бумаги был создан около 3 тыс. лет до н. э. в Египте. Однако папирус, древний предок бумаги, имеет мало общих черт с той бумагой, которая вне всякой связи с ним была изобретена в Китае спустя 3 тыс. лет. Папирус изготавливали из травы, похожей на тростник, которую нарезали по длине в тонкие полоски. После этого их замачивали в воде, чтобы добиться определенной мягкости. Затем эти полоски формировали в общую массу и сушили на солнце.
Согласно историческим источникам бумагу изобрел Цай Лунь (50-121гг.), что чётко зафиксировано в древних исторических анналах "Книга Поздней Хани" ("Хоу Хань шу"). Цай Лунь родился в городе Лэйян нынешнего округа Хэнъян провинции Хунань. В возрасте 15 лет он был отправлен в императорский дворец в качестве евнуха. За своё трудолюбие и изобретательность он много раз получал повышение. На протяжении сорока лет он служил пяти императорам, в том числе императорам Мин и Хэ Ди.
Цай Лунь
Он отвечал за изготовление инструментов и оружия для королевской семьи, поэтому занимался разработкой технологии и изготовления. Вскоре он стал ведущим специалистом. Качество мечей и инструментов, производимых под его руководством, было исключительно высоким.
Бумага, изобретённая им, по своим свойствам очень была похожа на бумагу, которую мы используем в наши дни. Метод главного евнуха императора Хэ Ди значительно отличался от египетской технологии.
Цай Лунь использовал кору деревьев, волокна конопли, тряпки и остатки рыболовных снастей в качестве сырья для производства бумаги, которое его помощники измельчали и взбивали до тех пор, пока из них не выделялись отдельные волокна. Эти волокна вместе с образовавшейся мякотью и целлюлозой смешивали вместе с большим количеством воды. Волокна перекрещивались и образовывали очень тонкий и прочный материал.
Далее эту смесь нагревали и в резервуар с этой массой опускали тонкую плиту, и каша из целлюлозы и волокон осторожно вынималась из воды. Потом эту плиту помещали на плоскую поверхность и сушили на солнце. После того как масса полностью высушивалась, образовывалась очень тонкая пленка из волокнистого материала, которая и становилась основой для изготовления листа бумаги. Такой лист бумаги отличался высокой прочностью и идеально подходил для того, чтобы писать на нем чернилами. Впрочем, для того чтобы изобрести новый вид чернил, более пригодный для использования с такой бумагой, потребовалось еще какое-то время.
6 марта 105 года Цай Лунь подал доклад об усовершенствовании технологии производства бумаги и представил свой процесс изготовления бумаги императору Хэ Ди (Лю Чжао), который был очень доволен результатом и издал императорский указ, чтобы процесс изготовления бумаги широко распространился по всему Китаю. Император пожаловал Цай Луню звание маркиза и богатство, а китайская цивилизация, таким образом, стала быстро развиваться, особенно в области литературы, образования и делопроизводства. Это изобретение увенчало деятельность Цай Луня, однако, при императоре Ань Ди, проиграв в дворцовой интриге, он покончил жизнь самоубийством, выпив яд. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.
Существует легенда, что после смерти изобретателя бумаги Цай Луня его ученик Кун Дань, отдавая дань памяти своему наставнику, решил изготовить более качественную, способную сохраняться долгое время бумагу для его портрета, но сколько он ни бился, у него ничего не получалось. Однажды Кун Дань случайно заметил рухнувшее в реку старое сандаловое дерево. Кора сандала от долгого пребывания на солнце и в воде растрескалась, и обнажились длинные волокна.
Из этих волокон Кун Дань изготовил изумительную по качеству бумагу, осуществив наконец свою заветную мечту. С того времени при изготовлении высокосортной бумаги стали использовать волокна сандала.
В восьмом веке Китай стал экспортировать бумагу в другие страны Азии, но секрет техники изготовления бумаги продолжал сохраняться в тайне на протяжении многих столетий. В 751 г., во время конфликтов между китайской династией Тан и арабской империей, несколько китайских рабочих по изготовлению бумаги были захвачены арабами - и вскоре бумажная промышленность начала развиваться в Багдаде. В дальнейшем она была постепенно распространена в арабском мире. Кстати, арабское слово «бумага» (kagaz) произошло от китайского слова.
Впоследствии ещё более усовершенствованная технология бумажного производства стала распространяться в Северной Америке и Европе. Согласно историческим записям, в Европе построили завод по изготовлению бумаги только через 1000 лет после того, как её изобрёл Цай Лунь. И хотя бумажная промышленность в настоящее время очень хорошо развита, в ней по-прежнему берётся за основу принцип изготовления бумаги, изобретённый Цай Лунем.
У бумаги, используемой для китайского рисунка кистью, может быть множество различных особенностей. Есть четыре основных сорта: обычная бумага (полупромокаемая), впитывающая бумага, проклеенная и специальная бумага. Она изготовляется из различных материалов - пеньки, коры тутового дерева, бамбука, хлопчатника, рисовой и пшеничной соломы. Обычная бумага хороша для начинающих художников, а хорошую работу всегда можно обрамить, вне зависимости от качества бумаги. Травяная бумага (маобянь) - цвета соломы, продается в листах формата A3 или больше.
При изготовлении китайской бумаги часто используют длинные волокна шелковицы и ананаса. Иногда эти волокна видны на поверхности бумаги. Эти сорта и так называемая "пеньковая" или "кожаная" бумага довольно плотные. Они применяются в работе с более сложными техниками, когда на поверхность бумаги наносится несколько слоев туши или жидкой краски.
Фактура поверхности двух сторон некоторых сортов бумаги слегка различается между собой. Гладкая сторона подходит для работы в большинстве жанров, особенно для изображения цветов и фруктов (поскольку кисть мягко скользит по бумаге), а шероховатая поверхность - для пейзажей, людей, изображаемых в "свободном" стиле сеи, и пушистых зверей (на этой стороне тушь и краска легче размываются).
В наши дни существует огромное разнообразие бумаги, предназначенной для китайской живописи и каллиграфии, но знатоки и специалисты больше всего ценят бумагу "сюань" (xuānzhǐ, 宣纸). Родиной этой бумаги считается уезд Цзинсянь в провинции Аньхой. Так как в древности уезд относился к провинции Сюаньчжоу, а центром торговли бумагой был Сюаньчэн, она и получила такое название.
На западе "сюань" называют рисовой бумагой, что не совсем верно. В действительности её изготавливают из коры тутового дерева (шелковицы), рисовой соломки и коры местной разновидности сандала. Процесс изготовления рисовой бумаги был работой трудоёмкой и состоял из 18 этапов, длившихся около 300 дней. Растительные волокна высушивают, сложным способом вымачивают, прессуют, выбеливают на солнце, мельчат бумажную массу, а затем вручную делают бумагу.
Сюанъчжи отличается особой белизной, тонкостью, мягкостью, эластичностью, прочностью, не боится насекомых-вредителей, не желтеет от времени. Считается, что "сюань-чжи" может храниться тысячу лет. Её поверхность не слишклм гладкая и не чересчур грубая, она обладает идеальными абсорбирующими свойствами, поэтому тушь на такой бумаге впитывается, а не растекается и может проявлять все свои оттенки, "раскрывает" полностью свой потенциал и мы видим истинную красоту оттенков и мельчайших деталей, которая передаёт тушь в сочетании с уникальной бумагой. К примеру, если на кисть взять жидко разведенную тушь и писать медленно, то в центре черта иероглифа будет насыщенного цвета, а по краям - более светлой и словно ворсистой, что и придает ощущение объемности.
Если же на кисть взять немного туши, особенно густотертой, и писать быстро, то внутри линий черт иероглифа останутся напоминающие белые нити прогалы, пустоты, так называемое «летящее белое» - фэйбай. Когда последний иероглиф произведения завершается вертикальной чертой, ее часто намеренно удлиняют, чтобы «летящее белое» струилось, подобно водопаду. Это усиливает эмоциональную выразительность и внутреннюю энергию композиции.
Уже при династии Тан эта бумага имела высокую цену и была доступна только особым художникам при императорском дворце, её использовали как подношение к императорскому двору. Все знаменитые шедевры китайской живописи были сделаны именно на бумаге сюань. Без неё немыслимо существование традиционной китайской живописи.
Бумагу "сюань" используют не только в каллиграфии и живописи, но особенно в наше время для дипломатических соглашений и других важных документов. Также её можно использовать как промокательную бумагу или для фильтрации.
Бумага "сюань" выпускается трех типов:
1. необработанная рисовая бумага - быстро впитывает тушь и поэтому идеально подходит для художника, рисующего в свободной манере (гохуа, сеи). У неё много разных видов, таких как одно-, двух- и трех- слойная сюань, или хинная сюань. Степень впитывания колеблется как среди различных сортов бумаги, так и внутри одной партии бумаги, так что очень важен тщательный контроль. Самая хорошо впитывающая бумага годится для рисования пушных зверей, а слегка проклеенная бумага предпочтительна для жанра "цветы и птицы". Все эти сорта бумаги можно брать отдельными большими листами, некоторые бывают в упаковке из 10 или 12 листов.
2. проклеенная - не впитывает влагу и годится для изображения мелких деталей (стиль гунби), т.к. она не впитывает жидкость, это позволяет наносить десятки слоёв, чтобы добиться нужного тона. Существует три основных сорта этой бумаги. Лучшая (самая тонкая) называется "цикада" (из-за звука, который получается, если ее потрясти), следующая за ней - "чистая вода" и "льдистая" (самая плотная). На поверхности некоторых видов этой бумаги есть поблескивающие частички, образующиеся после проклеивания. Такая бумага стоит намного дороже, чем непроклеенная.
3. полупроклеенная - частично впитывает влагу, что позволяет сочетать в рисунке мягкие и жесткие линии, а также широко варьировать тона и прописывать тонкие детали.
Существует бумага, продающаяся в тубах рулонами, нужно отметить, что она неплохого качества, но всё-таки по-прежнему во всем мире ценится бумага, изготовленная вручную.
Знаменитый набор "Четырёх сокровищ китайского кабинета", на котором зиждется традиционная каллиграфия и живопись, который позволяет китайскому человеку претворять свой жизненный опыт, свои сокровенные мысли и чувства - этот знаменитый набор наполняет новой жизньюнеувядающее искусство Китая.
Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post258283878 - основная статья
http://www.callig.ru/node/509/http://forum.sandaldom.ru/showthread.php?t=191&page=1http://dveimperii.ru/articles/1http://magazeta.com/2008/04/chetyre-sokrovishha-kabineta-sokrovishhe-pervoe/http://www.chinahighlights.ru/culture/four-treasures-of-the-study.htmhttp://russian.visitbeijing.com.cn/shop/shopthird/n214765118.shtmlhttp://ds-meihua.ru/Kalligraphiya/dragoc.php