(no subject)

Jul 24, 2016 15:56


СОКРОВИЩА КИТАЙСКОГО КАБИНЕТА

(wénfáng sìbǎo, 文房四宝)

Дабы преуспеть в работе
прежде следует отточить инструменты.
Китайская поговорка

Четыре сокровища (драгоценности) кабинета ("веньфан сибао")- это четыре главных элемента письменности в Китае, орудия труда ученого, каллиграфа, чиновника. Эти четыре инструмента использовались всеми, кто стремился к образованию в древнем Китае. Умение правильно пользоваться ими - важно не менее, чем способности к медитации и философским размышлениям, без которых невозможно создание настоящих шедевров каллиграфии, живописи, поэзии, научного открытия. Китайцы относились к этим предметам с почтением, что выражалось и в сопоставлении их с сокровищами, и во многих исторических преданиях и легендах. "Четыре сокровища кабинета" - это не только жемчужинакитайской цивилизации, это важная часть всемирного культурного наследия.



Первое упоминание о четырех драгоценностях нам открываются в 7 веке. В период династий Тан (VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.), когда в Китае процветали искусства , мастерство изготовления "четырёх драгоценностей"достигло высокого совершенства, что, в свою очередь, повлияло на развитие китайской каллиграфии и живописи.

Далее я постараюсь представить краткую историю каждого из этиъ четырёх драгоценностей китайского кабинета.

Следующим, после кисти, необходимым атрибутом для каллиграфа и художника является тушь (или чернильная палочка). Итак:

Сокровище второе: ТУШЬ (mó, 墨)




Эта драгоценность не менее важна, чем кисть. В Китае, с древней ших времен, и художники, и каллиграфы пользовались исключительно тушью. Посмотрите на традиционные китайские картины, выполненные в стиле "гохуа". В основном, они практически монохромные. Конечно, есть там и цвет, но основа картины - это тушь.







Традиционная тушь для живописи и каллиграфии очень необычна и сильно отличается от производимой на Западе. Прежде всего, она твердая, спрессованная в брикеты различной конфигурации - чаще прямоугольные, реже овальные. Попав на бумагу, тушь не стирается и не вычветает на солнце, а высохшая линия, проведенная такой тушью, не расплывается даже при попадании на неё влаги - результат этого можно увидеть в музеях мира, где шедевры древнекитайских мастеров, написанные тысячелетия тому назад, по-прежнему сохраняют густоту цвета и блеск туши. До нас дошло множество рисунков и надписей, сделанных такой тушью сотни и тысячи лет тому назад, и все они отлично сохранились.




Универсальность туши позволяет каллиграфу изобразись какой угодно иероглиф, а художнику - рисовать и воздушный пейзаж и тщательно проработанное опирение птицы.




История

Следы существования туши прослеживаются ещё с глубокой древности. При раскопках поселения Баньпо, открытого в 1953 г. в окрестностях г. Сианя и существовавшего 5-7 тысячелетий назад, были обнаружены образцы крашеной керамики. В росписи использованы четыре основных цвета - красный, черный, белый и серый, что доказывает, что уже в эпоху неолита в Китае умели изготавливать тушь на основе сажи.







Чернильны палочки, или брикеты, были самой распространенной формой чернил в Китае. Чтобы предупредить возможные догатки в неправильном направлении, нужно сказать, что чернильная палочка не была древней формой шариковой ручки или графитового карандаша. Чернильная палочка - это чернила в твердой форме, которые превращались в мелкий порошок на специалном "чернильном" камне. Полученный порошок смешивали с водой и таким образом получали чернила.




В древности тушь заменял природный графит. Одним из самых ранних примеров использования подобия чернил в древнем Китае являются надписи на так называемых костях оракула (большие плоские части костей животных, которые использовались в качестве основы для нанесения текста и изображений). Этот древний документ был создан в эпоху династии Шан (Shang, XVI век до н.э. - XI век до н.э.). Эти надписи на костях оракула были сделаны чернилами, изготовленными из природного угольного графита.

Позднее, в эпоху правления династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г.), в Китае была изобретена бумага, и необходимость в получении чернил из природного угольного графита отпала. Вместо этого был изобретен другой вид чернил, который больше подходил для нанесения изображения на бумагу. Эти чернила сделали из древесного угля. Этот вид сырья для производства чернил стал предшественником других видов чернил, появившихся позднее, в том числе и чернильной палочки. Между моментом, когда был открыт способ получения самых первых чернил из природного угольного графита, и временем, когда появились качественные, легко получаемые чернила, созданные человеком (хотя и из природных ингредиентов), прошло более одной тысячи лет.







В истории известны многие мастера по изготовлению туши. Один из них Ли Тингуй, живший в эпоху пяти династий (907-960 гг.), изготовлял тушь "гуймо", "блестящую как лак, твердую, как нефрит", "положи такую в воду, она и через месяцы не размоется".




В более поздние времена, в эпоху правления династии Сун (960 г.-1279 г.), были произведены чернила из сажи, образовавшейся после сгорания сосновых дров и сосновой смолы, а также из дров, полученных из других видов деревьем. Сажу смешивали с другими ингредиентами, такими как порошок из костей животных, различные специи и минералы. После этого полученное вещество прессовали в деревянной форме и давали высохнуть. Такие чернильные палочки, или бруски, были готовы для использования. Уже непосрественно перед их использованием в кабинете мастера эти палочки превращались в порошок. Порошок дклали такого вида и плотности, который был необходим для данной работы или данного мастера. В целом, чем более мелким был порошок, тем более блестящим было изображение на бумаге. Этот блеск особенно ценился мастерами каллиграфии. Многие самые знаменитые каллиграфические работы были созданы китайскими мастерами во времена правления династии Сун (960-1279 гг.). Именно в то время широкое распространение получили чернильные палочки. Знаменитай китайская тушь лидингуймо, созданная в это время являлась предметом восхищения для многих поколений образованных людей в Китае.




Своего пика индустрия производства чернильных палочек достигла в эпоху правления династии Мин (1368-1644 гг.). В то время использовался передовой метод производства чернил. Для этого в них добавляли масло тун. Чернильные бруски Цзинцзин упаковывались в особые коробки, по виду напоминавшие упаковки для сигар. Эти коробки имели красивый дизайн, благодаря которому в том числе эти чернильны палочки пользовались большим успехом у писателей,  мастеров каллиграфии и художников.




Произведённый в дореволюционном Китае брусок туши в виде листьев и цветов лотоса

В ещё более позднее время, в эпоху правления династии Цин (1644-1911 гг.), производство чернильных палочек стало даже предметом заботы со стороны императорского двора. Императоры того времени очень интересовались искусством и уделяли большое внимание искусству каллиграфии, которое было непосредственно связано с литературой, написанием трактатов, поэм. Они, как правило, и сами хорошо владели искусством каллиграфии, которая задолго до этого стала одной из форм изобразительного искусства.




Производство чернильных палочек постепенно стало приходить в упадок в последние годы правления династии Цин (1644-1911). Особенно это стало заметно во времена правления императора Даогуана (1820-1850гг.). Отчасти это связано с тем, что к тому моменту стало заметным влияние западной культуры, и в западных странах уже появлись чернила в баночках. Другая причина заключается в том, что по мере развития самых различных сфер и все того же западного влияния каллиграфия, как вид искусства или как прикладной вид, стала терять свою значимость.




Технология изготовления

Настоящая тушь - необычайно сложная субстанция: она различается по цвету и блеску. Тушь изготавливается по особому рецепту. Это, так называемый, секрет Китая. На протяжении тысячи лет (начиная с X в.) рецептура не меняется.

Твердая тушь изготовляется из сосновой сажи, копоти тунгового масла или лака, угольной сажи с добавлением натурального клея (желатина) и ароматических отдушек. Для получения сажи могут сжигаться смолы различных деревьев (чаще всего - сосна); помимо тугнового масла (桐油) в состав туши могут входить и другие растительные масла (конопляное, соевое, масло чайных семян); жиры животного происхождения; натуральные минералы. В качестве вя/зующего вещества может использоваться рыбий клей, костный клей, яичный белок.




Состав и пропорции компонентов определяют особенности туши: оттенок цвета, блеск, растворимость в воде. Для улучшения различных свойств туши в неё добавляют благовония (сандал), пряности (гвоздика, мускус), экстракты лекарственных растений, перламутровую пыть.

Сажа из пережжённой смолы, после специальной обработки, прессуется в бруски и выдерживается при определенной температуре и влажности необходимое количество времени. Компоненты смешиваются в точной пропрции в тестообразную массу и месятся, пока масса не станет однообразной. Полученную массу режут на куски, запрессовывают в формы и медленно сушат. Плохо приготовленная тушь из-за неточной дозировки, неравномерного промешивания или сушки может трескаться и раскалываться.




Существует два типа палочек туши: из сажи, полученной при сжиганиии растительных масел "юяньмо" (лучшей считается тушь "сунъяньмо", полученная из тунгового масла), и из сажи от сжигания древесины сосны "суснъяньмо". Тушь из масляной сажи при высыхании становится черной и блестящей. Такую тушь используют для большинства технических приёмов. Тушь из сосновой сажи после высыхания выглядит светлее, чем масляная, и становится не блестящей, а матовой. Этой тушью часто рисуют мелкие детали и делают надписи.

Бруски туши часто художественно оформляются . Дорогие сорта дополнительно помещаются в  специальные футляры из ценных пород дерева, отделанных шёлком.




Понятно, что качество туши сказывается самым непосредственным образом на выразительной силе художественного произведения и немудрено, что к её выбору подходят с большой тщательностью. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Она тверда, и ей не свойственна липкость. Цвет - ярко-черный, без примесей. От правильного использования цвета туши целиком зависит успех в реализации художественного замысла произведения. Благодаря своей вязкости тушь хорошо впитывается и не утрачивает глубины черного цвета.

Дешёвые сорта туши, изготовленные по упрощенной технологии, для каллиграфии и живописи рекомендуют не использовать, так как они плохо ложатся на бумагу и приводят к вырабатыванию неверных навыков при занятиях.

Мастер способен определить качество туши по плотности, запаху, звуку при постукивании о твёрдый предмет.

Натуральный цвет туши - черный, однако разные способы растирки и разведения позволяют туши быть вязкой и лёгкой, густой и жидкой, яркой и тусклой. На бумаге, особенно при визуальном восприятии, тушь играет всеми оттенками черного.

и быть единым с ней. Для китайского художника очень важен был именно процесс рисования, а не его результат.




Во время работы брусок туши кладут на специальную подставку мо-чуан (墨床). После завершения работы тушь просушивают и убирают в футляр.

Некоторые виды китайской туши

Тушь из сажи на основе масел 油烟墨

Особая тушь из сажи 特烟墨

Тушь из сосновой сажи 松烟墨

Сорт Цинмо 青墨

Цветная тушь 彩色墨

Жидкая тушь 墨汁

Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post257621679/ - основная статья
http://www.callig.ru/node/509/
http://forum.sandaldom.ru/showthread.php?t=191&page=1
http://dveimperii.ru/articles/1
http://magazeta.com/2008/04/chetyre-sokrovishha-kabineta-sokrovishhe-pervoe/
http://www.chinahighlights.ru/culture/four-treasures-of-the-study.htm
http://russian.visitbeijing.com.cn/shop/shopthird/n214765118.shtml

каллиграфия, культура, история, китайская жизнь, искусство, Китай

Previous post Next post
Up