Источник:
http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post258209660/ СОКРОВИЩА КИТАЙСКОГО КАБИНЕТА
(wénfáng sìbǎo, 文房四宝)
Дабы преуспеть в работе
прежде следует отточить инструменты.
Китайская поговорка
Четыре сокровища (драгоценности) кабинета ("веньфан сибао")- это четыре главных элемента письменности в Китае, орудия труда ученого, каллиграфа, чиновника. Эти четыре инструмента использовались всеми, кто стремился к образованию в древнем Китае. Умение правильно пользоваться ими - важно не менее, чем способности к медитации и философским размышлениям, без которых невозможно создание настоящих шедевров каллиграфии, живописи, поэзии, научного открытия. Китайцы относились к этим предметам с почтением, что выражалось и в сопоставлении их с сокровищами, и во многих исторических преданиях и легендах. "Четыре сокровища кабинета" - это не только жемчужинакитайской цивилизации, это важная часть всемирного культурного наследия.
Первое упоминание о четырех драгоценностях нам открываются в 7 веке. В период династий Тан (VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.), когда в Китае процветали искусства , мастерство изготовления "четырёх драгоценностей"достигло высокого совершенства, что, в свою очередь, повлияло на развитие китайской каллиграфии и живописи.
Далее я постараюсь представить краткую историю каждого из этиъ четырёх драгоценностей китайского кабинета.
Следующим, после кисти и туши, необходимым атрибутом для каллиграфа и художника является тушечница (или чернильный камень). Итак:
Сокровище третье: ТУШЕЧНИЦА (yàn, 研)
Использование туши неотделимо от тушечницы, поскольку, не имея сосуда для приготовления и хранения драгоценной туши, художник, каллиграф, ученый не был бы способен создать новое произведение!
Чтобы подготовить тушь для письма, тушь растирали на тушечнице круговыми движениями и разводили водой. Оттенки туши придает разведение водой в разной пропорции. Когда жидкость становилась густой и черной, она была готова для использования. Растирание и разведение туши - медитативный процесс,во время которого мастер настраивается на будущее произведение, обдумывает и предчуствует его.
Когда изобрели тушечницу (чернильный камень) - вопрос довольно противоречивый. Древние китайцы приписывали изобретение Желтому императору, однако чернильный камень использовали ещё в первобытные времена, шесть или семь тысяч лет назад, за две тысячи лет до эры Желтого императора, для получения красителей и даже пищи. Наиболее ранние из известных на сегодняшний день тушечниц датированы периодом 6-7 тысячелетий назад (период неолита). Несмотря на солидный возраст, они прекрасно сохранили свой первоначальный облик.
Однако, наибольшее распространение производство тешениц получило в III веке, вслед за распространением твердой туши. Большинство обнаруженных в ходе археологических раскопок тушечниц от носится к этому и полее позднему периодам, что свидетельствует о широкой популярности этого письменного прибора в данный исторический период.
Чернильный камень считался древними китайцами очень важным, так как качественный чернильный камень был основным условием получения желаемого вида туши (чернил). Качественный чернильный камень был очень важным приобретением. Чернильный камень имел шероховатую поверхность (с разной степенью шероховатости), для того чтобы при соприкосновении чернильной палочки с ней образовывался порошок для изготовления чернил. Единовременно производили только малое количество чернил, так как они испарялись довольно быстро. Для изготовления чернильного камня использовали самые разные материалы: керамику, кирпич, фарфор и природный камень. Естественно, последний вид материала был наиболее распространенным.
Для изготовления чернильного камня использовалось бесконечное множество различных видов природного камня. Камни находили и в горах, и вдоль берегов рек в самых разных районах Китая. Поскольку спрос на чернильные камни существовал во всех районах страны (хотя, возможно, в некоторых местах этот спрос был выше, чем в других), чернильные камни производились повсюду в Китае.
Для того чтобы превратить обычный камень в хороший чернильный камень, требовались следующие необходимые условия: он должен был быть подходящего размера (не слишком маленьким, но и не слишком большим), он должен был быть интересным по внешнему виду (например, быть слегка прозрачным), у него должен был быть интересный цвет и необычная или красивая форма. И, наконец, камень, который хотели превратить в чернильный камень, должен был быть не из пористого материала, т. е. он не должен был обладать способностью впитывать жидкость. Последнее условие было важны по следующим двум причинам: камень не должен был впитывать чернила - это естественно, и второе, этот камень должен был быть таким, чтобы его можно было бы регулярно чистить (обычно для этого использовали смесь из слегка теплой воды (для этого никогда не использовали ни горячую, ни холодную воду - резкие температуры могли привести к трещинами на камне) и чая или листьев лотоса. После того как находили подходящий природный камень, ему придавали необходимую форму и добавляли какой-нибудь декоративный элемент, например, рисунок в виде миниатюрных природных пейзажей. Был популярен такой дизайн: отверстие, которое предназначалось для наливания чернил делалось в виде пруда, а вокруг этого отверстия рисовали садовые пейзажи.
Самые известные тушечницы изготаливаются из камней, добытых на реке Дуань, что в городе Дуаньси провинции Гуаньдун. Поэтому их называют чернильницами "дуань" (duānyàn, 端砚). Их история насчитывает более 1500 лет.
Прежде чем стать чернильницей, камень должен пройти трудоёмкий процесс обработки, который включал добычу камня, отбор, гравировку, полировку и завершается упаковкой в изящную коробку. Труднейшим этапом является добыча камня в горах Кэшань, что недалеко от Чжаоцина. Для добычи камня в подножье горы был пробит туннель и откачана вода. Каменщики работают до седьмого пота, чтобы добыть камень необходимого качества, которое подвергается строгому контролю. Чернильницы "дуань" ценятся за гладкую поверхность, которая всегда блестит, словно влажная. С их помощью процесс растирки туши занимает минимум времени. Они также подходят для хранения неиспользованной туши. Часто эти камни имеют изящные природные узоры.
Едва ли не каждая провинция может заявить, что имеет особый вид чернильного камня. Самыми знаменитыми видами чернильного камня, помимо "дуань", являются чернильный камень Си (шэянь) из провинции Аньхой (Anhui), чернильный камень Лу (луянь), который производили в провинции Шаньдун (Shandong), чернильный камень Лунвэй из провинции Цзянси (Jiangxi) и чернильный камень Чэнни (чэнниянь) из провинции Шаньси (Shanxi).
Чернильные камни имеют разную степень зернистости, что позволяет получить порошок необходимого вида, они должны быть достаточно твердыми, но неспособными повредить кисть.
Тушеница представляет собой каменную пластинку, в середине которой делается углублениее, в которое наливают немного воды при растирке туши. Тушечницы с углублением посередине - это наиболее распространенная форма древних тушечниц, удобная для растирания крупных пластин туши.
Форма тушечницы бывает самая разнообразная, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая формами лепестков цветов и листьев.
Делают тушечницы и в форме черепицы, в самой середине такой тушечницы имеется небольшое возвышение, окреженное канавкой с плавной формой краёв.
"Длинные тушечницы" - такие тушечницы бывают двух типов: когда тушечница разделена на два отделения, глубокое для воды и мелкое для растирания туши; и когда мелкое и глубокое отделения не разделены, в мелком растирают тушь, которая впоследствии перетекает в глкубокую часть.
Тушеницы бывают с крышками и без, лёгкими переносными и тяжелыми стационарными. При выборе тушечницы непременно надо обращать внимание не только на её размер и форму, но и на качество отделки рабочей поверхности. Дно тушечницы должно быть ровным, без трещин и выступов, хорошо отполированным.
Чаще всего тушечницы вырезаются из камня и украшаются искусным узором или резьбой, а также иероглифами, что помогает художнику обрести вдохновение перед работой. Кроме камня, тушечницы изготавливают из фарфора, керамики, бронзы и железа. Особо почетное место занимает тушечница юйянь, сделанная из просвечивающего насквозь натурального нефрита - считается, что растертая в ней тушь никогда не застывает. В наше время роскошные тушечницы делают из яшмы. Чернильные камни украшают миниатюрными пейзажами, символическими сценками или фигурками животных.
В древности ученые люди нередко выгравировывали на тушечницах своё имя, и те передавались из поколения в поколение как фамильные реликвии и произведения искусства.
Классические китайские тушечницы давно стали предметом коллекционирования, поскольку сами по себе являются произведениями искусства. Самые лучшие образцы чернильных камней в наши дни являются предметов гордости коллекционеров в самых разных местах мира. Их покупают и продают любители старины по всему свету. Особенным спросом пользуются наиболее изысканные экземпляры с художественной точки зрения или такие чернильные камни, которые имеют историю, т. е. они могли принадлежать знаменитому автору литературных произведений, какому-то выдающемуся каллиграфу или художнику. Надо сказать, что большинство таких предметов "с историей", как правило, давно заняли свое место в музеях, которые посвящены этим знаменитым людям. Даже в те дни, когда чернильные камни использовались непосредственно по их назначению, они были не просто чернильницами или камнями для получения порошка, а также ценились, как и в наши дни, в качестве тонкого изделия ручной работы, как талисман и красивая вещь. Именно эта личная привязанность к этим предметам и делает чернильные камни такими особенными и ставит их выше среди всех четырех компонентов, которые были необходимы для письменности в древнем Китае.
Несмотря на то, что тушечницу можно заменить обычным фарфоровым блюдцем, настоящий любитель живописи и каллиграфии никогда так не поступит: ведь каменная тушечница - один из символов традиции, атрибут настоящего мастера и необъемлемая часть "четырёх драгоценностей китайского кабинета"!
Источники:
http://www.callig.ru/node/509/ http://forum.sandaldom.ru/showthread.php?t=191&page=1 http://dveimperii.ru/articles/1 http://magazeta.com/2008/04/chetyre-sokrovishha-kabineta-sokrovishhe-pervoe/ http://www.chinahighlights.ru/culture/four-treasures-of-the-study.htm http://russian.visitbeijing.com.cn/shop/shopthird/n214765118.shtml