Планируя путешествие по Австралии, я не могла включить экскурсию на завод по производству рома.
Оригинал взят у
kaihopara в
Bundaberg Distillery. Или как делают Австралийский ром. Дисклеймер: мы не имеем никакого отношения к индустрии производства и продажи алкоголя и не имеем друзей, родственников или знакомых, замеченных за вышеописанной деятельностью. Целью данного поста является желание рассказать о том, как делается ром Bundaberg.
Сегодня будет опубликована история об одной из многих областей применения сахарного тростника - производстве высококачественного рома, которым как оказалось, очень даже славится Австралия, хотя в мире, Австралийский ром совершенно незаслуженно забыт благодаря десятилетиям рекламного зомбирования от имени карибских производителей этого напитка.
Австралийцы, впрочем, совершенно не переживают и не особо стремятся экспортировать свой ром, потребление которого внутри страны весьма и весьма внушительно, а отпечаток продукции главного Австралийского производителя рома Bundaberg Distillery в культуре и повседневной жизни любого Австралийца в виде многочисленных эмблем и логотипов с изображением фирменного белого медведя на одежде, гоночных автомобилях и даже в телевизионной рекламе (в Австралии разрешена реклама алкоголя на государственном и частном ТВ) трудно не заметить.
Итак, речь сегодня пойдет о роме Bundaberg и том где, и как его производят.
городок Бандаберг, расположенный в 370 километрах к Северу от Брисбена, спрятан посреди бескрайних полей сахарного тростника в 25 километрах от берега Кораллового Моря. Цель поездки была одна - РОМ и визит на фабрику Bundaberg Distillery чтобы наконец-то узнать как делают ром и купить какого-нибудь очень редкого рома.
В январе 2013 года 71-тысячный пережил разрушительное наводнение - циклон Освальд вызвал обильные ливни и река Burnett River вышла из берегов, затопив центральную часть города и сильнее всего пострадали северный берег и Восточный Бандаберг.
К счастью, 146-летний город справился с последствиями довольно быстро и вновь готов принять туристов. И к счастью, главная городская достопримечательность - фабрика Bundaberg Distillery не была затронута и производство напитка, который австралийцы считают легендарным, продолжалось без остановок.
История появления фабрики довольно интересна - поселение, которое было нанесено на карту Австралии в 1870 году, было основано семьями нескольких фермеров, которые высадили сахарный тростник на берегах реки Burnett и к 1882 году производство тростника стало промышленным с открытием первого сахарного завода (по-английски звучит как «сахарная мельница» - sugar mill). Успехи производителей сахара послужили делу развития индустрии в Квинсленде - в наши дни сахарным тростником засажено все восточное побережье от Бандаберга до Кэрнса. Причем изначально, никто и не думал производить ром - сахар был главной целью, однако возникли проблемы с одним из побочных продуктов производства сахара - черной патокой или мелассой (по-английски molasses).
Черная патока - это такая темно-коричневая густая жидкость, имеющая характерный запах и сладкая на вкус. Она содержит много сахара (но недостаточно чтобы сахар мог кристаллизоваться) и применяется по-разному - как кормовая добавка, удобрение, в некоторых странах юго-восточной Азии - как сладкий сироп в кулинарии, а на Карибах и в Австралии из нее делают ром.
Проблема была простой - это черную патоку было некуда девать - хранилища при мельнице были переполнены, бочек не хватало, и она попросту вытекала на улицы, что получило название “the molasses crisis”, которое активно эксплуатируется ныне в рекламе рома Бандаберг. 1 Августа 1885 года в местном пабе собралась компания уважаемых джентльменов - владельцев сахарных заводов, которые решили что-то делать с излишками мелассы и решением стало основание ликеро-водочного завода, который должен был перерабатывать патоку в ром.
В ноябре 1888 года в продажу была выпущена первая партия рома и с тех пор, завод в Бандаберге снабжает континент своей продукцией, за исключением двух непродолжительных периодов в 1900х и 1930х, когда он восстанавливался после мощных пожаров.
Фабрика открыта для посещения семь дней в неделю, включая праздничные дни и за 25AUD можно поучаствовать в часовом туре по территории фабрики (на что мы два года назад пожалели денег и очень зря - мероприятие стоит каждого цента), посетить небольшой интерактивный музей и поучаствовать в дегустации продукции.
А магазин при Bundaberg Distillery снабжает фанатов марки сувенирной продукцией (понятно теперь где все владельцы обклеенных эмблемой Bundaberg Rum машин берут эти самые наклейки) и там же можно купить что-то редкое и коллекционное.
Все начинается с интерактивной экспозиции мини-музея, где можно посмотреть на ром, выпущенный с 19 века по век 21й - разные сорта, выпущенные к важным спортивным событиям, как например чемпионат мира по регби на Австралийской земле и посмотреть несколько весьма информативных видео.
Одним из самых популярных аттракционов - можно нажать определенную кнопку и автомат выдаст струю воздуха, ароматизированного ромом (ординарным, выдержанным и т.д.).
При входе висит табличка - все фотографии детей должны содержать минимум одного взрослого сопровождающего - видимо чтобы не могли засудить за нарушения алкогольного законодательства - The Liquor Act .
Важное место в экспозиции занимает пояснение какого черта на этикетке Австралийского рома делает белый медведь, честно говоря, ром мы распробовали давно, а вот вопрос с белым медведем интернет-источники раскрывали не очень понятно. Вкратце на вопрос про белого медведя в тропической Австралии можно ответить так: а) Потому что круто; б) чтобы все спрашивали почему.
На самом деле, этот логотип был задуман художником как один из атрибутов рекламной кампании с идеей что ром из тропиков, далее дословно - «будет держать на расстоянии самые жуткие холода» и целевой аудиторией рекламы были жители южных штатов Австралии, где холода зимой случаются. Неизвестно насколько кампания была удачной, но этот странный для Квинсленда белый медведь с тех пор не сходил с этикетки рома Бандаберг.
Вообще, маркетинг и реклама всегда были сильной стороной производителей рома Бандаберг - и когда он был частной компанией, и после того как его купили британцы из Diageo (владельцы марок Guinness, Smirnoff, Captain Morgan, Gordons и многих других).
Вот тут примеры роликов из текущей рекламной кампании:
Раз,
Два,
Три.
К сожалению, в самом начале тура просят вынуть все из карманов - товарищи наученные горьким опытом двух пожаров, после которых в первой половине прошлого века завод восстанавливали из руин, запрещают проносить не только спички и зажигалки, но и все, что имеет батарейку - ключи от машины, фотоаппараты, заставляют сдать даже слуховые аппараты. Дело в том, что одним из помещений, по которым проходит тур, является помещение, называемое the Bonds, где ром крепостью 78 градусов выдерживают в гигантских дубовых бочках, и пары алкоголя такой крепости весьма пожароопасны, так что рисковать хозяева завода явно не хотят.
Тур по фабрике проходит через 4 основные стадии производства рома:
1. Хранилище черной патоки - самое впечатляющее на наш взгляд помещение.
Сезон сахарного тростника в Квинсленде длится 6 месяцев (май-декабрь), а производство рома процесс круглогодичный, так что запас мелассы должен быть доступен постоянно. Сахарный завод находится прямо через дорогу и от него проложен подземный трубопровод, который наполняет хранилище патоки, бассейн примерно 50 на 20 метров и 10 метров в глубину.
Вот тут
есть фотография сделанная внутри хранилища патоки >> 2. Далее - ферментация и дистилляция в две стадии.
Ферментация (брожение) начинается когда патока смешивается с водой и очищается, после чего заливается в огромные емкости для ферментации, с добавлением каких-то особых дрожжей в течение 36 часов. После этого - две стадии перегонки: в результате первой получается первичный продукт (low wines), в результате второй - получается ром, так называемый “immature rum” - продукт, который должен провести как минимум два года в дубовых бочках
3. The Bonds - склады с бочками, в которых вызревает ром.
На складах Bundaberg Distillery находится ровно 300 гигантских дубовых бочек, называемых VAT, каждая емкостью 75000 литров, в которых ром проводит первые два года.
Одна из отслуживших свой 50-летний срок бочек стоит разрезанной и в ней совершенно спокойно поместились 25 взрослых человек, расставившись вдоль стенок, почти не касаясь плечами друг друга.
Древесина для бочек - белый американский дуб, специально доставляется из США, а делают бочки без единого гвоздя и без капли клея в самом Бандаберге. Забавно, что бочки, которые опустошаются каждые два года нужно заполнить 75 тысячами литраов рома в течение двух часов, иначе древесина начнет высыхать и станет непригодной.
Каждая бочка имеет содержимое стоимостью около 6 миллионов долларов, что легко умножается на 300 и получается что на заводе единомоментно находится рома на 1,8 миллиарда долларов (не считая готовой продукции). Неудивительно что завод охраняется как хранилище денег - вооруженная охрана и высоковольтное заграждение по периметру.
В тех же складах, стоят ряды бочек поменьше - Bundaberg Distillery закупает по всему миру бочки, использовавшиеся под хранение вина, шерри, портвейнов и т.д. и использует их для производства особого, коллекционного рома. После двух лет выдержки в бочке на 75000 литров ром заливается в бочки из-под вина, и ром выдерживается еще от двух лет, приобретая цвет и аромат в зависимости от вина, которое было в бочке до рома - темные и густые с насыщенным вкусом получатся в бочках из-под порта, более светлые - в бочках из-под белых вин и шерри.
Получается отличный ром, каждый со своим неповторимым характером и каждый выпуск совершенно непохож на предыдущий, даже с учетом того, что бочки могут быть одинаковые. Bundaberg Distillery разливает такой ром в пронумерованные бутылки и продает в своем магазине при фабрике. Цена одной такой коллекционной бутылки рома премиум-класса в обычном магазине начинается от 100 австралийских долларов, но на фабрике их продают с небольшой скидкой.
Мы купили две: Double Barrel (выдерживается в большой бочке, потом в старой бочке из-под порта, потом в бочке из-под шерри) и Dark Oak (выдерживается в бочке из темного дуба, в то время как обычный ром - только в бочках из светлого дуба).
4. Розлив по бутылкам - производственная линия выпускает около 70 тысяч бутылок в сутки, причем ром доставляется в цех через специальный резервуар, где его крепость понижается с 78 градусов до стандартных 38 (40 для сортов премиум).
Ежегодно в Австралии употребляется порядка 390 миллионов так называемых standard drink (мера соответствующая примерно 10 граммам алкоголя по массе) рома Бандаберг на 24 миллиона жителей, что делает этот ром самым популярным спиртным напитком на континенте.
Огромной популярностью пользуются так называемые pre-mixed drinks, их выпускают не в Бандаберге, а в Сиднее, куда поставляется 78-градусный ром, где он разбавляется колой, лимонадом или даже имбирным пивом - это один из самых популярных в Австралии алкогольных коктейлей.
Заканчивается тур в баре, где каждому гостю наливают два напитка - чистый ром или коктейли, постоянно напоминая водителям о разрешенной в Квинсленде норме содержания алкоголя в водителе.
Резюмируя можно сказать, что посещение Bundaberg Distillery настоятельно рекомендуется любителям рома, зрителям научно-популярных телепередач, любителям патоки (ее дают попробовать) и всем, кого интересует какого черта делает белый медведь в Австралии.
PS
В магазине к двум 90-долларовым бутылкам премиум-рома полагалась бесплатная бутылка кофейного ликера (начали делать только в этом году и продают пока только на фабрике или через интернет-магазин) - кофе, спайс-ром, ваниль и что-то еще.
WEB:
http://www.bundabergrum.com.au/