Знаменитый режиссер, глава киноконцерна Мосфильм рассказал в 2010 году о том, какие алкогольные напитки популярны в богемной среде, почему он запивает селедку вином, как надо бороться с алкоголизмом и где он хотел бы жить, если его выгонят из страны. Прошло почти три года, но ответы на вопросы до сих пор актуальны.
- Существовала ли в вашей семье, очень открытой и хлебосольной, культура вина?
- В сущности, нет. Мои родители пили очень мало. Отец мог пригубить иногда пол-рюмки коньяку, чисто символически. Но в СССР вообще не существовало культуры вина. Это была не-винная страна, за исключением отдельных регионов, вроде Грузии. Даже в Армении вина практически не делали.
В молодости, когда мы начинали выпивать, в почете были только крепкие напитки. Я любил водку и коньяк, виски терпеть не мог, хотя иногда пил, если не было ничего другого. Вино я тоже не любил, особенно сухое. Правда, пробовал ради интереса. Помню, как-то купили анжуйского, но только потому, что его пили герои Дюма. В массе своей вина были крепленые и полусладкие, я их не воспринимал.
Помню, был смешной случай. В 1989 году в Россию приехал Марчелло Мастрояни. За ужином я решил угостить его «Хванчкарой», так сказать, побаловать почетного гостя лучшим советским вином. Он попробовал и говорит: «А водки нет? Я не могу пить полусладкое, только сухое». Так мы эту бутылку и не домучили.
Чтобы прийти к вину, мне понадобилось много лет. Зато теперь я не пью ничего другого. Вино я распробовал постепенно, когда начал много ездить по всему миру. Не считаю себя ни гурманом, ни экспертом, но с удовольствием дегустирую что-то новое. Открыл для себя черногорские, аргентинские, австрийские вина. В Краснодаре, когда был там последний раз, встречал вполне приличные отечественные. Даже в не очень винных странах вроде Чехии встречается немало интересного. Вина довольно простые, но мне нравятся. Единственное сильное разочарование от дегустации связано с Мексикой. Более чудовищного местного красного вина я в жизни не пробовал. Но это, скорее, исключение.
- Я знаю, что вы большой и давний любитель шумных ресторанных застолий. Обычно вы принимаете участие в выборе вина?
Время от времени. Я не считаю себя большим специалистом в том смысле, что не обладаю достаточными знаниями о характеристиках разных миллезимов, о разных производителях, терруарах, сортах и т.д. И не стремлюсь к этому. Разумеется, мне доводилось пробовать очень редкие и дорогие вина, но я не видел принципиальных отличий от других - более дешевых и не столь эксклюзивных. Я не понимаю, почему за бутылку вина надо платить несколько тысяч долларов. На мой взгляд, это гламур и позерство. Я спокойно могу пить самое простое вино и получать от этого массу удовольствия. Главное, чтобы оно было уместно в данное время и в данном месте. Но хорошее вино отличить от плохого я в состоянии.
- Расскажите о своих предпочтениях относительно гастрономических сочетаний вина с едой.
- Я пью почти исключительно красные вина и могу их сочетать практически с любыми блюдами. Даже с селедкой и соленым огурцом. Более того, не испытываю от этого ни малейшего дискомфорта. Мне кажется, если человеку нравится, то это уже само по себе достаточное основание для самых невероятных гастрономических сочетаний.
- Вы разбавляете вино водой или пьете его со льдом?
- Если очень жарко, то могу это сделать. Но скорее предпочту чистое, но выберу что-нибудь попроще и полегче. Древние греки и римляне, говорят, разбавляли. Но у меня такое ощущение, что они больше вообще ничего не пили, кроме разбавленного вина. Может, потому и сделали так много для мировой культуры.
- Какой самый необычный алкогольный напиток вам довелось попробовать в жизни?
- О, это была удивительная история. Она случилась еще в советские времена. Мы поехали в Аргентину на фестиваль любительского кино. У меня был переводчик из местных, молодой парень, коммунист, самостоятельно выучивший русский язык. Мы тогда уже довольно цинично относились к марксисткой идеологии, а для него люди с родины Ленина были чуть ли не богами. Однажды он попросил разрешения представить мне своего друга, тоже коммуниста, который никогда не видел русских, но страстно об этом мечтал. Это оказался совершенно очаровательный человек лет пятидесяти с испанскими корнями, очень веселый и радушный. Он угостил нас хересом, который из Испании в Аргентину привезли его предки еще в середине XIX столетия. Вино было очень густым, превратилось почти в патоку. Мы сделали по глоточку. Не скажу, что мне понравилось, но сам факт того, что ты соприкасаешься с напитком, которому больше сотни лет, произвел на меня огромное впечатление.
- Что было модно пить в среде кинематографической богемы в советские времена и чему отдают предпочтение сегодня?
- Раньше основными напитками были водка и коньяк, но в творческой среде предпочтение отдавали виски. Найти его было непросто, хотя и в магазинах и в ресторанах он появлялся. Потом, что-то из-за границы привозили друзья и коллеги. Виски и сегодня в почете, но я отмечаю, что все больше людей склоняется к вину. Я вижу это на банкетах - вино пьют, а водка часто остается. И это замечательно! Полагаю, что проблему российского пьянства решать надо именно так - приучать людей к вину и отучать их от крепких напитков. Я говорю о тех, кто все-таки выпивает. Зато детям своим я искренне советую даже не начинать пить. Говорю им об этом каждый день и надеюсь, что они прислушаются.
Сейчас времена все-таки изменились. По моим наблюдениям, в Советском Союзе пили значительно больше. На улицах было очень много сильно пьяных людей, даже в Москве. Два раза в месяц, 13-го и 26-го числа, в дни выдачи аванса и зарплаты, в районе Сивцева Вражка по дороге от метро до моего дома люди буквально штабелями лежали.
Сегодня такого нет. У молодежи другие ценности что ли. Я это наблюдаю во ВГИКе. Советские студенты пили постоянно, а нынешние трезвыми ходят.
- Почему, как вам кажется, СССР была сильно пьющей страной?
- Причин тому имелось несколько. В 70-е годы, кто бы что ни говорил, кризис идеологии ощущался очень сильно. Размывались социальные ценности, многие переживали чувство потерянности. Молодежь в силу объективных причин ощущала это острее.
Советское общество было очень сильно заорганизовано. С одной стороны, ты знал, что не пропадешь, образование получишь, гарантированную зарплату, даже карьеру сделаешь в определенных рамках. Но с другой - по той же самой причине ты был почти лишен свободы выбора. Мое поколение это уже не устраивало. Чувство потерянности и бессмысленности существования нам было хорошо знакомо. Потому и пили. Молодежь очень рано приобщалась к алкоголю, выпивала часто и чудовищно много. Я поражаюсь, как мы вообще могли осилить такое количество, при этом еще учились неплохо и творчеством занимались. В СССР водка была главным развлечением.
Сейчас я думаю, что горбачевская антиалкогольная кампания была правильной мерой, хотя мало эффективной и к тому же запоздалой. Но тогда, помню, у меня это вызывало сильное раздражение. Ну как это? Приходишь в Дом кино, а тебе коньяк наливают из-под полы, да еще и маскируют под чай. Хорошо посидеть в ресторане было главным праздником, а тут нас его лишили.
- Естественным образом напрашивается вопрос о вашем отношении к нынешней антиалкогольной кампании...
- По правде говоря, я не вижу, чтобы она велась. Говорят об этом много, но реальных действий никто не предпринимает. Конечно, должны быть ограничения по месту и времени продажи алкогольных напитков. Нужно жестко соблюдать возрастной ценз. В Нью-Йорке вы реально не попадете в бар, если вам меньше 21 года.
На мой взгляд, очень важно не запрещать, а убеждать людей. Конечно, это потребует от государства много времени и средств, но другого пути нет. Сегодня в распоряжении властей есть мощнейшее оружие - телевидение и интернет. Например, американцы реально сумели сделать страну некурящей примерно за пятнадцать лет только благодаря телевидению. Они сумели создать в общественном сознании определенную ценностную установку - курить не модно. Никто ничего не запрещал.
Второй важный момент - социальная реклама. Недавно я был в Лондоне и пошел в кинотеатр. Перед сеансом крутили несколько роликов с социальной рекламой. Во-первых, их обязывают показывать во всех кинотеатрах. А вто-вторых, они были изумительно сделаны. Как профессионал, я могу оценить не только качество исполнения, но и примерную стоимость проекта. Это дорого. Работает? Да - убедился на личном примере. Там был ролик о том, что бывает с человеком, если он попадает в автомобильную аварию и не пристегнулся. Жуть. Я - взрослый человек. Казалось бы, мне уже поздно что-то внушать. Но я начал пристегиваться.
Такого рода государственной политики у нас нет. С людьми поступают как с быдлом - вот это мы вам разрешим, а вот это запретим. А людей надо убеждать, только тогда они сделают сознательный выбор.
Во времена горбачевской кампании начали запрещать алкогольные сцены в кино. Вас заставили переделывать одну из сцен в картине «Зимний вечер а Гаграх». Другим режиссерам пришлось еще хуже. Ощущаете ли вы сегодня какую-либо цензуру?
На телевидении она существует точно. Если телеканал заказывает сериал, то и сценарий, и отснятый материал контролируются достаточно жестко. Даже актерский состав могут навязать. А в кино, пожалуй, нет. Вы можете снимать все что угодно, как угодно и кого угодно. Другое дело, что если вашу картину решат показать по ТВ, то некоторые сцены могут вырезать.
Но у современного российского кино очень маленькая аудитория. В советское время была система проката, которая прекрасно работала. Панкратов-Черный и Скляр стали звездами через пару недель после выхода фильма «Мы из джаза». Сейчас такое невозможно. Но сегодня отечественный кинематограф пребывает в плачевном состоянии. Все заполонила сериальная каша, а то, что выходит на большой экран, просто никакое. Ни хорошее, ни плохое, а именно никакое. В СССР существовала редактура, были различные руководящие структуры, которые предъявляли к качеству картин достаточно жесткие требования. Мое глубокое убеждение, что российским кино нужно руководить. Время показало, что само собой в этой сфере ничего путного не возникнет.
- Расскажите, пожалуйста, о местах, где вам особенно комфортно и спокойно.
- Я люблю Россию, очень к ней привязан. Изъездил ее вдоль и поперек. Она удивительно разнообразна и бесконечно богата - красотами, талантами, культурой. Искренне жаль, что мы так мало знаем свою страну.
А еще обожаю Латинскую Америку. Мне нравятся люди, которые там живут, их темперамент и какое-то особое радостное отношение к жизни. Они позитивные, добродушные, толерантные и, кстати, хорошо относятся к русским. Помню, как мы с тем же моим аргентинским другом-коммунистом однажды пришли в бар. Я взял с собой водку. Мы выпили, потом к нам подсела хозяйка (красивая датчанка, которая уже давно уехала из Скандинавии) - уже со своей бутылкой. Через некоторое время вокруг нас собралось несколько десятков человек, одни проставлялись, другие отвечали. Мы выпивали, шутили, пели песни под гитару. Праздник продолжался до утра. Когда на рассвете мы вышли из бара посмотреть как солнце встает из океана, на соседней улице стояло, наверное, сотни две такси. Оказалось, что в этом баре собираются таксисты. Я так понимаю, что в ту ночь они плюнули на работу и съехались на спонтанный праздник. Уверен, что горожане, так и не дождавшиеся тогда заказанной машины, отнеслись к этому с пониманием. Если меня когда-нибудь выгонят из России, я наверняка поселюсь в Аргентине.
Беседовал Александр Сидоров