Золото инков в Этнографическом музее 2

Jun 18, 2019 10:49

В Этнографическом музее СПб продолжает работать выставка Золото инков, писала здесь) в связи с этим небольшой цикл лекций о древних культурах на территории Перу читает Юрий Евгеньевич Березкин) последняя встреча была посвящена культуре ламбайеке) обнаружила довольно много его лекций в интернете, пересмотрела уже почти все) Он специалист в области сравнителной мифологии, кроме всего прочего) и рассказывает увлекательно. Много картинок) я заметила, что лекции записывали на видео, может быть опубликуют) Интересно вникать в мир древних индейских представлений о жизни и смерти и пытаться понять, как сознание человека порождает эти образы и символы

Какие-то вещи вроде бы знаешь, но вдруг они ясно осознаются) например, для чего древним нужны были маски - в духов превращаться) об этом второе видео - Явление духов) Под катом несколько фотографий с лекции)

image Click to view



Легенда о перуанских индейцах
Советский мультфильм для детей. В основу фильма положены мифы древних перуанцев, воссозданные советским учёным Юрием Берёзкиным по изображениям мочика. Действие происходит 1500 лет назад.

image Click to view



Явление духов. Из цикла Мифы Южной Америки, читает Ю.Е.Березкин


Ниже - распространенный символ в культуре ламбайеке в виде двуглавой змеи















Ручка золотого сосуда Ламбайеке (представлен на выставке) в виде двухголового змея















Это серьга



Только в культуре ламбайеке встречается глаз-запятая

Кстати, чем-то напоминает бусины японской богини Аматерасу или священную бусину магатаму, писала здесь



Перуанское золото содержит киноварь, поэтому небезопасно) Хризокола часто используется в украшениях, ее иногда путают с бирюзой)

Бог, по-видимому, солнечное божество чаще всего изображается  с двумя жезлами, ниже) В одной руке у его обычно отрубленая голова,  в другой - ритуальый нож)

















Разница в исскустве - мочика - несимметричные рисунки, уари - симметричные на примере главного божества. Культуры отдичаются погребениями и керамикой, примеры керамики - дух ореха и птичка)





Распространенные контакты) В Эквадор и Колубию традиционно плавали за раковинами Spondylus (спондилус), для Центральных Анд характерны обряды плодородия с использованием морских раковин Spondylus (мулью), праздники, приуроченные к регулярной очистке оросительных каналов.

Spondylus - двустворчатый моллюск, по-английски - колючие устрицы (хотя в действительности они не устрицы). Как и во всех морских гребешках, Spondylus имеет несколько глаз по краям мантии. Встречаются во всех субтропических и (особенно) тропических морях, обычно вблизи побережья. Археологические данные указывают на то, что люди в неолитической Европе торговали  раковинами для изготовления браслетов и других украшений на протяжении большей части периода неолита. Основной период использования, вероятно, был между 5350 и 4200 до н.э. Добывали их в Эгейском море, но находят их далеко в центре континента.

Много браслетов и пряжек из раковин Spondylus из Эгейского моря находят в культуре линейно-ленточной керамики (LBK) - наиболее распространённая неолитическая культура Европы, относится к группе Дунайских культур (5500 - 4000 гг до н.э., а также в культуре Лендьель (4900 - 3400 гг до н.э.). Со временем ситуация менялась, в среднем неолите предпочтение отдавалось более крупным бочкообразныем бусинам, в позднем неолите - более мелким бусинам и бусинки в форме дисков. Значительные находки ювелирных изделий из ракушек Спондилуса были сделаны в некрополе Варны. Во время позднего неолита использование Spondylus используется только в могилах женщин и детей.

Раковина Spondylus crassisquama встречается у побережья Колумбии и Эквадора и была важна для андских народов доколумбового периода. Она служила подношением Пачамаме, а также в качестве валюты. Как и в Европе изделия из этих раковин находят на большом расстоянии от тех мест, где они водятся. Учитывая, что раковины использовались в качестве денег - они были широко распространялись, благодаря торговле.



На фото - браслеты из раковины Спондилус из Варненского некроля отсюда

Болгарские ученые в 1988 г. организовали экспедицию из Варны к Средиземному морю за раковинами Спондилус, поскольку украшения из этих раковин были найдены в Варненском некрополе. находки из некрополя свидетельствуют о существовании древних коммерческих контактов.Основная цель экспедиции - изучить торговые пути, соединяющие Средиземное и Черное моря в доисторическую эпоху. Позже ыло опубликовано несколько книг.



Труба из рез­ной рако­вины мол­люска Strombus. Куль­тура: Чавин. 400 - 200 гг. до н.э. Бруклин­ский музей, США[

Кроме спон­ди­луса также и раковины стром­буса зани­мают важ­ное место в анд­ской мифо­ло­гии и риту­аль­ной прак­тике. В Наци­о­наль­ном музее Чавина экс­по­ни­ру­ются трубы из рако­вины мол­люска стром­буса (путуто). «В 2001 г. архео­лог Рик и его кол­леги обна­ру­жили тай­ник с 20 укра­шен­ными тру­бами из рако­вин Strombus galeatus в кро­шеч­ной гале­рее возле чавин­ской Круг­лой пло­щади, - пишет в своей ста­тье «Код рако­вины» аме­ри­кан­ский архео- и пси­хо­аку­стик Мириам Колар. - Эти рако­вины про­пу­те­ше­ство­вали сотни кило­мет­ров от тро­пи­че­ских вод у побе­ре­жья совре­мен­ного Эква­дора до их места упо­ко­е­ния в Цен­траль­ных Андах. Рука и губы ука­зы­вают, что чавин­ские путуто исполь­зо­ва­лись поко­ле­ни­ями, а их потря­са­ю­щая сохран­ность поз­во­ляет им играть сего­дня.



V-образный вырез (вверху) и отвер­стие мунд­штука путуто (в цен­тре)

Известно, что в инк­ский период раковины-трубы были неотъ­ем­ле­мой частью Капак-Райми - тор­же­ства поми­но­ве­ния усоп­ших, одного из главных празд­ни­ков импе­рии, завер­шав­ше­гося в декабрь­ское солн­це­сто­яние. «Еже­годно в это время, согласно индей­скому рели­ги­оз­ному обы­чаю, - отме­чает У. Сал­ли­ван, - мерт­вые, как гово­ри­лось, воз­вра­ща­лись на землю, чтобы вер­нуть к жизни власть тра­ди­ции, обща­ясь неко­то­рое время с живыми»



Тиа­у­а­нако, 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймар­скому летоисчислению. Раковина была символом вступления на землю усопших. Как на звучала, можно послушать здесь

Трубы из рако­вин стром­буса и сей­час исполь­зу­ются корен­ными наро­дами во время риту­а­лов. На фото - анд­ский свя­щен­ник в Тиаунако тру­бит в свя­щен­ную рако­вину на тор­же­ствен­ной цере­мо­нии Willkakuti - празд­ника воз­вра­ще­ния солнца. Он отме­ча­ется одно­вре­менно со встре­чей аймар­ского нового года Machaq Mara, кото­рый при­хо­дит с пер­выми лучами солнца 21 июня.

В дни декабрь­ского солн­це­сто­я­ния в Куско отме­ча­лось еже­год­ное откры­тие земли усоп­ших для земли живых. Путь был открыт потому, что «вели­кая небес­ная Река» - Млеч­ный Путь, «кото­рую каж­дый смерт­ный дол­жен был пере­сечь, чтобы достиг­нуть земли мерт­вых, был доступ­ным на гори­зонте, вос­ходя вме­сте с солн­цем солн­це­сто­я­ния» Подробнее здесь

У. Сал­ли­ван пишет: В доко­лум­бо­вых Андах суще­ство­вал непо­движ­ный момент вне вре­мени, когда барьеры между этим миром и сле­ду­ю­щим могли пре­одо­ле­ваться. Этот момент насту­пал на рас­свете в декабрь­ское солн­це­сто­я­ние, когда само время каза­лось при­оста­нов­лен­ным корот­кой задерж­кой дви­же­ния солнца по гори­зонту. В этот момент Млеч­ный Путь нахо­дился в види­мом кон­такте с гори­зон­том в надви­гав­шемся рас­свете. Земля в этот момент «соеди­ня­лась» с боль­шой Рекой, по чьим бере­гам нахо­ди­лась небес­ная родина анд­ских наро­дов

В клас­си­че­ском гре­че­ском мифе о Дев­ка­ли­оне, напри­мер, «раз­ру­ши­тель­ные волны потопа были повер­нуты вспять зву­ча­нием рако­вины Три­тона: рако­вина была изоб­ре­тена Aigokeros, то есть Козе­ро­гом, кото­рый управ­лял зим­ним солн­це­сто­я­нием в том мире-веке, когда Овен «нес» солнце». В резуль­тате иссле­до­ва­ний Ферст­ман при­шел к выводу, что майя свя­зы­вали рако­вину с декабрь­ским солн­це­сто­я­нием, а пан­цирь чере­пахи - с июнь­ским. Дехенд ука­зы­вал, что май­я­с­ким иеро­гли­фом для «нуля» была рако­вина, сим­во­ли­зи­ро­вав­шая завер­ше­ние одного цикла и начало сле­ду­ю­щего. Элиад отме­чал, что в Север­ной Аме­рике и Азии шаманы ино­гда исполь­зуют трубу-раковину вме­сто бара­бана в начале путе­ше­ствия в пре­ис­под­нюю. В ацтек­ском мифе о Кет­цаль­ко­атле герой полу­чает доступ к земле усоп­ших, направ­ляя звук трубы-раковины Вла­дыке Земли Усоп­ших. Должно быть, рако­вина сим­во­ли­зи­рует декабрь­ское солн­це­сто­я­ние по той же при­чине, по какой гора сим­во­ли­зи­рует июнь­ское солн­це­сто­я­ние. Рако­вина при­хо­дит с мор­ского дна (про­стран­ственно про­ти­во­по­лож­ного «высо­чай­шей горе в мире»), пред­став­ляй самый низ­кий или самый южный край земли точно так же, как декабрь­ское солн­це­сто­я­ние пред­став­ляет самый южный край в годо­вом обо­роте солнца. Обра­ще­ние к диа­грамме Пача­кути Ямки (рису­нок 2.4) пока­зы­вает, что такая логика дей­ство­вала в Андах. Зем­ной про­ти­во­по­лож­но­стью «Горе Июнь­ского Солн­це­сто­я­ния» явля­ется масса воды, назы­вав­ша­яся мама­ко­чей, «роди­тель­ским морем (или озе­ром)», соеди­няв­шимся с пукио, или «источ­ни­ком», обра­зо­вы­вав­шимся в сезон дождей, на сто­роне декабрь­ского солн­це­сто­я­ния рисунка.





Возможно, денежный эквивалент) много таких фигурок находят при больших храмах







image Click to view





Архитектура ламбайеке, как и у других культур Перу почти не сохранилась, по сравнению с храмами майя. Поскольку строили в Перу из глины - постройки быстро разрушались) Существовали постройки, похожие а лабириты



Это измерительный прибор, с помощью которого можно было отслеживать угол наклона) Например, при строительстве каналов, когда нужно было выдерживать равномерно угол наклона на протяжении сотен метров





Это две сохранившиеся пары рук, найденных в захоронениях















Ниже - сохранившиеся в захоронениях ткани. Древние перуанцы славились тканями, которые и в древние времена высоко ценились. Но насколько было велико мастерство изготовления тканей - настолько же отсутствовало мастерство портных) На тканях повторяются те же образы и символы, характерные для древних перуанских культур













image Click to view



Фигурки отсюда представляют собой полые керамические сосуды с фаллическим носиком для выливания, вероятно символизировали плодородие. Навеяли мысль о древних прообразах писающего брюссельского мальчика) Знаменитый брюссельский символ, возможно, утратил свой древний сакральный смысл, но меня всегда удивляло, что его сувенирные изображения так популярны у туристов)

Среди керамики Моче существует не менее 500 экземпляров с изображениями сексуальных сцен. Но среди них практически не встречаются обычные "традиционные" сексуальные сюжеты. Как правило, изображены божества, скелеты, люди и священные животные, распространены сцены "нетрадиционного" секса. Эту керамику исследуют заокеанские ученые. Поль Матье в своей книге "Секс-горшки: эротизм в керамике" описывает варианты сцен, в том числе совокупления лягушек, мышей, лам, обезьян, а также кукурузы и другой еды. Часто в сценах участвуют женщины и мифические животные, такие как летучая мышь и ягуар - оба персонажа имели религиозную коннотацию в культуре Моче. Если учесть, что вся эта керамика найдена в захоронениях, скорее всего имеет смысл, связанный с возрождением. Вообще все древние культуры пропитаны этой темой, что отажается также и в символике. В древних религиях также присутствует тема андрогинности, не знаю, есть ли современные исследования на этот предмет.



Ритуальные ножи туми



Современный рисунок с перуанского сайта, образ отображает современную интерпретацию символики: туми - ритуальный нож, подводный или заокеанский мир мертвых)

Онлайн-курс по археологии фольклора здесь
Мифы Южной Америки здесь

База данных мирового фольклора
http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/

image Click to view



Джеффри Бушнелл. ПЕРУ От ранних охотников до империи инков. М.: Центрполиграф, 2003 г. Здесь

image Click to view





золото инков, золото, Америка, мифология, сосуды, музеи

Previous post Next post
Up