Современный театр - что это? Как мы привыкли, культурный способ провести свой досуг и получить пищу для ума? Или это некое новое явление в нашей культуре, претерпевшее такие изменения в своей форме и содержании, что надо просто учиться заново понимать «Что есть театр и для чего он нужен»?
Мне кажется, что публика - постоянно думающие люди, получающие огромное количество информации и вынужденные справляться с ней, - посещают театр все больше из-за потребности найти ответы на вопросы. Их можно отыскать и в кино, и в книгах, но когда тебе прямо в лицо, со сцены, случайно заявляют именно то, что ты ждал услышать, то ощущение совсем другое
Порассуждать на тему «Современного театра » пришло в голову неслучайно. На днях выдалась возможность посетить один из известных театров и посмотреть нашумевший, как говорится теперь, кассовый спектакль с очень известными и горячо любимыми актерами. Надо сказать, я получил странный опыт, противоречивый. Воспитанный на классическом театре, я задался сразу несколькими вопросами по поводу того, что я увидел. На сцене разыгрывалась искрометная комедия с блестящим актерским составом, но не имеющая ничего общего с театральным спектаклем в моем понимании. Мат, умор ниже пояса, сверхреализм кухонной жизни…и в итоге немой вопрос: “Почему такой успех и ажиотаж у зрителей”? Все узнают себя или, наоборот, смеются от радости, что к их жизни это не имеет никакого отношения?
Осталось ощущение зрелища, упрощенного до уровня массово-культурного вагонного чтива. К сожалению, это далеко не единичный опыт. О том, что репертуарные театры переживают затяжной кризис, говорят с 80-х годов. И с тех же пор думают о том, как этот кризис преодолеть.
Неужели преодоление заключается в сторону развлекательности? В английском зыке есть очень удачное слово, отображающее суть подобных постановок - «performance ». Но ведь у театра совершенно другая ниша! Это ведь страшно, если правильный русский язык станет не актуальным на сцене, если мат станет нормой!
Театральное искусство было массовым лишь в самый момент своего зарождения. Отображая и обнажая действительность и реалии того или иного времени, театр всегда учил жить, всегда был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов».
Ни в коем разе не хочется обобщать и обвинять все театры в тенденции к снижению высокого. Слава богу, что еще ставят классику. Хотя все больше и больше появляется постановок, где Гамлет читает рэп, а в «Ревизоре» актеры на сцене в джинсах и с мобильными телефонами. Как к этому относиться? Возможно, мы - свидетели становления нового вида искусства, нового театра, рожденного в смешении эстрадных, телевизионных и театральных жанров? Как правильно оценить и надо ли? Конечно, искусство должно идти в ногу со временем и как-то выживать в условиях массовой культуры, но «чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели» - писал Ф.Кафка.
(c) Фреш