Современный театр - конъюнктура или новое слово?

Feb 16, 2010 10:37


Современный  театр -  что это? Как  мы  привыкли, культурный способ провести свой досуг  и получить  пищу для  ума? Или  это некое  новое  явление  в  нашей   культуре,  претерпевшее  такие  изменения  в  своей  форме    и  содержании, что  надо  просто  учиться  заново  понимать «Что есть  театр  и  для  чего  он  нужен»?
 

Мне кажется, что публика - постоянно думающие люди, получающие огромное количество информации и вынужденные справляться с ней, - посещают театр все больше из-за потребности найти ответы на вопросы. Их можно отыскать и в кино, и в книгах, но когда тебе прямо в лицо, со сцены, случайно заявляют именно то, что ты ждал услышать, то ощущение совсем другое


Порассуждать  на  тему  «Современного  театра »  пришло  в голову  неслучайно. На днях  выдалась возможность  посетить один  из известных  театров  и посмотреть  нашумевший, как  говорится  теперь, кассовый  спектакль  с очень  известными и  горячо любимыми  актерами.  Надо  сказать,  я  получил странный опыт, противоречивый.  Воспитанный  на  классическом  театре, я задался сразу  несколькими  вопросами по  поводу того, что  я  увидел. На  сцене разыгрывалась искрометная  комедия с блестящим актерским  составом, но  не  имеющая ничего  общего с театральным спектаклем в  моем  понимании. Мат, умор ниже  пояса, сверхреализм кухонной  жизни…и  в итоге  немой  вопрос: “Почему такой  успех и  ажиотаж у зрителей”?  Все  узнают  себя или,  наоборот, смеются от радости, что  к их  жизни это  не   имеет  никакого  отношения?

Осталось  ощущение зрелища, упрощенного до уровня массово-культурного вагонного чтива. К  сожалению, это  далеко  не  единичный  опыт. О том, что репертуарные театры переживают затяжной кризис, говорят с 80-х годов. И с тех же пор думают  о том, как этот кризис преодолеть.


Неужели  преодоление  заключается  в  сторону  развлекательности? В английском  зыке  есть  очень  удачное  слово, отображающее  суть  подобных  постановок - «performance ».  Но  ведь  у   театра совершенно другая ниша! Это  ведь  страшно, если правильный  русский  язык станет  не  актуальным  на  сцене, если  мат  станет  нормой!

Театральное искусство было  массовым лишь в самый момент своего зарождения. Отображая  и  обнажая действительность и реалии того или  иного  времени, театр всегда  учил жить, всегда был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов».

Ни в  коем  разе  не  хочется обобщать и  обвинять  все  театры  в тенденции к снижению высокого. Слава  богу, что еще  ставят  классику. Хотя  все  больше  и  больше  появляется постановок, где  Гамлет   читает  рэп, а  в «Ревизоре» актеры на сцене в  джинсах  и с мобильными  телефонами.  Как к  этому  относиться? Возможно,  мы - свидетели становления нового  вида искусства, нового  театра, рожденного в  смешении эстрадных, телевизионных и театральных жанров? Как  правильно  оценить и надо ли? Конечно,  искусство должно идти в ногу со временем и как-то выживать в условиях массовой культуры, но «чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели» - писал Ф.Кафка.
(c) Фреш

мужской взгляд, Олег Рой

Previous post Next post
Up