Крупнейшие пожары в ночных клубах и развлекательных центрах. Часть 1

Jul 30, 2012 16:10

Дансинг «5-7» (Сен-Лоран-дю-Пон близ Гренобля, Франция)

В мэрию Сен-Лоран-дю-Пон явились трое посетителей. Их беседа с секретарем мэрии носила полуофициальный, точнее сказать, доверительный характер. Они ин­формировали секретаря, что намерены от­крыть в ближайшее время на территории мэрии новое увеселительное заведение - дансинг для молодежи. Секретарь мэрии, выслушав посетителей, не принял определенного решения - не дал официаль­ного разрешения на открытие дансинга и в то же вре­мя не запретил его.

Секретаря главным образом интересовал финансо­вый вопрос: что получит касса мэрии от нового пред­приятия? Владельцы дансинга заверили секретаря: де­ло будет прибыльным и, конечно же, скудный бюджет мэрии пополнится приличными суммами.

Новое увеселительное заведение под претенциоз­ным названием «5-7» начало свою работу, так и не по­лучив официального разрешения. Владельцы торопи­лись как можно скорее получить прибыль от своего предприятия, на сооружение которого было затра­чено немало средств.

Высокое здание дансинга внешне напоминало при­чудливый сказочный замок, внутри которого в кирпич­ный остов были вделаны три парящие одна над дру­гой танцевальные площадки. Стены зала имитировали замысловатые гроты, простиравшиеся от пола до по­толка. Соединены они были узкими лестницами и тес­ными проходами. В пространстве между гротами были налеплены ложи, выполненные в виде ласточкиных гнезд. Все сверкало блестками и огнями и поражало во­ображение молодежи, чего и добивались владельцы дансинга.

В заботах об обманчивом великолепии, которое должно было привлечь как можно больше молодежи в это увеселительное заведение, а значит, принести вы­сокие прибыли и оставить позади конкурентов, владель­цы дансинга не подумали о мерах пожарной безопас­ности. А ведь применяемые для отделки пластики отлича­лись повышенной горючестью. Однако ни владелец фирмы «Шеби», ни администрация дансинга не сочли нужным оговорить этот вопрос в договорных условиях.

В субботний вечер 1 ноября 1970 г. в кассу дан­синга щедро поступали франки и сантимы. Это десят­ки юношей и девушек устремились сюда, чтобы от ду­ши повеселиться, потанцевать под современную мод­ную музыку. Под звуки джаза в мерцании разноцвет­ных огней молодежь танцевала, не подозревая о том, что находится в самом центре чудовищного костра, готового вспыхнуть от первой же небрежно брошен­ной спички.

Как позже стало известно, пожар произошел из-за неосторожности юноши, обронившего горящую сигаре­ту на стул с сиденьем из поролона. Обнаружив огонь, юноша пытался потушить его, но ему это не удалось. Один из немногих уцелевших после пожара юношей рассказал, что он видел, как воспламенился стул, и как пламя перебросилось на стены.



Пожар в дискотеке 5-7, Сен-Лоран-дю-Пон, Франция, 1 ноября 1970 г.


Огонь распространялся с очень большой быстро­той, горючие пластики фирмы «Шеби» вспыхнули, как порох. При горении они плавились, выделяя едкий, ядовитый дым. Зал охватила паника. Юноши и девуш­ки ринулись к выходу, через который они вошли в по­мещение. Но на их пути встал стальной турникет. По­вернуть его было невозможно. Он открывался только после нажатия педали в кассе, а в ней никого не было.
Многие бросились к запасным выходам, надеясь че­рез них выбраться из огненной западни. Но запасные выходы оказались плотно закрытыми на запоры - путь преграждали железные двери, открыть которые было невозможно. В ужасе молодые люди бились об эти непри­ступные преграды, молили о помощи. Но их никто не услышал. Ядовитый дым душил их, капли расплавив­шегося пластика вызывали ожоги. Температура в зда­нии с каждой секундой возрастала.

При первых признаках пожара один из совладель­цев дансинга, сорокалетний Жильбер Баса, вскочил в автомобиль и помчался в пожарную охрану, чтобы сооб­щить о несчастье. Телефона в дансинге «5-7» не ока­залось. На вызов пожарных ушло более 10 минут.

За это время трагедия в дансинге подошла к фи­налу. Когда пожарные на машинах подъехали к зданию, они услышали только шум пожара. Ни звука, ни человеческого голоса из помещения, объятого пламе­нем, уже не доносилось. Создавалось впечатление, что все вовремя покинули дансинг и никто не постра­дал. Но когда пожарные взломали двери, то увидели массу обгоревших до неузнаваемости трупов. Груды человеческих тел, вернее, того, что осталось от них, громоздились на стальных поручнях турникета.



Стальной турникет на входе в дискотеку 5-7, Сен-Лоран-дю-Пон, Франция, 1 ноября 1970 г.

Несколько дней устанавливались личности погибших. Никакими словами не выразить скорбь и ужас родите­лей, которым пришлось по уцелевшим колечкам, брас­летам, запонкам опознавать останки своих детей. Видав­шие виды журналисты спрятали аппараты. Снимать было выше человеческих сил.



Жертвы пожара. Сен-Лоран-дю-Пон, Франция, 1 ноября 1970 г.

Кто виноват в этом несчастье, вернее, в преступле­нии? Как такое могло произойти? Эти вопросы задава­ли не только родственники и близкие погибших. Отве­та на них потребовали миллионы французов, печать, депутаты парламента, общественные организации.

Правительство Франции, обсудив сообщение о ка­тастрофе, постановило провести самое тщательное рас­следование. Прокурор республики взял дело под свой контроль. Следствие длилось почти два года. Были опро­шены сотни свидетелей. Работали экспертные комис­сии. Материалы расследования составили 3000 досье, некоторые объемом в 200 листов. В октябре 1972 г., когда во Дворце правосудия города Лиона открылся судебный процесс, вся Франция с напряжением ожи­дала его результатов.



Разбор завалов в дансинге, Сен-Лоран-дю-Пон, Франция, 1 ноября 1970 г.

На скамье подсудимых оказались лишь пять чело­век: один из оставшихся в живых совладельцев дансин­га «5-7» (два других погибли во время пожара); отец и сын - кустари, устанавливавшие в сгоревшем дансин­ге систему отопления; директор фирмы «Шеби», по­ставившей пластические материалы для украшения зала, отлично зная их опасные свойства, и, наконец, секретарь мэра города Сен-Лоран-дю-Пон, с молчаливо­го согласия которого орудовали дельцы. Всем было предъявлено обвинение в непреднамеренном убийстве.

Присяжные вынесли свой вердикт. Все пятеро были признаны виновными. Но, приняв во внимание «фаталь­ные стечения обстоятельств», приведших к катастрофе, суд ограничился легкими мерами наказания. Он при­говорил обвиняемых к условному тюремному заключению на сроки от 10 месяцев до двух лет. Приговор вызвал бурное недовольство родственников пострадав­ших, общественности. В печати продолжал дебатиро­ваться вопрос: отчего все-таки загорелся дансинг, кто в этом виноват?

В ходе следствия установлено, что при строитель­стве и эксплуатации здания допущены грубые нару­шения пожарной безопасности. Вместо трех запасных выходов, полагавшихся по проекту, было сделано толь­ко два. При этом каждый выход был вдвое уже. Зачем «лишние» расходы? Запасные выходы были наглухо заколочены. Главный выход заблокирован, металличес­ким турникетом, управляемым из кассы. Здание нача­ло функционировать еще до полной его готовности, и не было обеспечено средствами пожарной защиты, и даже телефоном. В танцзале и барах не было над­писей, запрещающих курение. Наконец, существовали и ограничения в применении для отделки обществен­ных зданий пластмасс и других сгораемых материалов. Однако владельцы всем этим пренебрегли. Во имя чего?



Прощание с 146 погибшими в пожаре в дансинге 5-7, Сен-Лоран-Дю-Пон, Франция

Может быть, на этот вопрос помогут ответить заяв­ления представителям печати Жильбера Баса - уце­левшего владельца дансинга.

Его спросили:

- Почему вы закрыли запасные выходы?
- Разве вы не знаете нашу молодежь?- ответил он.- Она лезла бы без билетов. Вы догадываетесь, какой была бы наша выручка?
- По закону у запасных дверей должны дежурить работники.
- Знаете, сколько надо было бы им платить?
Саммерлендский центр отдыха и развлечений (остров Мэн, Великобритания)

Август на живописном острове Мэн - сезон лет­него купания. Но многие англичане приезжали сюда не только ради принятия морских ванн. Отдыхающих и туристов, как магнит, притягивал к себе центр раз­влечений в городе Саммерленде. Построенный в 1970 г., центр отдыха и развлечений был крупнейшим в мире. Вместительное здание имело семь этажей. Стены и по­крытие над верхним этажом были выполнены из легко­горючего пластика - акриловых листов. Для отделки фасада также применялся легкогорючий пластик. В ка­честве несущих служили металлические конструкции без огнезащитного покрытия. Для эвакуации людей в случае пожара предусматривались две железобетонные лестницы. Автоматическими установками пожаро­тушения и пожарной сигнализации здание оборудова­но не было.



Здание центра отдыха в Саммерленде перед пожаром

Одна из стен здания имитировала искусственный обрыв с водопадом, окруженным пышным тропичес­ким лесом. К искусственному водопаду примыкало не­сколько террас с гротами, где размещались рестораны, бары и сводчатые галереи. Общая стоимость центра отдыха и развлечений превышала 2 миллиона фунтов стерлингов.



Терассы и солярий в центре отдыха в Саммерленде

Вечером 2 августа 1973 г. в здании центра находилось примерно 2000 человек. Посетители проводили время в ресторане, барах, у игровых автоматов и ат­тракционов, слушали концерт в большом зале отдыха, рассчитанном на 600 зрителей.

В 19 часов 30 минут, одна из женщин вышла на бал­кон подышать свежим воздухом. Она сразу заметила черный дым, который выходил из небольшой пристрой­ки, расположенной у фасада основного здания, и не­медленно сообщила об этом дежурному администра­тору. Последний, по растерянности или незнанию, правил вызова пожарной помощи передал по телефону сооб­щение о пожаре только через 26 минут после обна­ружения пожара. Эти потерянные минуты стали роко­выми.

Через 10 минут огонь из пристройки перебросился на фасад основного здания. Воспламенились акриловые листы. Вскоре запылало пластиковое покрытие комплек­са. Дым проник в зрительный зал, насторожив сидя­щих в нем. Однако конферансье со сцены зала стал ус­покаивать встревоженных зрителей. Через микрофон он громко объявил: «Господа! Оставайтесь на своих местах. Ничего опасного не произошло, что-то немно­го подгорело на кухне».



Пожар в развлкательном центре Саммерленд, 2 августа 1973 года, Великобритания

Между тем, поступление дыма в зрительный зал уси­ливалось, многие начали вставать, чтобы выйти из поме­щения. Но конферансье снова стал уговаривать людей не по­кидать зал. Зрители с недоверием и беспокойством прислушивались к словам конферансье, но из зала не выходили. Внезапно через прогоревшие стены поме­щения появились багровые языки пламени, клубы черно­го дыма заполнили помещение.

Раздались испуганные крики: «Пожар! Спасайтесь!» В зале мгновенно возникла паника, все смешалось, люди бросились к выходам, толкая и давя друг друга. Немногим удалось без ожогов и ранений вырваться из огненной западни.



Пожар в развлкательном центре Саммерленд, 2 августа 1973 года, Великобритания

В 20 часов 1 минуту прибыла пожарная команда города Саммэрленда. В течение часа пожар удалось полностью подавить. От всего здания остались груда деформированных металлических конструкций и две обвалившиеся железобетонные лестницы, под которы­ми лежали трупы погибших. Во время катастрофы по­гиб 51 человек. Несколько сотен посетителей получи­ли сильные ожоги и отравились продуктами горения.



Пожар в развлекательном центре Саммерленд, 2 августа 1973 года, Великобритания

Пожар на острове Мэн - пример безрассудного по­ведения администрации и обслуживающего персонала. По вине администратора был задержан (на целых 26 минут!) вызов пожарной помощи. А ведь известно, что несвоевременное сообщение о пожаре часто при­водит к катастрофическим последствиям, как это и слу­чилось на острове Мэн. Тысячи пожаров нередко раз­виваются до чудовищных размеров из-за того, что лю­ди пытаются потушить огонь своими силами и забыва­ют немедленно вызвать пожарных при первых призна­ках горения.

Поведение конферансье при появлении признаков дыма в зале нельзя квалифицировать иначе, как преступ­ное. Обычно в подобных ситуациях, когда создается угро­за жизни людей, принимают срочные меры к их эва­куации. Но нельзя объявить зрителям «Пожар! Спасай­тесь!»- это вызовет панику и приведет к жертвам. В театрах, цирках, клубах в подобных случаях, как пра­вило, объявляют перерыв, объясняя его внезапной бо­лезнью артиста, которому требуется срочная помощь, или необходимостью аварийного отключения света. Ра­ботники центра отдыха и развлечений в Саммэрленде были не подготовлены к действиям в условиях пожара. В большой степени на них ложится ответственность за гибель десятков людей.

Представители Ассоциации по борьбе с пожарами Великобритании заявили, что, согласно британскому законодательству, нельзя было строить здание, подоб­ное центру отдыха и развлечений в Саммэрленде, ис­пользование акриловых плит явилось в высшей степени неудачным строительным решением, применение по­жароопасных строительных материалов подобного рода следовало бы запретить. Но разрешили применять этот материал для возведения здания местные органы строи­тельной инспекции. А ответственный за пожарную без­опасность на острове Мэн заявил, что здание центра обследовали перед началом летнего сезона 1973 г. Но каково же было качество этого обследования?
Отель «Стардаст» (Дублин, Ирландия)

Восемь лет спустя очередная трагедия произошла в Дублине. В субботу вечером, 14 февраля 1981 г. бо­лее 800 человек заполнили танцевальный зал отеля «Стардаст». Неожиданно в соседнем с залом поме­щении возник пожар, огонь быстро распространился по горючей отделке стен. Пластмассовые панели, зана­веси, мебель вспыхивали мгновенно. В зале погас свет. Перепуганные люди, давя друг друга, бросились к вы­ходам; попавшие в западню в панике метались по пы­лающему залу и гибли в огне.



План помещений ночного клубе в отеле Стардаст

Этот пожар, унесший 48 молодых жизней, поверг Ирландию в траур. И в этом случае катастрофа яви­лась следствием недооценки важности противопожарных мероприятий в общественных зданиях, растерян­ности и беспомощности администрации в момент воз­никновения пожара. Меры безопасности были игно­рированы владельцами танцевального зала во имя ком­мерческих интересов, стремления получать как можно больше денег.



Последствия пожара в отеле Стардаст, 14 фераля 1981 года, Дублин, Ирландия

По книге П.С. Савельева «Пожары - катастрофы»

fire-truck.ru

фото, это не должно повториться, пожар, шок

Previous post Next post
Up