Мечта, которая выжила

Feb 19, 2014 16:44



Судьба росписей советского авангардиста Василия Маслова - сюжет столь же потрясающий, сколь и судьба самого художника. Когда читаешь о Маслове, кажется, что революция была сделана для таких, как он. В Еврейском музее открылась выставка работ художника, и это хороший повод вспомнить о его удивительной истории.
Василий Маслов родился в 1906 году. Он сбежал из дома в уральском посёлке Верхняя Синячиха в 14 лет, бродяжничал, скитался из города в город, спал в ящиках под вагонами, воровал и был судим. Однако успевал между всем этим ходить в музеи, учиться в различных художественных школах, рисовать моментальные портреты на заказ. Лицо Маслова, сохранившееся на фотографиях и автопортретах, - грубое, будто вырубленное топором по дереву, с выступающими, крупными, упрямыми чертами лица. И модели Маслова такие же - скуластые рабочие с тяжёлым взглядом, грубоватые работницы и проститутки. Но вся эта пролетарская лирика из-под его карандаша выходила поэтичной, осмысленной, своеобразно красивой. Маслов, молодой талантливый самоучка из самых низов общества, художник своей среды и сам её портрет, был очень нужен советскому государству. Его заметили Луначарский и Максим Горький и направили в Болшевскую трудовую коммуну.
Эта коммуна была коммунистической мечтой, воплощённой в жизнь. В 1924 году ОГПУ устроило поседение для малолетних преступников в подмосковном Костино - ныне Королёв. Примечательно, что в коммуне бывшие уголовники не ходили строем и не сидели под замком - они сами управляли жизнью своего поселения, работали и учились. Около двух тысяч человек жили в коммуне в пору её расцвета, работали на фабриках, учились в техникумах, зарабатывали производством спорт-инвентаря, создавали семьи, занимались музыкой и спортом. Вплоть до 1937 года, когда многих руководителей и активистов коммуны репрессировали, а саму её закрыли. Василий Маслов достиг расцвета своей карьеры художника, женился и родил дочь в этом утопическом городе коммунизма, и погиб он вместе с коммуной: в 1938 году его расстреляли.
Настенные росписи Маслова остались в Доме Стройбюро, бывшем административном корпусе, но об этом никто не знал. Как и большинство построек коммуны, здание сохранилось в Королёве как памятник конструктивизма, но стало жилым домом. Стены покрыли шпаклёвкой и обоями. И только в 2013 году, когда дом хотели снести ради новостроя, росписи вдруг вышли из небытия. В пустом, уже расселённом здании начались пожары, их заливали водой и пеной. Обои отклеились, а под ними королёвские активисты ВООПИиК обнаружили большие метафорические росписи на тему индустриализации, яркими красками, в стиле кубизма и экспрессионизма, с мостами, стройками, могучими фигурами рабочих и огромным Лениным. Профессиональные реставраторы Константин Маслов и Филипп Гузанов укрепили и сняли со стены полуразрушенного дома одну из работ - сейчас она ждёт реставрации в мастерской. Из-за всей этой истории многострадальный Дом Стройбюро, за сохранение которого ВООПИиК билось месяцами, решили не сносить, а всё-таки восстанавливать.
А пока в Еврейском музее устроили выставку графических работ Василия Маслова. Как и роспись, они десятилетиями прятались по чужим квартирам: с каждым переездом вдова и дочь репрессированного художника брали с собой папку его работ.
Спустя семьдесят лет Маслов каким-то фантастическим, катастрофическим способом вырвался из небытия, а вместе с ним - и эта удивительная советская мечта, которую он рисовал во всей её красоте и безумии, мечта, которая в конце концов его обманула. Её убили и похоронили так же, как и Маслова, но она, в отличие от него, выжила. И в последний момент спасла от сноса Дом Стройбюро, уже почти обречённый.

Об истории Болшевской трудовой коммуны подробнее можно прочесть в статье историка-краеведа Раисы Позамантир.
Previous post Next post
Up