Оно, конечно, на вкус и цвет гусь свинье не авторитет - на чём можно было бы закончить любое обсуждение, в общем-то))
Просто у каждого своё представление о "киберпанке" как о жанре. Я, скажем, считаю его главной отличительной особенностью атмосферу тоски и бзсхднсти - которая в Блейдраннере дана так, что волосы на яйцах скручиваются. Потому, что ЦП-шный мир - это не татуированные гёрлЫ в пирсинге и татуировках, это мир в котором всё учтено, просчитано, опробовано на фокус группах, завёрнуто, расфасовано и уже определена цена. Все изначально думали что такой мир будет обязательно чистеньким как офис - ХУЙ, он и будет, за исключением специально отобранных мест, грязным, чёрным, засранным и блядским. Потому что это слишком многим и слишком во многом выгодно, грязь вообще очень хорошо продаётся и покупается. В мире ЦП ты можешь ебашить на корпоратов в офисе и считать что "строишь своё будущее". Можешь гонять с упоротой подругой на байке и толкать выжигающую мозги дрянь с колёс, чувствуя себя свободным как ветер. Можешь взрывать роддома и общежития или бегать с рюкзаком боеприпаса за плечами в очередной национально-освободительной. На практике ты всего лишь производишь прибавочную стоимость, а тебя эксплуатируют. Возьми Мнемоника - история про гнилого в общем-то чувачка, который зарабатывает "по чёрной бухгалтерии", таская чужие секреты в собственном мозгу. Такая же шестерка, только подвергается несколько бОльшему риску и за этот риск получает на каплю больше денег в краткосрочной перспективе. Только там общая канва истории дикая сказочка, особенно финал где всю систему порушили щелчком пальцев и роликом на тытубе.
Собственно, потому у меня (у меня) все эти боевитые "вжжж! дыц-дыц-дыц!" с ЦП и не склеиваются. ЦП-шный герой под такую музыку - это хомячок, несущийся в своём колёсике вперёд, пуская пар из задницы, сверкая очами и уже почти видя на горизонте "Светлое Будущее" ))
Вот эта мрачная бзхднсть это вообще не только КП-особенность, а нуара целиком. Я вот например как-то на отдыхе взял у кого-то детективчиков в такой стилистике написанных - ну реально пипец, аж оторваться не мог, хотя обычно меня эти все обычные дефективы не цепляют, но из-за атмосферы оторваться не мог. Хороший киберпанк конечно должен иметь мощную нуар-составлящую. То что ГГ гниль подзаборная кстати одна из довольно весомых ознак КП как жанра (ну и нуара опять же). В "Бегущем" это спившийся и выброшенный на обочину жизни коп живущий на самом дне социума, в Джонни-мнемонике это да, просто "доставщик информации" зарабатывающий риском мало того что его убьют, а тем что могут просто мозги сжечь и все, и так далее. Потому эти все "хомячки на колесике" на самом деле не демонстративно пускают пыль в глаза, им на самом деле уже терять нечего. И если они ходят пиф-паф у них уже внутреннего стопора нет, потому что оглянись и увидишь у себя позади ебаное ничего.
>>Я вот например как-то на отдыхе взял у кого-то детективчиков в такой стилистике написанных - ну реально пипец, аж оторваться не мог<< Название, авторов припомнишь?) Я бы тоже почитал. А то не везде, где на заборе написано известно что, а на обложке "нуарЪ" на самом деле оно и есть.)
>>Хороший киберпанк конечно должен иметь мощную нуар-составлящую.<< Заставил подумать. Знаешь, так думаю.. "нуар" он о человеке, который плавает по самому социальному дну, причём подано так в мрачняковых тонах. Во - первое, что приходит в голову - "Из Ада", киноха про потрошителя с Деппом. Полицейский-наркоман, тусующийся среди торчманов, проституток и уголовной мрази. Да, для него не жизнь, а жопа, но при этом мир как-то живёт, развивается, всё, в целом, позитивно.
В "кп" хана не отдельно взятой проститутке или "грязному копу" с испитой печенью и пистолетом под подушкой, а миру в целом. Ну, точнее человекам, социуму. Причём в мире всё наоборот стараются говорить что они охуенные парни и "всё хорошо, всё хорошо, всё хорошо", то есть чернуху никто не нагнетает, просто им всем пздц. Почему так - понятно, речь о том, что идея "сделай себя лучше и всё в итоге станет збс" уже не работает. Отсюда гиперболизация, чтобы подвести человека к мысли "тут всю систему надо ломать".
\\Название, авторов припомнишь?)\\ Вообще жанр довольно широкий: http://www.livelib.ru/tag/нуар Но вот что конкретно читал я, боюсь уже и не вспомню.
В нуаре весь мир тоже рисуется "неправильным" и неисправимым, просто потому что подается через призму восприятия вот этих самых низов которым уже ничего не светит. В киберпанке отличие по-моему просто в более глобальной постановке вопроса - вот как в "Бегущем по лезвию": что есть человечность, кто на самом деле робот? Враги у ГГ обычно тоже более глобальные - не маньяк режущий шлюх в "Из Ада" (хотя и туда вкрутили жидомассонов, но реально лишне в этом фильме), а целая корпорация которая уже давно поставила себя выше любого правительства, и делает... Ну что-то плохое что пытаются разрулить в меру сил ГГ. Потому и выходит более "революционная" направленность, как ты сказал "всю систему ломать надо". Потому отчасти и "панк" )) Ну и еще одно отличие КП от детективного нуара (хотя может то мне книги такие попадались) в том что в нуаре обычно показывается герой-одиночка, а в КП герой редко оказывается предоставлен самому себе, он может использоваться разными группировками, может быть частью какого-то сопротивления, но я не помню ничего про героя-одиночку в этом жанре. Кстати возможно потому КП хорошо прижился в п\н\п РПГ, а детективный нуар по-моему разве что в настолках мелькал - КП более "коммандный", потому что один человек может победить одного маньяка, но один человек поперевший против системы будет однозначно раздавлен шестернями этого механизма.
>>Вообще жанр довольно широкий: http://www.livelib.ru/tag/нуар Кабы ты этот тег ставил, я бы ещё поверил. А так - сидит какая-нито.. и ляпает левой пяткой - не верю я им. За сцелку спасибо, конечно)
>>вот как в "Бегущем по лезвию": что есть человечность, кто на самом деле робот?<< Ну, это не вопрос ЦП по-моему. В смысле - он может подниматься, почему нет, но он не мене органично поднимался в фантастике начиная от мохнатых годов, в разных подходах ракурсах. Вот тоже, кстати. На днях попался мне сборник рассказов покойного Гаррисона "Война с роботами.". Так оказалось я из восьми чтоли рассказов шесть читал раньше в разных журналах и сборниках не зная автора.)) Как с кинохами такая же фигня..
>>в нуаре обычно показывается герой-одиночка,<< Законы жанра. Потом, такие персонажи редко кому-то приятны, чтобы с ними тусовать. Пример - киноха "Сердце ангела" над которой девочки рыдают))
>>а в КП герой редко оказывается предоставлен самому себе, он может использоваться разными группировками, может быть частью какого-то сопротивления<< Не знаток ЦП, конечно, но по-моему там просто бОльшая социализация мира на всех уровнях - от бандитских "синдикатов" до щупальцатых мегакорпораций. При этом каких-то "корешей" у персонажа исчезающе мало, если вообще есть.
\\Законы жанра. Потом, такие персонажи редко кому-то приятны, чтобы с ними тусовать.\\ Это да))
\\Не знаток ЦП, конечно, но по-моему там просто бОльшая социализация мира на всех уровнях - от бандитских "синдикатов" до щупальцатых мегакорпораций. При этом каких-то "корешей" у персонажа исчезающе мало, если вообще есть.\\ Да, это есть. Тут скорее не "кореша", а "стая" сбитая какими-то общими целями для их реализации, по достижении которых все разбегутся в стороны стараясь максимально крепко забыть друг о дружке.
Кстати если в КП не особо знаком то рекомендую начинать с Гибсона. Правда на нем можно и закончить - я ничего и вполовину столь же сильного после него не находил.
Просто у каждого своё представление о "киберпанке" как о жанре. Я, скажем, считаю его главной отличительной особенностью атмосферу тоски и бзсхднсти - которая в Блейдраннере дана так, что волосы на яйцах скручиваются. Потому, что ЦП-шный мир - это не татуированные гёрлЫ в пирсинге и татуировках, это мир в котором всё учтено, просчитано, опробовано на фокус группах, завёрнуто, расфасовано и уже определена цена. Все изначально думали что такой мир будет обязательно чистеньким как офис - ХУЙ, он и будет, за исключением специально отобранных мест, грязным, чёрным, засранным и блядским. Потому что это слишком многим и слишком во многом выгодно, грязь вообще очень хорошо продаётся и покупается.
В мире ЦП ты можешь ебашить на корпоратов в офисе и считать что "строишь своё будущее". Можешь гонять с упоротой подругой на байке и толкать выжигающую мозги дрянь с колёс, чувствуя себя свободным как ветер. Можешь взрывать роддома и общежития или бегать с рюкзаком боеприпаса за плечами в очередной национально-освободительной. На практике ты всего лишь производишь прибавочную стоимость, а тебя эксплуатируют.
Возьми Мнемоника - история про гнилого в общем-то чувачка, который зарабатывает "по чёрной бухгалтерии", таская чужие секреты в собственном мозгу. Такая же шестерка, только подвергается несколько бОльшему риску и за этот риск получает на каплю больше денег в краткосрочной перспективе.
Только там общая канва истории дикая сказочка, особенно финал где всю систему порушили щелчком пальцев и роликом на тытубе.
Собственно, потому у меня (у меня) все эти боевитые "вжжж! дыц-дыц-дыц!" с ЦП и не склеиваются. ЦП-шный герой под такую музыку - это хомячок, несущийся в своём колёсике вперёд, пуская пар из задницы, сверкая очами и уже почти видя на горизонте "Светлое Будущее" ))
Reply
То что ГГ гниль подзаборная кстати одна из довольно весомых ознак КП как жанра (ну и нуара опять же). В "Бегущем" это спившийся и выброшенный на обочину жизни коп живущий на самом дне социума, в Джонни-мнемонике это да, просто "доставщик информации" зарабатывающий риском мало того что его убьют, а тем что могут просто мозги сжечь и все, и так далее. Потому эти все "хомячки на колесике" на самом деле не демонстративно пускают пыль в глаза, им на самом деле уже терять нечего. И если они ходят пиф-паф у них уже внутреннего стопора нет, потому что оглянись и увидишь у себя позади ебаное ничего.
Reply
Название, авторов припомнишь?) Я бы тоже почитал. А то не везде, где на заборе написано известно что, а на обложке "нуарЪ" на самом деле оно и есть.)
>>Хороший киберпанк конечно должен иметь мощную нуар-составлящую.<<
Заставил подумать.
Знаешь, так думаю.. "нуар" он о человеке, который плавает по самому социальному дну, причём подано так в мрачняковых тонах. Во - первое, что приходит в голову - "Из Ада", киноха про потрошителя с Деппом. Полицейский-наркоман, тусующийся среди торчманов, проституток и уголовной мрази.
Да, для него не жизнь, а жопа, но при этом мир как-то живёт, развивается, всё, в целом, позитивно.
В "кп" хана не отдельно взятой проститутке или "грязному копу" с испитой печенью и пистолетом под подушкой, а миру в целом. Ну, точнее человекам, социуму. Причём в мире всё наоборот стараются говорить что они охуенные парни и "всё хорошо, всё хорошо, всё хорошо", то есть чернуху никто не нагнетает, просто им всем пздц.
Почему так - понятно, речь о том, что идея "сделай себя лучше и всё в итоге станет збс" уже не работает. Отсюда гиперболизация, чтобы подвести человека к мысли "тут всю систему надо ломать".
Reply
Вообще жанр довольно широкий: http://www.livelib.ru/tag/нуар
Но вот что конкретно читал я, боюсь уже и не вспомню.
В нуаре весь мир тоже рисуется "неправильным" и неисправимым, просто потому что подается через призму восприятия вот этих самых низов которым уже ничего не светит. В киберпанке отличие по-моему просто в более глобальной постановке вопроса - вот как в "Бегущем по лезвию": что есть человечность, кто на самом деле робот? Враги у ГГ обычно тоже более глобальные - не маньяк режущий шлюх в "Из Ада" (хотя и туда вкрутили жидомассонов, но реально лишне в этом фильме), а целая корпорация которая уже давно поставила себя выше любого правительства, и делает... Ну что-то плохое что пытаются разрулить в меру сил ГГ. Потому и выходит более "революционная" направленность, как ты сказал "всю систему ломать надо". Потому отчасти и "панк" ))
Ну и еще одно отличие КП от детективного нуара (хотя может то мне книги такие попадались) в том что в нуаре обычно показывается герой-одиночка, а в КП герой редко оказывается предоставлен самому себе, он может использоваться разными группировками, может быть частью какого-то сопротивления, но я не помню ничего про героя-одиночку в этом жанре. Кстати возможно потому КП хорошо прижился в п\н\п РПГ, а детективный нуар по-моему разве что в настолках мелькал - КП более "коммандный", потому что один человек может победить одного маньяка, но один человек поперевший против системы будет однозначно раздавлен шестернями этого механизма.
Reply
Кабы ты этот тег ставил, я бы ещё поверил. А так - сидит какая-нито.. и ляпает левой пяткой - не верю я им.
За сцелку спасибо, конечно)
>>вот как в "Бегущем по лезвию": что есть человечность, кто на самом деле робот?<<
Ну, это не вопрос ЦП по-моему. В смысле - он может подниматься, почему нет, но он не мене органично поднимался в фантастике начиная от мохнатых годов, в разных подходах ракурсах.
Вот тоже, кстати. На днях попался мне сборник рассказов покойного Гаррисона "Война с роботами.". Так оказалось я из восьми чтоли рассказов шесть читал раньше в разных журналах и сборниках не зная автора.)) Как с кинохами такая же фигня..
>>в нуаре обычно показывается герой-одиночка,<<
Законы жанра.
Потом, такие персонажи редко кому-то приятны, чтобы с ними тусовать.
Пример - киноха "Сердце ангела" над которой девочки рыдают))
>>а в КП герой редко оказывается предоставлен самому себе, он может использоваться разными группировками, может быть частью какого-то сопротивления<<
Не знаток ЦП, конечно, но по-моему там просто бОльшая социализация мира на всех уровнях - от бандитских "синдикатов" до щупальцатых мегакорпораций. При этом каких-то "корешей" у персонажа исчезающе мало, если вообще есть.
Reply
Потом, такие персонажи редко кому-то приятны, чтобы с ними тусовать.\\
Это да))
\\Не знаток ЦП, конечно, но по-моему там просто бОльшая социализация мира на всех уровнях - от бандитских "синдикатов" до щупальцатых мегакорпораций. При этом каких-то "корешей" у персонажа исчезающе мало, если вообще есть.\\
Да, это есть. Тут скорее не "кореша", а "стая" сбитая какими-то общими целями для их реализации, по достижении которых все разбегутся в стороны стараясь максимально крепко забыть друг о дружке.
Кстати если в КП не особо знаком то рекомендую начинать с Гибсона. Правда на нем можно и закончить - я ничего и вполовину столь же сильного после него не находил.
Reply
Leave a comment