Собсно даю намек. Давно собирался и все завтыкивал. А в эту субботу там
большая программа, думаю после выставки "Велобайк" залянуть на огонек.
Пока же скоммунизденное мегаотчетище от г-жи
alextione Оригинал взят у
alextione в
Самураи. Art of war. Попытка номер два.Фото - как всегда. На качестве не смогла сосредоточиться, сосредоточилась на конспекте ) Так что лучше сходить - посмотреть вживую, пока она работает. Сценарий - с одной стороны, очень общая довольно короткая (час), с другой - надо становиться поближе к информационной табличке или хорошо знать историю Японии, чтобы беглое упоминание правителя или события накладывались на какое-то представление о временном и культурном периоде. Поэтому я, как порядочный дурак, таки узнала много нового. А умным людям есть смысл просто сходить-поглазеть. Авторы уверяют, что всего один экспонат является не-оригинальным, более поздней реконструкцией. Но лично у меня остались легкие сомнения в том, что он единственный, как и в точности других реконструкций. Не я одна заметила некоторые неувязки. Но то мелочи.
Ну, совсем очевидное рассказывать не буду. Как воинское сословие самураи сформировались в 10-12 вв., они держали в руках фактическую власть при марионеточном императоре. Титул сёгуна передавался по наследству.
«Земляне! Мы пришли с миром...»
Хотя вряд ли с миром. В кадр не попал всадник - лошадей японцы завезли с континента, тогда же пришлось совершенствовать доспехи, потому что в традиционном японском доспехе категорически невозможно сесть на лошадь. Легкие и удобные доспехи делали из дерева и лакированной кожи. Доспехи «марсианина» - 18 века.
Напротив отряда самураев - ширма. Изначально ширмы в Японии служили перегородками, позже их начали расписывать, сделали предметом декора. Традиционно делались из старых кимоно, в богатых семьях могли быть даже шелковые ширмы. Рисунки изображают поход, простой сюжет, но деталям художник уделил много внимания. Все персонажи четко прописаны, можно даже понять, из какого клана отряд.
Ширма «Горный пейзаж», 19 в. Выполнена в старой китайской технике, которая предполагает создать впечатление огромного пространства, максимальной удаленности рисунка. Изначально они использовались в храмах и монастырях, но со временем перебрались во дворцы аристократов. Золотой фон - тоже не просто так. Покатые крыши японских домов защищали не только бумажные стены от дождя, но и закрывали свет. Золотистые ширмы служили отражателями, делали помещения светлее и визуально просторнее.
Просто ширма с иероглифами.
С развитием военного искусства появилась необходимость опознать начальство на поле боя. Так в обиход вошли украшения для шлемов. Ходит легенда про одного военачальника, который был очень маленького роста - всего полтора метра. Но такой же длины достигало его украшение - трудно было не заметить. Впрочем, тягать такую дуру на голове тоже должно быть нелегко.
Ну, и сами шлемы. И маски.
Маски были вполне функциональным элементом самурайского облачения. Их целью было напугать врага (для этого делались уродливые маски, с клыками и шрамами; кстати, самыми уродливыми считались маски, имитирующие европейское лицо), сбить его с толку: маска скрывала возраст самурая, из-за чего враг мог его недооценить или наоборот, побояться напасть; отвлекала противника, что могло заставить его замешкаться и дать самураю преимущество. Усы - признак принадлежности к высшему сословию. Чем пышнее усы, тем выше ранг владельца маски.
Шлемы слева направо:
1. Боевой шлем в форме персика (момонари-кабуто), 18 век. 2. Железная каска дзингаса, использовалась вельможами для неофициальных выходов в свет или прогулок в пределах военного лагеря. 3. Фигурный шлем в форме головного убора монаха Дао. В мирное время воины от тоски развлекались, как могли и старались выделиться хотя бы так. Впрочем, несмотря на украшения, это вполне функциональная защита. 19 век. 4. Каска шлема из 64 пластин, 17 в. Это уже парадная каска, в которой вельможа из п.2 мог торжественно выйти в свет или принять парад. Маска металлическая. 5. Шлем пожарного, 19 век. Войны закончились, самураям заняться было нечем. А натура требовала риска. Вот и подались - кто в правоохранительные органы, кто в пожарные. Благо работы хватало - дома в Японии делали из бумаги. Один домик поджечь - вся деревня сгорит. Капюшон пропитывали соком хурмы, чтобы он не горел. Экспонат в коллекции явно принадлежал вельможе, руководившему пожарной бригадой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках 1. Доспех с фамильным гербом Минамото, 18 век. Принадлежал представителю рода лишенного прав на престол отпрыска императорской семьи. Поскольку императоры активно плодились и размножались, во избежание усобиц и в целях экономии госбюджета лишних принцев отшивали, оставляя за ними фамилию и определенный титул. Самураев к власти привели именно Минамото, поэтому представителям этого рода позволялось получать титул сёгуна.
2. Доспех с кирасой, декорированной в технике «мокумэ-ганэ», вторая половина 18 века. Техника мокуме-ганэ предполагала выковывание брусков из нескольких пластин металла (разных по толщине и составу, до 30 в одном бруске), после чего их нарезали на пластины. Каждая пластина имела свой уникальный узор, похожий на срез древесины.
Отдельно стенд посвящен вееру
Изначально веер был мужским аксессуаром. Кроме прямого назначения - спасать от жары, веер служил для выполнения требований этикета (подать милостыню нищему или принять угощение за столом), а также мог быть оружием. Для этого крайние, а то и все пластины делались металлическими, заточенными. Таким веером можно было даже отрубить голову противнику. Легендам про то, как самурай, оставшись без оружия, одним веером вывел из строя целую толпу врагов, счету нет. Были и нескладные деревянные вееры на длинных рукоятках - они выполняли роль жезла у военачальников. Веер, представленный на выставке, принадлежал простому воину.
Кстати, про то, почему в Японии прекратились войны (и самураям стало нечего делать и не с кем воевать). Это произошло с началом «золотого периода» Эдо, который начал Токугава Иэяса. Он одержал победу в самой значительной гражданской войне, объединил Японию в единое феодальное государство со столицей в городе Эдо, и занялся устройством мирной жизни страны. Самураев приобщил к каллиграфии - чтобы с тоски сэппуку не делали. Представленные доспехи ему не принадлежали, это реплика 19 века. Маэдате в виде дракона - особый символ. Дракона в Японии побаивались и старались не изображать полностью лишний раз: частично прятали в воде, в клубах дыма или изображали только отдельные части тела. Целый дракон на шлеме означал, что его владелец не боится даже самого могущественного существа в мире. То есть вообще ничего. Самурай 80 левела. Он же позаботился о том, чтобы устный кодекс «буси-до» оформили в письменном виде.
Кираса доспеха представителя клана Токугава, 16 век. На передней пластине изображение доктора Соки верхом на льве. По легенде, это был придворный врач. Толковый, но очень уродливый, за это его и выгнали со службы. Соки так огорчился, что сделал сэппуку прямо на ступеньках дворца. Когда про это узнал император, он был впечатлен и приказал похоронить врача со всеми почестями, как члена императорской семьи. Дух доктора в знак благодарности за оказанную честь стал защитником правителей Японии от демонов и прочего зла. Предназначение дверцы сбоку неизвестно; скорее всего, она служила для доступа к вещам, которые хранили под кирасой. На задней пластине изображение карпа, выпрыгивающего из воды, символ достижения цели. По легенде, один карп очень хотел летать. Но рожденный ползать, а тем более плавать, знаете ли... Карп был настойчив. Он выпрыгивал из воды, и выпрыгивал, и выпрыгивал... пока не превратился в дракона и не улетел. Судя по тому, до каких размеров откармливаются карпы Кои, легенда основана на реальных событиях )
Коллекция оружия небольшая, представлены основные виды: катана, вакидзаси, танто. Катана расписана по краю узором: он не просто так наносился, мастер его тщательно выписывал. Считалось, что по этому узору можно предсказать будущее клинка и судьбу его владельца. На клинке могли высекать не только имя мастера, но и битвы, в которых он участвовал, или совершенные подвиги (например, на одном мече было написано, что с его помощью срубили пять голов одним ударом). Оружие высоко ценилось. Так, если при осаде замка становилось понятно, что нападающие победят, хозяева их просили принять на хранение коллекцию оружия, чтобы оно не пострадало и не потерялось. Объявляли перемирие, выходили послы, передавали мечи, битва возобновлялась. Украшать ножны у самураев было не принято, как правило, росписи и шнуры указывают на то, что оружие принадлежало женщине. Японки тоже изучали боевые искусства, на свадьбу жених дарил невесте меч. Но их место было не на поле боя, а дома: защитить дом и детей. Или убить детей и себя, чтобы избежать позора. Если для мужчины благородным уходом из жизни считалось сэппуку, женщине позволялось просто перерезать себе горло. Считалось, что у нее нет души, которая, по японским поверьям, находится в животе.
Самый известный японский обряд - сэппуку. «Харакири» - это уже европейская фича, пишется теми же иероглифами в другом порядке, но носит несколько пренебрежительный характер. Хотя японцы давно и спокойно пользуются ним в разговорной речи. К сэппукку у японцев обстоятельный подход. Оно может быть как добровольным, во имя сохранения чести (например, чтобы не сдаться в плен или доказать верность своему господину) так и по приговору. В отличии от смертной казни,смерть через сэппуку даже по приговору не считается позорной. Перед совершением обряда самурай должен вымыться, сделать особую прическу, надеть специальную одежду. Может присутствовать секундант-кайсяку, обычно это друг или родственник, если ритуал проводится добровольно. Его работа - слегка облегчить участь самоубийцы, отрубив тому голову. Ведь агония может длиться до 12 часов. Хотя это довольно незавидная должность: сделаешь все правильно - никто не похвалит, сделаешь что-то не так - опозоришь весь род. А требовалась ювелирная точность: голова должна была повиснуть на тонкой полоске кожи, не отделиться полностью от тела.
Использовались специальные короткие ножи, но за неимением оных сгодится и вакидзаси, и танто, и даже катана. Если уж совсем экстремальная ситуация. К слову, в этой самой экстремальной ситуации допускалось перерезать брюшную артерию, чтобы наступила мгновенная смерть. По классике надрезы гарантировано убивали - но не сразу. Цель сэппуку - продемонстрировать силу духа. Ранения брюшной полости считаются самыми болезненными, а самурай вспарывает брюхо, и при этом ни один мускул на лице не должен дрогнуть. Перед этим самурай занимается медитацией. Молитвы чередуются с длинными паузами. В этом есть практический смысл: если сэппуку совершается по приговору, господин или император может передумать и остановить действие в одну из таких пауз. В случае, если самурая обвиняли в нечестном поступке или предательстве, он еще мог и прополоскать внутренности в специально поданом тазике. У японцев живот считался вместилищем души. «Грязный живот» - означало плохого, нечестного человека. Так что самураю надо было показать, что у него живот чистый. Еще в течении обряда на самурая могло снизойти озарение и он писал стихи. Именно эти предсмертные сочинения вошли в золотой фонд мировой поэзии.
На слайдах элементы экспозиции: кимоно самурая для обряда сэппуку; кимоно секунданта; ножны от коротких мечей; доспехи самурая.
Легенда о сорока семи ронинах.
История начинается с того, что некоего Асано Наганори назначили для приема двух императорских послов. Он должен был получить от придворного чиновника Кира Есинака информацию о правилах проведения церемонии. Кира был взяточником, и потребовал подарки. Подарки он то ли не получил, то ли получил - но решил, что «маловато будет», но указания дал он совсем не те. Прием прошел ужасно, Асано выставил себя полным дураком и невеждой. Когда Кира начал над ним открыто насмехаться, юноша не выдержал и бросился на обидчика с мечом. Кира отделался легким испугом и парой царапин, а вот Асано приговорили к сэппуку: обнажать оружие во дворце было строго запрещено под каким бы то ни было предлогом. Его клан расформировали, самураи стали ронинами (вассалами без хозяина). Некоторые разбрелись в поисках нового пристанища, другие тоже покончили жизнь самоубийством, вслед за хозяином. Сорок семь ронинов решили отомстить обидчику, как требовал кодекс бусидо. Кира был осторожен, поэтому подготовка к мести длилась почти два года. Ронины разбрелись, и все это время собирали оружие, готовили план. Один из них женился на дочери строителя дворца Киры, чтобы получить план внутренних помещений. В назначенный день ронины проникли во дворец и убили Киру. Их приговорили к сэппуку, причем не за то, что убили обидчика хозяина - это было честным поступком, согласно кодексу, а за построенный заговор. Их похоронили возле могилы хозяина. Эта легенда считается великим свидетельством чести и преданности, ярким примером принципов, которые лежат в основе философии самураев.
Доспех клана Асано, 18 век.
Женские кимоно. Девичьи - с длинными рукавами. Они очень красиво развевались, а еще в прорези можно мельком увидеть.... представьте только, четвертый слой нижней одежды! Шнур, которым подвязывали пояс, завязывали декоративными узлами. Платье замужней женщины - с короткими рукавами, пояс подвязан простым узлом. Кстати, пояс (на фоне видно, свисают с потолка, длинные - метров по 5-6) был изюминкой костюма. Его украшали вышивкой, богатый пояс говорил о высоком статусе хозяйки. Иногда, правда, хитрили. Ведь видно только небольшую часть пояса - вот ее и драпировали дорогой тканью с вышивкой, остальная часть пояса была из простой ткани.
Свадебные кимоно. К слову, напротив стоит стойка, где всего за полтинник можно примерить эту хитрую японскую одежку.
Конец правления самураев - период Мэйдзи. В середине 19 века до Японии, которая закрывалась от внешней политики, таки добрались американцы, русские, голландцы и прочая нечисть. Требовали торговать, обмывать сделки и всячески культурно сношаться. Японию захлестнула волна антизападных протестов под слоганом «а вот при коммунизме императоре такого не было!». Сёгун сложил полномочия - он рассчитывал не то, что император Муцухито (Мэйдзи), не привыкший править, облажается, и тут снова наступит звёздный час самураев. Облажался сёгун: император оказался вполне талантливым политиком. Он понял, что прогресс неизбежен, и начал принимать иностранных дипломатов. Кстати, о приемах. Пока культурная Европа всячески развивалась, обмениваясь достижениями и традициями, Япония варилась в собственном соку, сотни лет не менялись традиции. И вот выходит император к дипломатам. Дипломаты - люди бывалые, виду, конечно не подали. Представьте себе: пузырящиеся штаны, которые волочатся по полу, лицо набелено, зубы начернены, брови сбриты - новые нарисованы где-то под линией волос, на голове какая-то непонятная конструкция на проволоке, губы накрашены алым и золотым... Шут гороховый по европейским меркам. Впрочем, император прочек фишку, и уже через четыре года ввел новую форму одежды, а его жена способствовала распространению моды на европейское женское платье.
Расшитая форма - богатого вельможи, в такой мог ходить и сам император. Форма попроще - чиновника нижнего ранга. Очень напоминают английские.
Форма морского офицера.
Импровизированное святилище Аматерасу. Надо положить мелкие деньги на салфетку (19 в.) или в посудину, дважды хлопнуть в ладоши и дваджы поклониться, чтобы духи, которые живут в бумажных гохэй, обратили внимание. После чего можно высказать просьбу. Нас пытались убедить, что оно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО работает, но я не проверяла.
С прошлой выставки - образцы японского лакокрасочного искусства.
Вся информация взята со слов экскурсовода и информационных табличек. Поэтому если у кого есть альтернативные версии - подкидывайте, будем разбираться )
Кроспост. Оригинал записи:
тут