Велотуризм, еще пара строк

May 16, 2012 09:52

Приехал вот с прокатушек по Керченскому полуострову. Про саму поездку расскажу попозже, когда фотографии появятся, но вот одна встреча натолкнула на мысль что про велотуризм написано очень мало, потому решил черкнуть пару строк своих наблюдений. А то в Керчи встретили велоэнтузиаста который реально стоял и с блокнотом записывал что у нас висит и что одето, потому что информации о велотуризме очень мало.

Итак, что же надо в дорогу. Сразу оговорюсь что пишу про тот туризм который подразумевает ночевки в поле и перемещения по поганым дорогам/бездорожью. Просто знаю людей которые лЁтают на легеньких шоссерах от отеля к отелю по трассе - это другое.

1. Собственно велосипед.
Вообще, рамы нормальных велов рассчитаны на нагрузку 110-120 кг, потому особо бояться за нагрузку не стоит, разве что вы не здоровый лось, как Ваш покорный слуга. В идеале конечно лучше взять какой-то крос-кантрийный или горный вел, в который заложены некоторые допуски на "убой" но если ездить аккуратно то ничего не случится и с обычным городским велосипедом. Главное не берите всякие ашанбайки - мало того что тяжелые, так и могут подарить множество чудных мгновений посреди поля наедине с лопнувшей рамой.
Критерии выбора тут такие:
1.1. Обвес.
Вариантов несколько.
Первый: навешать крутой снаряги уровня Shimano SLX/Sram x9 и выше. В плюсах - собственно несколько большая выносливость самих компонентов, меньший вес, продуманнее эргономика и т.д. С чем придется столкнуться в этом варианте? Придется столкнуться с тем что в случае поломки купить запчасть такого уровня в небольших городах просто невозможно. Принципиально. Даже цепь на более чем 8 скоростей уже дефицит. Потому, если уже готовиться серьезно - то придется тащить с собой солидный кусок трансмиссии "про запас", что съедает вес и объем, как понимаете.
Второй: Обвес уровня shimano alivio или около того. Дешево, сердито, запчасти довольно просто купить в любом веломагазине, то есть тащить за собой ничего не надо особо. НО, если едете в отрыв от человечества надолго - то взять про запас все равно придется.
Shimano vs SRAM. Выбор тяжелый. У нас распространеннее Shimano - его базовые модели можно купить на любой велоточке. Про SRAM многие и слыхом не слыхивали. Например когда я (у меня SRAM) ловко сломал заднюю перекидку в первый же день пути то найти замену просто оказалось невозможно, даже в веломагазинах Киева что были под рукой. Заклеили клеем, замотали скотчем, и в таком виде проработала как часы все 400 км пути. Так что как бы мне не было противно возвращаться обратно на shimano но приходится задумываться и над таким вариантом. С другой стороны, повторю: продвинутых моделей ни Shimano ни SRAM все равно нигде нет.

2. Багажник
Это просто песня. Производители гарантируют какие-то величины веса, но откуда они их берут - совершенно непонятно. У одного был Standwell CD-47 -к концу похода прогнулся почти до колеса. Внемлите:


У меня был самодельный сварной - на одном спуске напрочь срезал борт которым держался и пришлось до Керчи ехать на примотанном проволокой багажнике, а там высверливать из рамы болт. Болт в раме:


Дешевые китайские просто рассыпаются и постоянно требуют подкручивания - у третьего члена коллектива в итоге убилась резьба на раме, придется переклепывать.
Это все вовсе не значит что необходимо выкладывать половину стоимости велосипеда за багажник, но лишь говорит о том что ездить надо аккуратно )) Если без фанатизма лётать то вполне можно всех этих неприятностей избежать, но ползти с горки вниз на зажатых тормозах все же бывает дико скучно )) Даже с баулом. Потому на багажнике не жмотитесь, и по-возможности покупайте его с как можно меньшим количеством болтов и креплений. В идеале - тупо сварной.

3. Велобаул.
Ну, эту часть вроде бы уже постарались заполнить. Вот тут

4. Колеса
4.1. Покрышки
Вообще в походе лучше всего себя зарекомендовали слики и полуслики - они хорошо катят по всем видам твердых поверхностей не тормозя наличием большого количества шипов. В целом велотуризм подразумевает движение по тропинкам и дорогам разной степени цивилизованности, потому готовиться к непролазным хащам выезжая на широченных говнодавах - явно лишнее. Вот что не лишнее - что бы резина имела антипрокол, а в идеале - и антипорез боковой части покрышки. У нас за 10 дней было 3 прокола, при чем 2 из них - в Керчи, посреди города, где растет какое-то дерево разбрасывающее колючки.
Многие так же рекомендуют брать для туризма покрышки вперед и назад. Назад ставится более "лысая", вперед - более "зубастая". Передняя - для вхождения в препятствия, задняя - для наката.
4.2. Камеры
Позаботьтесь о том что бы у вас с собой были подходящие камеры. В небольших веломагазинах как правило можно найти камеры на узкие колеса 28" и на средние 26". Если у вас 29" или какая-то нестандартная ширина - у меня для вас плохие новости.
Одними заплатками обойтись вряд ли получится - это просто потеря времени. Пробили колесо? Стали, сменили камеру на целую, пробитую засунули в баул, вечером у костра заклеили.

5. Чо брать
Ну, тут можете просто пользовать наработки пеших туристов - принцип тот же, просто к "людской" аптечке плюсуется велоаптечка. Про нее кое-где можно почитать. Например тут и тут. Рекомендации такие же как для пешего туризма - ничего не забывать, ничего не тащить "дублем" если это надо всей группе, и быть готовым что все равно ко всему готовым быть нельзя ))
Демонстрирую:


На этом живописном полотне разворачивается батальная сцена по выравниванию скрученного почти в узел обода об дерево.

6. Поломки которые были у нас в пути и проводимое ТО
6.1. Поломки у группы
3 раза - проколотое колесо. Один раз - "змеиный укус" когда после песка боец вылетел на твердый грунт на сильно приспущенных колесах. Два раза - шипы. Мораль: резина с антипроколом зело лепо: я на своей эти шипы просто давил не замечая.
1 раз - погнутый обод. Причина: человеческий фактор - боец не справился с управлением на крутом спуске. Последствия: обод лопнул, кое-как восстановили, доковыляли до города, там заменили.
1 раз - срезало болт багажником (фото выше). Причина - человеческий фактор. Люблю с ветерком "свалиться" с горки, и скорее всего плохо подтянул болт (на трясучке все имеет тенденцию расшатываться и раскручиваться). Примотали проволокой, доковыляли до города, высверлили с одной стороны, срезали с другой, выровняли, покатили. В Киев приехал снова с переломом - уже банальная усталость металла, просто нахрен кусок багажника отвалился.
1 раз - сломана задняя перекидка. Человеческий фактор. Заклеили, замотали скотчем - все еще ездит.
6.2. ТО
Мойка и смазка цепей - по мере необходимости. Выходило раз в 100-150 км, хотя ожидали что надо будет чаще из-за пыли.
Подстройка переключателей и тормозов (трясучка, епт) - по необходимости.
Подтягивание\проверка всех крепежей - каждое утро, опять же - вибрации на плохих дорогах.

7. Итог
10 дней проехано по самым разнообразным дорогам (хотя чаще всего дорогами это назвать было трудно) - у всех велосипеды вполне себе базового уровня, обвес тоже более чем средний (ну кроме фаната -
nikee1212 ))), поломки, как видите в 99% обусловлены сугубо человеческим фактором, т.е. даже недорогие комплектующие обеспечивают достаточный для туризма уровень надежности, и сидеть думая "неее, на этом я не поеду, вот продам почку, поставлю себе за 100500 денег топовый обвес и тогда смогу ехать) не стоит точно, нужно брать и ехать. Как говорится: "обходя разложенные грабли мы лишаемся ценного жизненного опыта" а обойти их можно только сидя на диване.
Так что нечего попу отжирать - в путь!

Кроспост. Оригинал записи: тут

умняк, чимчикуем

Previous post Next post
Up