Об этом фильме одновременно сложно и легко писать.
Легко, если описывать сюжет. Обычный для войны. Смерть, изнасилование, смерть, убийство ребенка, солдата.
Сложно, если пытаться описать мои чувства, при просмотре, после него, когда приходит осознание Это фильм из тех, которые запоминаются навсегда и оставляют следы. Те, кто читал Ремарка, например, "На западном фронте без перемен", смогут провести параллели между описанным в книге и фильме.
И там, и там красной нитью проходит мысль: война оставляет шрамы в душах всех, и тех, кто проиграл, и тех, кто выиграл. А точнее - победитель в войне проигрывает также.
Фильм на самом деле подделка. Да-да, фильм-подделка. Подделка под документальное кино, под реальность первого порядка. В нем так тесно переплетаются реальные события и вымышленные, что бесполезно пытаться понять, что является частью реального мира, а что придуманного. Но в одном картина беспощадно не оставляет нам право на сомнения. В любой войне показанное нам в фильме может быть и часто является реальным. И это ужасает.
Как говорит один из bad guys в фильме,"Когда тебя мучают угрызения совести, ты слаб. Если ты слаб, тебя убьют".
Я не хочу бездумно делить мир на черное и белое. Я не оголтелый сторонник пацифизма и ненасилия.
Но когда в конце идут кадры, настоящие фотографии того, что было в Ираке... Мысль, которая пульсирует где-то в сердце - детей, детей за что? Что они сделали? Чем они виноваты? И нет, я не фанат детей. Просто они - крайнее, полярное выражение всей абсурдности мысли, идеи войны.
Как можно на смерти построить счастье?
Ps. "Ужас в том, что политическую цензуру в России успешно подменяет всеобщая индифферентность, отношение к кинематографу как к инструменту развлечения да еще и высокомерное поплевывание на «политкорректность Запада».
<...> Нынче наш кинематограф старается избегать чеченской темы - разве что затронет по касательной, как метафору, в «Живом» или «Александре», а потом непременно оправдается: «Это кино не о войне и не о политике…» Собственно, почему? Снимать о войне и политике - постыдно? Или неинтересно? Не давая ответа, продюсеры предпочитают старую афганскую войну: ведь она покрылась ностальгической патиной, уравнявшей советское пропагандистское кино со снятым в аналогичных целях антисоветским «Рэмбо-3». Отработав в «9 роте» безобидное романтическое «вчера», мы устремляемся в завтрашний день: тот же Федор Бондарчук готовит экранизацию Стругацких «Обитаемый остров», самый дорогой проект в новейшей истории русского кино. Ясное дело, между живописным вчерашним днем и увлекательным будущим настоящему места нет." -
newtimes.ru "Сам факт изнасилования и убийства вполне реален и для чеченской кампании. Можно представить себе и рейды в сопровождении корреспондентов, которых на определенном этапе отправляют вон, и блокпосты, и покорно поднятые руки местных жителей во время личного досмотра, и мины, подложенные подростками... Вот только фильма, подобного тому, что снял Брайан Де Пальма, не только вышедшим в прокат, но и просто снятым я в нашей стране представить себе не могу. Поэтому подожду его критиковать." -
vremya.ru Pps. статистика из фильма: на контрольных пунктах в Ираке было убито 2 000 местных жителей за 2 года. Из них виновными признаны 60. Ни один американский солдат не пострадал.