Агора

May 19, 2010 16:41



Я давно заметил, что хвалить какой-либо фильм в рецензиях - дело рисковое. Во-первых, как известно, всегда найдется к чему придраться, а во-вторых, если речь касается идейно сильного фильма, всегда найдутся те, кому эта идея покажется чуждой или неприемлемой. Тем паче, если дело касается политики или религии. Одним словом, ругать - не хвалить. И все же...

Несколько месяцев назад мне довелось побывать на премьере фильма «Агора» испанского режиссера Александро Аменабара. Фильм произвел мощное впечатление - иных слов не подобрать. Картина вызвала недовольство христиан по всему миру, а в нескольких странах она была и вовсе запрещена (к примеру, в католической Италии). Забавно то, что фильм не содержит запрещенных элементов а-ля чрезмерное насилие или нецензурные выражения. Напротив, все укладывается в демократичные рамки даже самой консервативной цензуры. И тем не менее, фильм вызвал бурю негодования. Почему? Давайте по порядку...

Фильм рассказывает о противостоянии язычников и христиан в Египте 5-го века во времена господства Римской Империи. Рим еще остается могущественной империей, в то время как изнутри его уже вовсю подтачивает религиозная нетерпимость. В основу картины заложено, согласно излюбленному кинематографическому обычаю, две параллельные сюжетные линии: судьба Александрии и судьба женщины-ученого Гипатии Алесандрийской. Доподлинно известно, что Гипатия - историческая личность. Она была известным математиком, физиком и астрономом, обучавшим юношей из аристократических семей. За ее мудрым советом обращались самые знатные мудрецы, а на ее лекции стекались тысячи слушателей со всего света. Ее любили многие мужчины так же, как она любила науку.

О судьбе Александрии мы знаем еще больше. Этот город по праву считается центром античной мудрости, великих научных открытий в области астрономии, геометрии, физики, математики. В 391 году, во время крупного конфликта между язычниками и христианами, Александрийская библиотека - крупнейшая из библиотек античной эпохи, была варварски разграблена и сожжена толпами фанатиков-христиан. Разумеется, первостепенной целью окрепшего христианства была не столько сама библиотека, сколько языческие храмы. Но, во-первых, разве представляли эти книги ценность в глазах необразованного сброда римских христиан, представлявших в массе своей фанатиков и, выражаясь современным языком, гопников? А, во-вторых, люди, стоящие за погромами и грабежом, прекрасно представляли, что тысячи научных трудов, хранящихся в библиотеке, являются прямой угрозой неокрепшему рассудкому рядового христианина, должному содержаться, как известно, в страхе и рабском дремучем повиновении перед именем Господа.

Сейчас, конечно, тот факт, что Александрийская библиотека была разграблена именно христианами, принято замалчивать. Все больше в истории можно найти отсылок к тому, что окончательно (ключевое слово) остатки рукописей были утрачены в 6-7 веке при господстве арабов-мусульман. Так или иначе, слово из песни не выкинешь. Вылить ушат грязи, как скажут некоторые, а по сути - раскрыть подлинную историческую личину религии, занявшей доминирующее положение в современном мире, как то не принято по понятным причинам. Сегодня нас больше потчуют не историческими фильмами с трезвым взглядом на религиозную нетерпимость, фанатизм и кровавый след, протянувшийся за христианской церковью сквозь всю историю человечества, сколько идейно-перегруженными опусами - с характерным душком миссионерских наставлений и богословского трепета. Да и в современном нам обществе вторая категория фильмов получает большее одобрение, ибо они и понятны массам, и взывают к общепринятой - христианской, так сказать, морали. А что уж там на самом деле стояло в свое время за этой моралью и нравоучениями - дело второе.

Кстати, это второе как раз неплохо показано в фильме «Агора», где самые сливки христианских общин призывают любить ближнего своего, не гнушаясь при этом забить камнями женщину. Почему так? Режиссер дает на это вразумительный ответ: да потому что в христианских заповедях, ровно как и в рекламных лозунгах, есть один существенный изъян - истина кроется внизу, под сноской, под маленькой звездочкой. А сноска эта гласит, что «человеком» в понимании христианства считается не абы кто, а только тот, кто встал на путь Господа. Остальные - суть собаки инакомыслящие, место которых - на костре. Что, в общем то, последующая многолетняя история христианского мракобесия и подчеркивает.

Впрочем, простите меня за излишнюю лирику, ведь антихристианский гнет отнюдь не является целью Аменабара. Напротив, он с одинаковым презрением относится к любому проявлению нетерпимости. Что уж поделать, если исторически главная роль гонителя пришлась на долю христианства. После упадка античной эпохи, за историю которой было совершены тысячи важных научных открытий, человечество надолго погрязло в средневековой необразованности и суеверии под пристальным надзором церкви, а место науки надолго заняла теология с библейским объяснением устройства мира. Об упадке античных ценностей и свободомыслия и повествует фильм «Агора». Кстати, название фильма происходит от греческого слова, которым в античности обозначалась не только площадь в центре города, служившая для решения важных социально-политических вопросов, но и тем местом, с которого в равной степени мог высказаться каждый, будь то христианин, язычник или иудей.

Судьба Гипатии в какой то степени символизирует судьбу своей эпохи. Известно, что даже в античное время женщине отводилась вторая роль, но Гипатия, лично воспитавшая видных политиков той эпохи, осмеливалась критиковать действия христиан и вмешиваться в важные политические вопросы, рискуя при этом фактически всем. Женщина, вставшая на путь науки, была одинаково далека от любых религиозных взглядов. «Я верю в науку» - так говорит героиня фильма, в то время как ее ученики, занявшие видные места в политической верхушке, вынуждены принять христианство по принципу «кнута или пряника». В какой то момент действия Гипатии, занятой критикой геоцентрической модели Птолемея во время массовых беспорядков и царящего на улицах Александрии хаоса, могут показаться наивными, но чего не простишь художнику, намеренно подчеркивающему контраст эпохи.

Согласно дошедшим до нас источникам, Гипатия была убита бандой христианских головорезов-параболанов. Незадолго до смерти она совершила небывалое по тем временам открытие, точно охарактеризовав гелиоцентрическую систему, лишь спустя множество столетий представленную в научных трудах Иоганна Кеплера. Для христианской церкви с ее агрессивной идеологической пропагандой и ненавистью к любому проявлению инакомыслия, просвещенные люди того времени были, несомненно, чуждыми и опасными, и устранить их требовалось в кратчайшие сроки. С этим церковь справилось со всем свойственным ей цинизмом и мастерством палача - под крики одурманенной новым учением и жаждущей крови толпы.

К фильму «Агора» можно относиться по разному, но его художественная ценность необычайно высока. На фоне тошнотворной голливудской потребы вроде «Страстей Христовых» Гибсона или откровенно наставленческого пафоса «Острова» Лунгина, «Агора» - свободный от религиозных предрассудков и морали фильм, достоверно рисующий исторический срез эпохи. И этот фильм - отнюдь не плевок в сторону христианства, а лишь яркая демонстрация ужаса фанатизма, способного разрушать не только сознания масс, но и и обращать в прах целые империи. Лучшая, на мой взгляд, игра Рейчел Вайс, равно как и лучшая на сегодняшний день работа Александро Аменабара. Твердая пятерка за этот несомненный шедевр!

кино

Previous post
Up