Россия-88

May 24, 2009 17:14




Прорвать почти что в прямом смысле "железный" занавес, чтобы посмотреть эту картину, наконец то удалось. Выход фильма сопровождался скандалом, который просто не мог не привлечь зрительское внимание к ленте, премьеру которой запретили к в одном из крупных московских кинотеатров без объяснения причин. Впрочем, причины понять можно, и в самой картине они отчётливо прослеживаются. От проблемы неофашизма, которая в России сейчас представлена достаточно серьёзно, власти традиционно отмахиваются. Логично, что фильм про движение скинхедов во всей его "красоте" (в числе которых: отношения с милицией, общественным мнением и, собственно, властями) просто не мог не вызвать раздражения цензоров. Впрочем, фильм всё-таки удалось достать и посмотреть..

"Россия-88" - фильм о скинхедах, а точнее - о фашизме, нацизме и расовой ненависти. Все понятия в фильме смешиваются нарочито, так как сами бритоголовые объяснить разницу в терминологии вряд ли способны. Сюжет ленты рассказан глазами одного из нацистов - еврейского парня, которого собраться-нацисты насмешливо именуют Абрам. Главный герой фильма - бритоголовый парень по кличке "Штык", как, впрочем, и вся банда бритоголовых, не слишком силён в политических и философских аспектах нацизма, но ненависть ко приезжим и инородным - всё, что им движет. Он молод, полон сил, агрессивен и до фанатизма предан идее превосходства арийской расы. Стоит сказать, "истинные арийцы" в фильме (и главное - их ценности) показаны вполне жизненно: они маргинальны, социально дезориентированы, не обременены ни понятиями о чести и достоинстве, ни какими-либо иными нравственными ценностями, брезгливо относятся к любой работе (точнее - это понятие им вообще чуждо), зато свято верят в то, что её у них отнимают приезжие. Они активно бухают в подвале, насилуют своих подруг и находятся в перманентном поиске жертв для издевательств.

В фильме присутствуют очень интересные сцены взаимоотношений бритоголовых с правоохранительными органами и "серьёзными людьми сверху". Первые откровенно покрывают деятельность нациков, вторые приходят с деловыми предложениями "поработать" под покровительством соответствующих структур. Кроме того, в фильме есть интересный момент: во время визита одного из ментов в логово бритоголовых, один из скинов переворачивает стоящий на шкафу портрет Гитлера. На обратной стороне - портрет Путина. Действительно, разница невелика, а политический окрас в одночасье меняется. В общем, всё как в жизни.

В центр же драмы поставлен мотив о "Ромео и Джульетте", красиво вписанный в проблематику картины. Сестра Саши "Штыка" влюбляется в молодого кавказского парня, что в кульминации фильма приводит к кровавой развязке. Банально? Отнюдь. Как говорится, зачем чинить то, что не сломано?

Добротный фильм. Неоднозначный, но очень убедительный. Действительно, заявленная режиссёром Павлом Бардиным проблема ксенофобии (и возросший в последнее десятилетие на её почве неофашизм в России) имеет неоднозначную реакцию со стороны власти. И сама картина, и жаркая дискуссия вокруг неё лишний раз показали, что цензура чиновников или молчание в прессе не способны погасить действительной важности темы нацизма в современной России...

кино

Previous post Next post
Up