Children of Men

Jun 17, 2008 16:50




Да, на отнюдь не новые киноленты рецензии писать не принято. Однако, я позволю себе исключение, оставив свой след в некогда бурной полемике вокруг этого фильма.. По двум причинам: первая заключается в том, что я вряд ли смогу вспомнить более удививший меня фильм из вышедших за последние несколько лет, а вторая - разумеется, более весомая, в том, что долгое время, проведённое мною за скрупулёзным сбором любой информации об этой картине, просто не могло закончиться ничем.

О том, что нынешний кинематограф переживает невероятный кризис, говорить как то уже не модно, скучно и даже, пожалуй, пошло. В поисках свежих идей Голливуд - главная, как принято считать, "кузница" мировой киноиндустрии, уже перепробовал всё, что только можно. Идеи высосаны отовсюду - начиная от дешёвых комиксов про человекопауков, зелёных гоблинов, урабнистических вампиров, и заканчивая просто отсебятиной из головы. Самое, разумеется, "интересное" зрелище представляют апокалиптические киноленты о конце наших дней. Проблемы 21-го века просто не дают спать кинематографу: нездоровая экология, социальное неравенство, эпидемии СПИДа, ядерное оружие, зловеще "дремлющее" в шахтах империалистических стран, грядущая борьба мировых держав за природное сырьё - всё это, разумеется, благодатный материал для потрясающих сюжетов. Кинематограф всё чаще обыгрывает вопрос: "и правда.. а как же мы сдохнем"?





На этой стезе, разумеется, "впереди планеты всей" за последние годы оказалось британское кино. Достаточно вспомнить "28 дней спустя" Дэнни Бойла, его неплохой сиквел "28 недель спустя", снятый уже рукой Хуана Карлоса Фреснадильо, и относительно недавно вышедший и откровенно смердящий голивудчиной бред под названием "Судный день" (Doomsday). По сути, все 3 фильма интересны своим апокалиптичным видением нашего относительно недалёкого будущего. Социально-биологический катаклизм в виде эпидемии смертельного вируса, не только пожирает человечество физически, но ещё в большей степени - морально.. И даже "Судный день", который скатывается уже к середине на неимоверно бессмысленный бессюжетный треш, даёт зрителю красивый ответ на вопрос: "как быстро может человек перейти от плодов многовекового процесса к первобытному строю". В первых двух картинах, не столь изобилующих утомляющим мочиловым, этот вопрос раскрывается более изящно, ну а "Судный день"... ну, не обошлось тут без американцев.. А действительно, как мало нам надо, чтобы перейти от высоких моральных ценностей цивилизованного общества к полному хаосу, мародёрству, насилию и даже каннибализму?..





Однако фильм "Дитя человеческое" (Children of Men; более корректный перевод, на мой взгляд, должен был звучать примерно как "Дети человеческие") Альфонсо Куарона, вышедший на экраны в 2006 году, оказался совсем нетипичной антиутопией. Видение нашего будущего в картине крайне простое: мы умрём вовсе не от злобных инопланетян, высадившихся на Землю в целях полного геноцида населения, не от глобального потепления или других катаклизмов, и даже не от ядерной войны.. Гораздо более скучно и медленно мы вымрем от повседневных творений своих собственных рук: результаты генной инженерии, породившие столь замечательный продукт, как быстроприготовимые полуфабрикаты, квадратную картошку, разноцветные яблочки и растущих на глазах поросят, повлекут за собой мутацию нас самих уже в следующем поколении, результатом которой станут смертельные и совершенно неизвестные болезни, а эпидемия нового гриппа вызовет тотальное бесплодие человечества. Сразу стоить отметить, что главная сюжетная линия фильма основана на романе известной британской писательницы Филлис Дороти Джеймс, прекрасно обрисовавшей картину нашей скорой кончины. Однако, Куарон шагнул в кино несколько дальше, обрисовав попутно ещё и неплохой "бэкграунд" всей этой апокалиптической картины. Да, наше вымирание подкрадётся незаметно, и будет оно куда более зловеще медленным, чем нам хотелось бы.

Если в книге чётко прослеживается феминистический мотив: только женщина способна спасти человечество за счёт способности к воспроизведению потомства (в то время, когда мужчины заняты политикой, войнами и прочими учинениями хаоса), то фильм шагает немного дальше. А будет ли спасение вообще? Или надежда - всё, что останется у нас перед окончательным вымиранием? Именно за надеждой - мифическим проектом "Человечество" отправляются главные герои фильма: самый обычный человек (блестящая игра Клайва Оуэна), находящаяся в бегах роженица и её акушерка. Однку из ключевых ролей в фильме играет так же Джуллиана Мур. Её образ предводительницы повстанческой организации снова напоминает нам о ключевой идее Дороти Джеймс.. Мужчины слишком властолюбивы, аггресивны и недальновидны, чтобы вывести человечество из состояния неизбежно надвигаюшегося хаоса.

Крайне интересен мотив полной импонтентности деградирующих политиков, неспособных справиться с выходящей из под контроля ситуации. Улицы, переполненные войсками, загрождениями и бронетехникой уже ни у кого не вызывают ни малейшего ощущения стабильности. Город переполнен безработными мигрантами, доведёнными до отчаянности людьми, и всё это подогревается зловещим моланием властей. Неизбежное восстание народных масс с подачи влиятельной террористической организации, стремительно перерастает в настоящий хаос, мародёрство и братоубийство.

Что мне понравилось в карине больше всего - сказать трудно. Это и замечательные декорации (да, да, те самые лагеря с беженцами, замызганные и обвешанные листовками новостройки середины 21 века, бульён из самых разных национальностей, переполнивших умирающий Лондон), и неивероятно красивая операторская работа, которая заставляет зрителя оказаться в самой гуще событий, и конечно же, великолепная игра актёров. Да, фильм тяжёл, потому что очень жизнен. Это именно то будущее, которое для нас наиболее вероятно. Не даром ареной действия тут предстаёт именно старушка Англия - обитель демократии, благородства и лучших традиций этикета. Как всё это быстро исчезает в одночасье - прекрасно, без всяческих иллюзий показано в фильме.. Всё, что есть у человечества - это надежда и ностальгия. Ностальгия по забытому и потерянному прошлому, которое могло бы быть совсем иным.. Именно его олицетворяет персонаж, которого играет Майкл Кейн. Ушедший от цивилизации старик-хиппи, жаждущий только одного - забвения. Только он в фильме трезво видит всё происходящее вокруг и понимает неизбежность надвигающегося хаоса. И только надежда человечества, представленная в фильме в виде захудалого суднышка с символическим названием "Tomorrow" оказывается словно лучём света в конце долго и мрачного тоннеля.

Не смотря на то, что в съёмках картины активное участие принимали американцы, этой киноленте удалось всё-таки остаться по-европейски эстетической и чувственной. Если кто не видел ещё - настоятельно рекомендую! Это безоговорочный шедевр!

image Click to view

Next post
Up