Сейчас читаю книгу известного фотографа Светланы Пожарской «Фотомастер».
Книга очень интересная и полезная, как для начинающих фотографов, так и для тех, кто занимается фотографией уже давно. На мой взгляд, в книге рассматриваются самые основные вопросы, которые касаются фототворчества. Например, речь идет о композиционном видении и авторском стиле в фотографии, об особенностях создания фотообраза и даются практические советы по повышению своего уровня в фотографии.
Помню, когда я еще училась в институте на филологическом факультете, у нас был предмет «Анализ стихотворение» (точное название не вспомню уже). На занятиях мы изучали стихосложение, рифму, анализировали стихи и т.д. И многие, кто до этого пытался писать стихи, считая данное дело очень романтическим и высококультурным занятием, прекратили их писать. Наши преподаватели объясняли это так: когда узнаешь из чего состоит стихотворение, на какое огромное количество аспектов надо обратить внимание, чтобы написать, действительно, хороший стих, то сочинять больше не хочется. Понимаешь, что ты до этого не дорос и не сможешь достичь отличного результата,, чтобы твои произведения были шедеврами, а не пустым сочинительством.
Читая книгу «Фотомастер», я вспомнила об уроках по стихосложению и поняла, что фотография от литературы не далеко ушла. Фотографировать также сложно. Как писать стихи или романы. Чтобы снять, действительно, стоящее, нужно прилагать много усилий, постоянно фотообразовываться и тренироваться. Моя любовь к фототворчеству пересиливает страх, поэтому как бы трудно не было, но не буду забрасывать фотоаппарат:)
А сейчас хочу поделиться теми моментами из книги, которые мне особенно понравились:
« В фотографии, несмотря на то, что она оперирует чистой реальностью, важно это умение фотографа-художника представить действительность не как прямой слепок с натуры, а как зеркало, в котором можно увидеть лицо, а вернее душу ее создателя».
«Чтобы не просто делать прямые фотоотпечатки действительности, а создавать фотопроизведения, необходимо владеть не только знания техники и технологии съемки, но и иметь развитый художественный вкус, композиционное видение, творческую интуицию. Все это - «домашние заготовки» фотохудожника, а реализация авторского замысла осуществляется мгновенно. Порой, правда, улыбнется удача, но, как правило, все эти качества концентрируются и проявляются в одно единственное мгновение. В то мгновение, когда он оказывается в нужном месте и в нужное время. Это и есть цель и смысл работы фоторепортера и фотохудожника».
«Понять и почувствовать, как сделана та или иная работа большого мастера, можно через подражание. Стремясь повторить,ученик проходит в след за мастером все этапы создания произведения. В этом случае он входит в работу как бы изнутри. Это относится и к фотографии. Фотоподражание - это один из путей овладения не только техническим, формальным фотоязыком, но и содержательной стороной творчества.
Процесс подражания не так уж и плох, особенно в стадии становления творческой личности. Другое дело, если этот процесс так крепко «захватит» ученика, что он не в силах будет вырваться из его плена. Тогда эта «школа мастерства» станет для него тюрьмой. Он будет жить в чужом, пусть и в прекрасном доме, но никогда не обретет своей творческой обители. Чтобы этого не случилось, надо вовремя закрыть за собой двери чужого дома и пойти строить свой. Лишь тогда начнется новый и главный этап творчества - поиск своего фотографического языка, говоря на котором, вы будете отличаться от сотен фотографов».
Мне хочется цитировать всю книгу, слишком много там полезной информации. Мне блика позиция Светланы Пожарской по отношению к творчеству. А что думаете вы?