Nov 12, 2014 02:40
Хочу написать о том, что последние десять лет является важной частью моей жизни. Парные социальные, импровизационные танцы. Тол, что дарит мне эмоции, обогащает не только телесными впечатлениями, но и учит отношениям вне танцпола.
В эту категорию входят различные направления, старые, с историей и относительно современные:
Кубинские: румба, ча-ча-ча, сон - возникшие еще в 19 веке на базе африканского танца, привезенного на кубу рабами; сальса, возникшая в 1970 годах на базе этих танцев как новое музыкальное и танцевальное направление в настоящее время разделившееся на три основных части: сальса касино, сальса Нью-Йорк, сальса ЛА.
Аргентинские: танго, милонга возникшие в 1890 годах также на базе африканской культуры и появившийся в конце 20 века стиль танго нуэво.
Доминиканская бачата (с 1960).
Свинговые танцы, появившиеся в Америке на основе джазовой культуры буги-вуги и Блюз 1930-40 годы, линди хоп и Вест Кост Свинг появившиеся в 1950х.
Получившие развитие и популярность уже в 21 веке танцы кизомба (родина Ангола) и зук(Бразилия).
Хастл, возникший в 1970 годы на волне популярности диско музыки. С хастла началась популярность парных социальных танцев в России, в частности, в 80х годах его уже активно танцевали в МГУ. К настоящему моменту хастл в России разделился на две части: дискофокс(спортивный хастл) в котором осталось совсем немного социально-импровизационной составляющей отчего он стал близок к спортивным бальным танцам и собственно импро-хастл, танцуемый под очень разнообразную музыку и вбирающий в себя элементы и принципы взаимодействия из других танцев.
Что же их объединяет и отличает от спортивных бальных танцев?
В этих танцах нет схем и заученной последовательности движений(если речь не идет о постановочном номере), есть принципы взаимодействия, у каждого танца свои, которые позволяют танцевать импровизацию с разными партнерами. Определение "социальные" говорит о том, что эти танцы танцуются не для конкурсов, не на показ, а их главный мотив это социальное взаимодействие между людьми. Взаимодействие и общение внутри пары здесь важнее внешней картинки.
Я сама в различное время изучала и танцевала большей или меньше сальсу, румбу, аргентинское танго, милонгу, бачату, зук, кизомбу, хастл, а сейчас основное мое увлечение это вест кост свинг. О каждом из этих танцев хочется рассказать подробнее и в будущем я планирую подобные посты, но сейчас я хочу рассказать, почему меня так увлек этот мир социальных танцев.
В основе танца для меня, как для партнерши, лежит три вещи:
Сам стиль танца, его принцип взаимодействия (база, фигуры) разные у каждого танца.
Музыка. Есть танцы, которые танцуются под строго определенную музыку, с особой ритмической картиной, такие как салься, бачата, кизомба, зук и есть такие, которые можно исполнять под достточно широкий круг музыки как аутентичной, так и современной.
Партнер.
Сочетание этих параметров рождает каждый раз новую, уникальную историю.
Есть характер самого танца, есть эмоция музыки, есть личности партнеров, благодаря этому новый танец может быть маленькой жизнью, историей, рассказанной двоими, ярким сюжетом и образом. Особая прелесть в неуловимости чувства, которое рождается в танце. Это то, что проживается в данный момент, чувственный опыт, который нельзя зафиксировать - остаются только воспоминания. Даже если сделать видеозапись, она не передаст главного - чувств внутри пары.
Стиль танца несет некую парадигму отношений:
Кубинская румба - танец, уходящий корнями в глубь веков и религиозные африканские танцы объединяет архаичные обрядовые движения с бесхитростной, открытой темой секса.
Сальса - танец в котором много сексуальности и игры, кокетства.
Бачата это нега и чувственность.
Кизомба эмоционально близка к бачате, но более откровенна и изощена в украшениях.
Танго - обнаженный нерв. На самом деле, в нем нет тех страстей, которые можно увидеть в шоу номерах. Скорее это предельная чуткость, абсолютная ведомость партнерши, внутренний трагизм в контексте самого танца. Трепетное следование, когда в какой то момент даже дыхание зависит от того, даст ли импульс на вдох партнер.
Вест Кост Свинг - диалог, в котором нет выраженной сексуальной темы - скорее беседа ведущего и ведомой, диалог внимательный, чуткий к действиям партнеров.
Импровизационный хастл по смыслу ближе всего к теме беседы, но может принимать любые формы.
Но и внутри танца, несмотря на его стилевой контекст эмоция может отличаться в зависимости от характера каждой конкретной песни и конечно, от личностей партнеров и того, что мы вкладываем в танец в данный момент. Каждый танец может танцеваться эгоистично, для себя или для зрителей, а можно танцевать погрузившись в музыку и партнера.
Для меня сейчас очень важно именно глубокое взаимодействие, в котором учишься отодвигать на задний план свое я и приходишь к пониманию, восприятию другого человека. Начинается все с физического понимания, настройки своего тела на чуткость, на следование. На то, чтобы вместо того, чтобы гнуть свою линию и переть напролом учишься доверяться, слушать, понимать партнера - в какой то момент осознаешь, что этот навык переходит и в жизнь, открывается умение чувствовать собеседника, внимательно воспринимать его слова и потребности. Порой взаимодействие бывает столь тонким, что кажется, что движение рождается единым организмом, независимо от дистанции танцевания, кажется что чувствуешь партнера в танце целиком: от тела до его эмоции, эта редкая возможность прикоснуться душой к партнеру, к музыке, рождает эйфорию, чувство, похожее на влюбленность, которое длится одну мелодию, но обогащает душу.
Важно, с каким багажом чувств и эмоций ты приходишь в танец. Невозможно наполнить танец жизнью, если нет чувственного опыта, нет возможности откликнуться душой на музыку и ту историю, которую предлагает партнер и танец. Поэтому настоящий танец-влюбленность, танец-потрясение это редкое счастье. В последнее время я увствую, что изучение искусства не связанного с танцем дает мне в танце глубину, большую чуткость, восприимчивость и эмоциональность. В то же время, танцевальный опыт позволяет откликаться телом, чувствовать жест в линии, отводить на задний план свое эго и следовать произведению искусства, доверять ему свою душу, как я доверяюсь партнеру. Позволять колориту, мазку, линии, форме вести мои чувства, чутко и трепетно откликаться на воздействие, проживать эмоцию, не сопротивляясь, не пытаясь взять процесс в свои руки.
То, что я здесь описываю, для меня пока что не легкий и не постоянный режим взаимодействия в танце и восприятии искусства. Я срываюсь, порой (на самом деле нередко) эго затмевает чуткость. Выход в режим отклика, восприятия дается не всегда легко, часто это труд и усилия с моей стороны направленные в первую очередь на то, чтобы увести на задний план свое эго. Но я уже почувствовала, какое счастье может подарить открытие своей душии окружающему миру, хоть вместе с этим душа и становится более уязвимой.
P.S. Вот, что значит вдохновение;) По дороге с занятия в студии Любови Михайловны Поповой у меня возникли мысли о танцах, которыми мне захотелось поделиться и я села на 15 минут сделать набросок поста - просто чтобы не забыть. Очнулась через три часа, в половину третьего ночи уже дописывая пост. Может быть он немного сумбурен, но я писала о том, что меня волнует, слова шли от души. Впервые я почувствовала себя в состоянии потока, вдохновения, при написании поста. Раньше такое случалось только с живописью. Новый, невероятно приятный опыт!
Дополнено утром: Забыла написать важнейшую вещь, основу, которая кажется мне очевидным продолжением понятия танец, но без которой рассказ о танцах неполон, невозможно объяснить, почему для меня танцы - такая глубокая страсть.В каждом стиле танца помимо парадигмы отношений свое состояние тела: свое распределение веса, состояние расслабленности/напряженности, свободы отдельных частей тела, своя биомеханика. Не может быть одинакового дыхания в танго и кубинской румбе. Состояние тела определяет музыка и из него рождается образ, который реализуется в танце. Это то, о чем мне очень хочется написать в ближайшее время. Я поняла, что хочу "заразить" своей страстью Вас, дорогой читатель :)