Трудности перевоза

Nov 09, 2014 11:18


Как США пытались отказаться от российских ракетных двигателей.



Ракета-носитель Antares на пусковой площадке
Фото: Orbital Sciences Corporation

Вечером 28 октября 2014 года (в Москве уже наступило 29 октября) на космодроме острова Уоллопс в Вирджинии после старта взорвалась частная ракета-носитель Antares. Направлявшийся на МКС беспилотный грузовой корабль Cygnus с продовольствием и научным оборудованием был потерян. Конструктивные элементы ракеты создавались при участии трех стран: США, России и Украины. Общественность тут же принялась искать виновника катастрофы.


Рабочая версия причин взрыва

Для расследования причин аварии в США создана специальная комиссия. 4 ноября 2014 года на встрече глав космических ведомств России и США, возможно, огласят предварительные итоги. Некоторыми экспертами выдвигалась версия о неполадках в ракетном двигателе AJ-26, который является модифицикацией советского НК-33, разработанного Самарским научно-техническим комплексом имени Николая Кузнецова, в 2011 году вошедшем в состав ОАО «Кузнецов».

Эти двигатели предназначались для советской лунной программы. К концу 1960-х годов предприятием, называвшимся тогда Куйбышевский моторный завод, было произведено несколько десятков двигателей НК-33. Они так и остались невостребованными, и их отправили на склад. Лишь более чем через 30 лет им нашлось применение в ракетах-носителях семейства «Союз-2», в двухступенчатой ракете Kistler K-1 компании Rocketplane Kistler и в Antares («Антарес»).

Версия о причастности российской стороны к взрыву в Вирджинии сомнительна. Двигатели НК-33 в России и США подвергались предэксплуатационным проверкам, в ходе которых каких-либо нарушений не было выявлено. С другой стороны, не исключается, что неполадки могли возникнуть из-за некорректности модификации до версии AJ-26, осуществлявшейся американской компанией Aerojet Rocketdyne.

«В силу определенной специфики говорить о конструктивных особенностях самой ракеты-носителя и взаимодействии всех ее систем во время запуска на стартовом столе и в условиях полета не представляется возможным, поскольку это поле деятельности американских специалистов. Однако во время вчерашнего старта двигатели первой ступени AJ-26 (модификация НК-33) работали в штатном режиме», - сообщила пресс-служба самарского предприятия ОАО «Кузнецов» в интервью «Интерфаксу».



Пусковая площадка космодрома после взрыва
Фото: NASA/ Terry Zaperach

Украинский фактор

В создании Antares принимало участие днепропетровское предприятие «Южмаш», которое под контролем конструкторского бюро «Южное» и ряда других украинских предприятий производило основную конструкцию ракеты - систему подачи топлива и связанное с ней оборудование. Интересно припомнить высказывания американской стороны, прозвучавшие почти за месяц до аварии Antares. Так, Бернард Кейси (Bernard Casey), президент Американской торговой палаты на Украине, сообщил о готовности американского бизнеса помочь Украине развивать аэрокосмическую отрасль.

«Мы будем содействовать развитию конкурентной способности Украины и продвижению ее аэрокосмической отрасли в мире, в том числе созданию аэрокосмической долины в Днепропетровской области», - заявил Кейси в ходе международного аэрокосмического форума «Космическая отрасль Украины: существенное значение для экономической модернизации», прошедшем в Киеве 25 сентября 2014 года.

Было предложено организовать аэрокосмические центры в Киеве, Харькове и Днепропетровске. «Необходимо поднять украинские технологии до мирового уровня, создать десятки тысяч новых рабочих мест, а также условия, чтобы Украина к 2020 году стала членом G20. Мы хотим структурировать и увеличить инвестиции в украинскую аэрокосмическую отрасль», - добавил Кейси.

image Click to view



youtu.be/HQQoKTuVScM

Президент Палаты добавил, что от кризиса на Украине страдает ее аэрокосмическая промышленность. Кейси предложил налаживать контакты. «Президент Украины Порошенко нуждается в нашей помощи, и мы готовы ему помочь», - заключил американец.

Что дальше?

Частная американская компания - головной разработчик ракеты Antares и космического грузовика Cygnus - рассматривала возможность замены модифицированных двигателей НК-33 (AJ-26 в американской версии) самарского ОАО «Кузнецов» еще с середины 2013 года. В своем интервью после катастрофы с Antares президент Orbital Sciences Corporation Дэвид Томпсон (David Thompson) отметил, что у его фирмы уже имеются новые поставщики.



Ракета-носитель Antares с грузовиком Cygnus
Фото: Orbital Sciences Corporation

Как сообщили «Известия» со ссылкой на источник в Роскосмосе, Научно-производственное объединение (НПО) «Энергомаш» выиграло тендер на поставку новых двигателей для американских ракет-носителей Antares, которые придут на смену AJ-26. Эти двигатели представляют собой упрощенную версию агрегатов, используемых в ракетах семейства «Ангара».

«Победу в тендере одержал двигатель РД-193 химкинского НПО "Энергомаш". Нам это стало известно давно. Сейчас стороны согласовывают формат объявления результатов конкурса, тут есть тонкий политический момент. Также люди, принимающие решения в Orbital, ведут консультации относительно гарантий поставок этих двигателей в нынешних условиях», - рассказал изданию собеседник в космическом ведомстве.

Двигатель РД-193 - упрощенная версия РД-191, устанавливаемых на российских ракетах «Ангара». По сравнению с РД-191 у него меньше размеры, масса и мощность. Выбор нового двигателя особенно актуален в связи с аварией ракет-носителей Antares.



Ракетный двигатель РД-191
Фото: НПО «Энергомаш»

Предприятие НПО «Энергомаш» - крупнейший в России производитель жидкостных ракетных двигателей. Кроме того, с конца 1990-х годов «Энергомаш» поставляет двигатели РД-180 для американской ракеты-носителя Atlas V («Атлас-5») производства ULA (United Launch Alliance) - совместной компании Lockheed Martin и Boeing. Эти двигатели в другой модификации использовались в советской программе «Энергия - Буран». Санкции США и Европы, введенные в отношении России, не меняют статус контрактов ULA с НПО «Энергомаш»: российская и американская стороны не отказываются от своих обязательств.

ОАО «Кузнецов» - производитель советского НК-33 - также участвовал в тендере, однако уступил, несмотря на три предыдущих успешных запуска ракет Antares. В конкурсе принимали участие и иностранные компании, в частности ATK Aerospace, однако им также не удалось выиграть. Orbital Sciences Corporation пока официально не объявила итоги тендера, в связи с чем НПО «Энергомаш» отказалось от комментариев.

Андрей Борисов, lenta.ru, 30.10.2014

Американская ракета взорвалась, Москва ликует

Авария, случившаяся во вторник на американской космической базе, подчеркивает зависимость МКС от российских транспортных кораблей, пишет корреспондент Liberation.

В период охлаждения отношений между Западом и Востоком заявление российского космического агентства можно считать насмешкой. После того как американская ракета-носитель, на борту которой находился груз для МКС, взорвалась на старте, российская сторона предложила свои услуги - если, конечно, NASA об этом попросит.

"Ракета Antares американской корпорации Orbital Sciences транспортировала непилотируемый грузовой корабль Cygnus, который должен был доставить 2,2 т груза, включая продукты питания, научное оборудование и 30 микроспутников. Общая стоимость груза оценивалась в 157 млн евро. NASA успокаивает, что эта авария никак не повлияет на жизнеспособность станции", - пишет автор статьи.

"МКС стала практически единственной сферой, на которой не отразился провал "перезагрузки" американо-российских отношений, провозглашенной Обамой. В апреле, в период кризиса вокруг Крыма, NASA приостановило все контакты с Россией (поездки, визиты, переписка и т.д.) за исключением сотрудничества по линии МКС. Это стало следствием отсутствия у США ракетоносителей, что делает Америку зависимой от российских транспортников, - говорится в статье. - Ракета Antares и грузовой корабль Cygnus должны были избавить NASA от этой зависимости, тем более что Россия угрожает в ответ на западные санкции по Украине покинуть МКС к 2020 году".

Libération, 30.10.2014

Оригинал взят у universal_inf в Трудности перевоза

Также рекомендую:

О патриотизме и реализме
Проект космолета Скайлон прошел экономическую проверку
Мемориальный музей космонавтики
Голос Вселенной
Пик-пик-пик-пик...
Орбитальная электростанция

космос, аварии

Previous post Next post
Up