"Я дожила до тебя" - акустика Дианы Арбениной в "Свердловске" 09.12.2011.

Dec 11, 2011 23:34





Билеты на этот концерт стали продаваться и покупались настолько заранее, что казалось, он никогда не наступит. В промежутке даже случился краткий, но запоминающийся, сет "Ночных Снайперов" на Площади 1905 года по абсолютно невнятному поводу, но важен ведь не повод, а сам факт - Диана пела для нас, да еще и перед самым моим днем рождения, случаются иногда в нашей жизни незапланированные чудеса...

И вот наконец - акустика. Билет на этот раз приобретался не совсем традиционным способом, поэтому где-то на периферии сознания бродили тени опасений по поводу возможности двойных мест и неизбежных склок по этому поводу (особенно когда узнала, что концерт-то, небывалое дело -  аншлаговый, ни единого билетика в кассах не осталось - нет, не зря я летом подсуетилась, послушав свой внутренний голос, а не разум, который цедил «да куда торопиться, успеешь, еще столько времени впереди!»). Так что в зал поспешила с первым звонком, и за 15 минут до начала успела вполне обжиться в несколько непривычном для меня пятом ряду. Решила на этот раз изменить ставшим уже постоянными «местам для фанатов» и, похоже, не особенно прогадала. По крайней мере, обзор отсюда оказался даже лучше, чем из первого ряда: нет ощущения, что сидишь прямо на сцене, зато эту самую сцену видно целиком, а не только кусочек перед собой. Да и на Диану я теперь смотрела не снизу вверх, а как бы глаза в глаза, что больше соответствует моему нынешнему внутреннему состоянию: уже не самозабвенная фанатка, а вдумчивая поклонница, вот как я себя теперь позиционирую. И в этой позиции буду тверда и непоколебима, пока не надоест )))))))))).

Диана вышла вскоре после третьего звонка, когда зал действительно наполнился людьми - ни одного свободного места, всегда бы так! Уселась за рояль и... Вот убейте меня, я не помню, что она заиграла. Ах да, та песня, смысл, точнее, сюжет, которой я до сих пор  понимаю не до конца, да и с названием путаюсь: "Кто ты», "Что они сделали с тобой" ?... Вспомнила, она называется "Подождем" (после первого исполнения фанаты отчего-то решили, что "Под дождем", и так она и гуляла по просторам Интернета, пока  народ не разобрался, что дождь вроде бы здесь не особо причем, и не внес исправления в плей-листы и подписи к видео). Ну объяснит мне наконец кто-нибудь, откуда там в конце берутся парад и лимузины, и что они, черт побери, символизируют???

Потом была "Редкая птица", уже гитарная, а на "Бензоле" меня пробило на слезы, потому что там было про маму (оказывается!)... На "Он не дожил до ста", которая прозвучала позже, я уже и не пыталась сдерживаться - искусство, наверно, для того и предназначено, чтобы выпускать на волю какие-то эмоции, которые человек обычно сдерживает. (Разумеется, не только для этого, но и для этого тоже). А в качестве собственной косметики я была уверена.

С первых песен стало как-то сразу понятно, что к нашему концерту Диана готовилась (что бы там ни говорилось про другие акустики вроде столичных Б2 и Театра эстрады, не была - не знаю, но у нас было именно так). И прошел наш концерт на одном дыхании, без заминок и натянутостей, но при этом не без импровизаций - идеальное сочетание, как мне кажется. И еще - по мере своего раскручивания, концерт все более и более, как мне кажется, обретал черты квартирника. В первую очередь  продолжительностью и содержанием "лирических отступлений" Дианы, которые от песни к песне становились все пространнее и свободнее - уже не обязательные подводки к исполняемым композициям, а некий поток ассоциаций и жизненных историй, навеянных ходом вечера, но напрямую с тематикой песен как бы и не связанных. Так в дружеской беседе за праздничным столом ты произносишь не заготовленный поздравительный текст, а то, что приходит в голову под влиянием момента. То же самое стало происходить и с песнями. В какой-то момент Диана словно бы почувствовала внутреннюю свободу и началось «ах да,  еще вот эту песню надо бы спеть» - после чего стремительный прыжок от гитары к роялю, и вот уже звучат розенбаумовские «Каналы», которые мне в Инете так и не удалось послушать из-за постоянного зависания записи.

А еще, это произошло уже во время биса,  Диана попросила включить свет в зале, ей вдруг опять стали интересны наши лица - от которых она два года так старательно (и вполне успешно) отгораживалась. Не знаю, что это было - мимолетный перепад настроения или начало нового витка единения с публикой, но мне был приятен этот порыв, и нравилось настроение Дианы во время концерта. Как же я, оказывается, стосковалась за эти два года по ее открытости, раскрепощенности, казавшейся утраченной безвозвратно и вдруг вернувшейся, не знаю только, на один вечер, или так теперь снова будет всегда. Хотелось бы, конечно, чтоб второе -  разумеется, не на разрыв и не до самоуничтожения («37, сгораю рано» - вот этого не надо!), но все же пусть этой пуленепробиваемой стенки между Дианой и публикой больше не будет. Ради этого я бы, пожалуй, легко пожертвовала традицией квартирников, тем более, что мне кажется, Диана уже несколько переросла этот формат. Хотя как знать, прогнозировать не берусь и анализировать не стану. Знаю одно - 9 декабря я ощутила тот полузабытый кайф, который в свое время затянул меня в ряды «снайперистов», и который мне хотелось бы испытывать всякий раз, приходя на «снайперские» концерты. Надеюсь, что так и будет.   И если я сейчас, противореча собственным заявлениям, рассуждаю как законченная фанатка - мне глубоко наплевать. Возможно, я она самая и есть, а все остальное - очередной самообман, не первый и не последний в жизни. Переживу.

***     Плей-лист концерта (вроде бы по порядку, честно говоря, при составлении воспользовалась плодами чужих трудов, за что авторам респект - мое стремление к упорядоченности вряд ли способно подняться до уровня скрупулезной  фиксации последовательности песен в момент острого наслаждения ими):
 1 Подождем (фоно)
2 Редкая птица
3 Бензол
4 Тайна
5 Травы
6 Я шагаю по твой земле
7 Цунами
8 Время года зима
9 Юнкерская
10 Рулетка
11 Что мы делали прошлым летом
12 Черное платье (аккордеон)
13 Вариации на тему «Прощания Славянки», посвященные «событиям 4 декабря» («только не гражданская война!») (аккордеон)
14 Не кури при мне
15 Вечер в Крыму
16 Регги
17 Солнце
18 Автомобильный блюз
19 Я люблю того, кто не придет
20 Я сижу у окна
21 Холмы
22 Все дело в Польше (фоно)
23 Гугл
24 Дыши
25 Бунин
26 Полчаса, отведенные на войну
27 Романс № 4
28 Толиутротолиночь
29 Кони привередливые
30 Он не дожил до ста
31 6 дней
32 Каналы (фоно)
33 Россия 37-й
Бис:
Адиос (аккордеон),
Внезапно,
Я раскрашивал небо.

Незадолго перед концертом я задала себе вопрос, что бы мне хотелось услышать, и ответ, если честно, удивил меня саму: "Романс №4". Не думала, что Диана захочет ее исполнить, но она взяла и захотела - ура! Еще была мысль про  "Не кури при мне" (потому что не помню, чтоб  слышала ее от начала до конца без пауз и мучительного припоминания слов), но тоже не очень надеялась - в глубине души полагала ее больше подходящей для квартирника, чем для концерта, и  вот, тем не менее, прозвучала она со сцены!.

"Рулетка". Эта песня имеет для меня особое значение. Когда я услышала ее впервые на  "Акустическом романе" 2008 года, у меня буквально мороз пошел по коже. От "Рулетки" и еще от "Священника". Вот сейчас подумалось, что включение в студийный альбом - не всегда есть благо для песни. Именно так для меня произошло с «Католическим священником». С одной стороны, радуешься качественному студийному звуку, но плата за это оказалась слишком высока.  Песня заигралась, затерлась, девальвировалась и навсегда утратила свою магию, под влиянием которой я первое время после прослушивания была (ей-ей не вру!) на грани принятия католичества. И подвернись в тот момент мне оборотистый служитель соответствующего культа, я бы это сделала. Но (к счастью) - не случилось, и я по прежнему свободна от всех и всяческих конфессий, продолжая поклоняться единому Богу без всяческих дополнительных условностей.
     Поэтому пусть "Рулетка" продолжает жить на свободе, не заключенная ни в какой альбом. Вполне себе качественное звучание есть в "Тригонометрии",  этого достаточно. И не надо нам студиек :).

Свершилось - наконец-то я услышала "Черное платье" вживую, с отчетливо прозвучавшими "штрипкой", "проймой" и бантиком на белой - все-таки белой, а никакой не левой! - груди (ах, сколько было дискуссий на эту тему, и до чего же это было весело!). Правда, Диана исполнила ее, будучи в джинсах, а не в эффектном черном мини, сразившем всех наповал во время первого исполнения едва ли не сильнее, чем сама песня, но все равно это было мощно.

При звуках "Автоблюза", я, наверно, навеки обречена вспоминать свою хорошую Интернет-подругу, с которой мы отчего-то раззнакомились - для нее эта песня имела особое значение. Но мне,  как законченной автомобилистке, песня тоже близка, и слушаю ее я всегда с удовольствием, только крайне редко удается, чтоб от начала до конца. Вот и у нас Диана выпустила один кусок, где "золото плавит руно". Допев, она сама поняла, что что-то упустила, а бдительные фанаты тут же подсказали, что именно, за что они удостоились Дианиной похвалы, а  весь зал - комментария вроде, что будь это попса (хм, а куда подевалось «я не делю искусство на жанры»?), концерт можно было бы назвать «Лучшее, любимое и только для вас».

Никогда, ни-ког-да я так не ждала песню «Бунин». А потому что не надо было пить перед началом красное вино. Но ничего не могла с собой поделать -  ни жить, ни быть,  захотелось именно вина и именно красного, тем более, что ассортимент буфета к этому весьма располагал. Итог закономерен - «ваш будильник вас разбудит» в самый разгар концерта (и ведь знала, что так будет, но все равно!), а «Бунин» была единственной песней, которой не жалко пожертвовать. Но Дианочка молодец, не подвела, и запела ее вовремя, да еще и слова подзабыла в начале, дав мне тем самым дополнительную фору. Несмотря на то, что «удобства» в Театре эстрады расположены аж в подвале, да еще и в противоположном конце здания, я уложилась в отведенное время, и к словам «под мерный гул турбины» уже вернулась в зал - ай да я, ничего не потеряла, и можно дальше наслаждаться концертом, не отвлекаясь на внутренний дискомфорт.

А вообще, по моим ощущениям, песни так называемого «новейшего» периода (созданные после рождения детей) очень диссонировали с теми, что написаны ранее. И мелодически, и по текстам не дотягивая до них. Особенно этот контраст был заметен, когда после драматической «Все дело в Польше» последовал «Гугл», а после пронзительной «Он не дожил до ста» - невразумительное «Недопеснянедостих»  «Толиутротолиночь». Нет, безусловно, все эти «Бунины», «Подождем», «Что мы делали прошлым летом» и прочие "Гудбаи" имеют право на существование, но для меня они - не полноценные песни, а некие поспешные выражения сиюминутных эмоций, которые сами собой сойдут на нет, как только эмоция будет пережита. Как уже было с «Лажей» и ей подобными.  Из всего «новейшего» периода я безусловно признаю только  «Шесть дней», которую без натяжек считаю гениальной если не по мелодии (тут я просто не берусь судить), то по тексту - без сомнений.  И спасибо Диане, что «Шесть дней» присутствовали в программе концерта, вместе с трогательной историей про сына и сердце и Дианино трепетное отношение к нашему городу - который я сама только совсем недавно перестала называть «Свердловском».

"Все дело в Польше". Никогда прежде не слышала ее "живьем". Да и в записи толком не слышала, какие-то все попадались невразумительные в смысле качества. Сильная песня. Хоть и не Дианина. И исполнение впечатлило до озноба. (И вот после этого - «Набери мое имя в «Гугле», ну как так можно!).

И еще очень сильное впечатление произвели тоже услышанные впервые и тоже не Дианины «Каналы» (никогда не была поклонницей творчества Розенбаума, а тут проняло, как в свое время его же «Утиная охота» на «Двух звездах») и «Кони привередливые» Высоцкого. И то и другое - очень достойно и с большим чувством. Просто здорово!
Отдельное спасибо за «Юнкерскую» и «Внезапно». Любовь к ним тоже растет корнями из «Акустического романа» 2008 года, тогда я их услышала впервые и прониклась. Как все-таки много у меня любимых Дианиных песен, устанешь перечислять!

Основная часть закончилась «Россией, 37й». Символично, что предыдущий концерт «Ночных Снайперов» (в марте этого года) у нас с нее начался, и тогда я (не без оснований) приняла на свой счет «и ты опять предашь меня, и хоть на секунду, но все же забудешь».  Да, каюсь. И предавала, и забывала. Ничего не могла поделать с разочарованием, когда прежде любимое перестало трогать, как ни старайся возродить остывшие чувства. Как ни уговаривай себя и ни пытайся в который раз тщетно перекроить мозаику собственных ощущений, чтоб из откуда-то взявшихся льдинок на месте прежних углей сложилась «вечность» или хоть что-нибудь удобочитаемое. Не складывалось никак. Поэтому  я тогда слушала и признавала: «Да, предам. И забуду. Может быть, насовсем, если все будет идти как идет». И было от этого мне совсем не радостно. А сейчас, когда долгожданный акустический концерт был практически завершен,  я слушала те же самые слова, но мне было покойно. Верилось, что больше не будет причин ни забывать, ни предавать. А только слушать и радоваться. Как раньше.

А вообще исполнение данной песни было в этот раз удивительно жестким, наполненным горечью и дурными предчувствиями, и если в марте она впервые открылась для меня некой личной стороной (песни-то, оказывается, действительно "все о любви", даже которые о политике), то сейчас гражданственная составляющая отчетливо выдвинулась на первый план ("события 4 декабря" и "предчувствие гражданской войны" - да, это действительно страшно и не дай Бог)...

***     Ну, потом был бис, спору нет, приятный, но для меня уже даже и не обязательный бонус. Мне и так было хорошо. Но, разумеется, стало еще лучше, особенно после «Внезапно» и нашего общего нестройного, но старательного «Я раскрашивал небо», поставившего финальную точку в концерте.

А на следующий день, отправляясь за город, я впервые за многие месяцы нашла в машине диск «Ночных снайперов» (пиратская mp-тришка, но зато там практически все альбомы от «Капли» до «БиК» - для дальней дороги в самый раз) и получила такое забытое (и от этого вдвойне приятное) искреннее удовольствие от прослушивания - хватило потом и на обратную дорогу...



музыка, концерт, Диана Арбенина

Previous post Next post
Up