Лилиана Кавани - одна из признанных лидеров мировой кинематографии
Apr 03, 2014 21:18
Лилиана Кавани (итал. Liliana Cavani, род. в 1933 г.) - итальянский режиссёр и сценарист, ученица Лукино Висконти, творческая единомышленница и коллега по нескольким проектам Бернардо Бертолуччи, одна из признанных лидеров мировой кинематографии.
Помимо художественных и документальных фильмов осуществляет театральные постановки классических опер и выступает режиссёром их кинематографических версий.
Воспитанием Лилианы большей частью занималась бабушка по материнской линии. Отец - архитектор, значительное время проводил вне Италии. Мать работала, также часто уезжала.
Мать очень любила кино. Когда Лилиане было три года, во вторую половину дня в воскресенье всегда ходили в кинотеатр. Повзрослев, она склоняла мать к более серьёзным просмотрам (той нравились такие, «где можно поплакать»). Сама Лилиана не выделяет какой-то один фильм, который повлиял (видела их слишком много).
Во время учёбы в лицее она участвовала в создании киноклуба. Благодаря ему участники сумели посмотреть, например, все фильмы Витторио де Сика, которого Лилиана считает самым лучшим режиссёром.
Хотела быть археологом, поэтому стала изучать латынь и греческий в Университете Болоньи, однако совершенно не знала немецкого (без него заниматься археологией практически невозможно: все крупные археологи XIX века - немцы).
Учась на филологическом отделении Болонского университета, стала ходить в киноклуб университета, активно в нём участвовала. Буквально влюбилась в фильмы, которые там показывали.
Особенно была поражена режиссёром Витторио де Сика (картина «Золото Неаполя»).
Неореализм в кинематографе оказался очень близок Лилиане, изменил линию её жизни.
Лилиана полагала, что итальянская литература XX века не выразила и не сказала ничего, что должна была сказать о жизни людей в эту эпоху. Поэтому после учёбы она решила отправиться в Рим и рассказать об этом с помощью кино (прошла огромный конкурс и поступила на курс режиссуры в экспериментальную римскую киноакадемию).
С начала 60-х годов работала над серией историко-документальных телефильмов "История Третьего рейха", "Петен: процесс в Виши". В 1966 году сняла полнометражный художественный фильм "Франциск Ассизский", который вышел на экраны только в 1972 году, а затем исторический фильм "Галилей".
Фильм "Ночной портье"(1974) принес режиссеру мировую славу. История любви гитлеровского офицера и его жертвы из концлагеря и до сих пор является ее самой известной работой. В каждом фильме режиссера наибольшее внимание уделяется психологии героев, которые не воплощают социальные и художественные типы, не являются носителями общепризнанной идеи. Предельный натурализм картин в сочетании с их психологической достоверностью породил новый тип фильмов о фашизме, который не могли принять идеологи социалистических стран.
Наиболее полное выражение режиссерской поэтики Кавани можно увидеть в фильме "Шкура"(1981), снятому по произведению Малапарте о приходе американских войск в Италию в конце II Мировой войны.