Корнелия, сестра Гёте. Обычная судьба женщины в прежние времена

Dec 19, 2013 02:08



Часто задаётся вопрос: раз одарённых женщин рождается не меньше, чем мужчин, то почему мы знаем так мало женщин-гениев, оставивших след в науке, искусстве и других областях? Вот эта история - отличная иллюстрация к ответу.

Читали о вымышленной сестре Шекспира? О невозможности большинства женщин реализовать себя при патриархате в науке и других областях, об отказе им в полноценном образовании, о домашних обязанностях, о непременном, желательно раннем замужестве и детях, детях...

[Сестра Шекспира (из эссе Вирджинии Вульф ]
А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра? Она была столь же дерзостной и одаренной воображением, так же зорко видела мир, как и ее брат. Но ее не отправили учиться в школу. У нее не было возможности учиться грамоте и логике, она не могла уединиться в тиши, чтобы читать Горация и Виргилия. Время от времени ей удавалось взять в руки книгу, возможно, одну из написанных ее братом, и прочитать несколько страниц. Но всегда входил кто-то из родителей и говорил, что ее ждут незаштопанные носки или приготовление обеда и что ей не следует забивать голову ненужными для нее вещами - книгами и газетами… Она, возможно, иной раз могла набросать неустоявшимся почерком несколько страниц от себя, но потом она их тщательно прятала, а то и вообще сжигала. Время пролетело быстро, и вот, когда ей не было и семнадцати лет, родители решили отдать ее замуж за сына соседского лавочника. Она плакала и повторяла, что этот брак ей ненавистен, за что была жестоко поколочена отцом… Сила ее таланта, и только она, толкнула ее на отчаянный шаг. Она собрала свои небольшие пожитки, спустилась ночью по веревке из окна своей спальни и направилась в Лондон. Даже пение придорожных птиц не могло заглушить ту музыку, что звучала в ее душе. Она, подобно своему брату, имела волшебный дар - мгновенно складывать симфонии из слов. Как и он, она понимала театр. Она пришла к двери, ведущей на сцену; она сказала, что хочет играть. Мужчины из труппы открыто рассмеялись ей в лицо… Наконец считавшийся старшим актер Ник Грин сжалился над ней; вот она уже родила ребенка от него и - кто измерит весь жар и все неистовство сердца поэта, когда это сердце бьется в женском теле? - однажды, зимней ночью, покончила с собой…

Вирджиния Вульф, "Своя комната"


Ниже приведена биография реально существовавшей сестры Иоганна Вольфганга Гёте.

Корнелия была вторым ребёнком в семье Катарины Элизабет Текстор и имперского советника Иоганна Каспара Гёте. Её брат Иоганн Вольфганг старше её на 15 месяцев. Брат и сестра воспитывались вместе, что было необычно для того времени, когда девочек готовили к их будущей роли супруги и матери. Уже в три года Корнелия училась читать и писать. В семь лет начались уроки у домашнего учителя вместе с Иоганном Вольфгангом. Корнелия изучала латынь, греческий, французский, английский и итальянский языки, юриспруденцию, географию, математику, каллиграфию, музыку и рисование. Корнелию также обучали фехтованию, верховой езде, этикету и танцам. Свободное время девочки строго ограничивалось, но она интересовалась литературой и общалась с братом, который был для неё главным собеседником в это время.

Несмотря на отличные успехи в учёбе, Корнелия не могла вслед за братом пойти учиться в университет и, когда Иоганн Вольфганг уехал в Лейпциг, осталась дома во Франкфурте. Общение со студентами наложило отпечаток на взгляды Иоганна Вольфганга и изменило его отношение к женскому полу. В своих письмах к Корнелии он наставляет её выполнять свои женские обязанности и учиться ведению хозяйства и кулинарному искусству. Сохранились письма этого периода, которые Корнелия писала на французском языке своей подруге Катарине Фабрициус. Её печалила её второсортность по сравнению с мужчинами, но она не видела альтернативы браку. «Очевидно, я не смогу всегда оставаться девочкой, и противодействовать этому было бы смешно», - писала она.
   
В это время она была тайно влюблена в юного англичанина, проживавшего во Франкфурте с 1764 года, но уехавшего из города в 1768 году, не простившись с Корнелией. После возвращения брата во Франкфурт Корнелия всячески поддерживала его в работе и убеждала заняться «Гёцом фон Берлихингеном».

Корнелия осталась во Франкфурте и после получения братом должности в Имперском камеральном суде в Вецларе. Она была помолвлена с другом Гёте, юристом Иоганном Георгом Шлоссером. Она надеялась найти в будущем муже сходство с братом и вышла за Шлоссера 1 ноября 1773 года. Иоганн Георг Шлоссер был чиновником высокого ранга в маркграфстве Баден, и молодожёны переехали сначала в Карлсруэ, а затем в Эммендинген.

Поначалу Корнелия была довольна своей ролью жены и писала Каролине Гердер 13 декабря 1773 года: «Все мои надежды, все мои желания не только исполнены, но даже с лихвой перевыполнены. Кого Бог любит, тому он даёт такого мужа». Однако это не было правдой, потому что в это время Иоганн Георг Шлоссер признаётся в письме своему брату: «Её тошнит от моей любви!». О неприятии идеи брака своей сестрой Гёте также упоминал в разговоре с Эккерманом.

Вскоре стало очевидным, что брак был несчастным. Корнелия скучала в провинциальном Эммендингене, где её муж посвятил себя религиозным идеям и государственным реформам. Иоганн Георг Шлоссер считал Корнелию не просто домохозяйкой, обязанной выполнять возложенные на неё обществом обязанности. Он вообще считал женщин подчинёнными существами, для которых вредна любая научная деятельность, с которыми можно только вести лёгкое необременительное общение. Корнелия стала хворать и с трудом справлялась с домашним хозяйством.

Единственной отрадой были встречи с известными знакомыми мужа, бывавшими у Шлоссеров в Эммендингене. Её связывали тёплые отношения с Якобом Михаэлем Рейнхольдом Ленцем, которого её брат передал под их опеку. В нескольких своих стихотворениях Ленц называет Корнелию своей «музой Уранией». Ленц стал крестным отцом второй дочери Шлоссеров, в честь рождения которой он написал стихотворение «Добро пожаловать, маленькая горожанка».

У Корнелии были очень тяжёлые роды своей первой дочери Марии Анны Луизы 28 октября 1774 года, она находилась между жизнью и смертью и поправлялась очень долго, проведя почти два года в постели. В 1776 году она забеременела вновь и 10 мая 1777 года родила вторую дочь Катарину Элизабет Юлию. Спустя четыре недели Корнелия умерла в возрасте 26 лет.

Источник

Европа, дискриминация, жизнь женщин, патриархат, Новое время

Previous post Next post
Up