Нина Фердинандовна Агаджанова-Шутко (1889-1974) - революционерка, армянская советская сценаристка, член Союза кинематографистов СССР. Написала сценарий к фильму «Броненосец „Потёмкин“» (
скачать). Эту ленту неоднократно в разные годы признавали лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
Будучи членом РСДРП с 1907 года, в 1911-1916 годах Нина Агаджанова подвергалась арестам и ссылкам за подпольную революционную деятельность. Получила от сотрудников охранного отделения за свою неуловимость клички «Хитрая» и «Бабочка».
Нина Агаджанова работала в кино с 1924 года. Сценарий, по которому снимался фильм «Броненосец „Потёмкин“» (1925), был создан ею на основе реальных событий, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» команда подняла восстание и захватила корабль.
Отсюда 85 лет назад на экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна “Броненосец Потемкин”. Эта немая художественная лента была основана на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце “Потемкин” команда подняла восстание и захватила корабль.
Фильм стал открытием для современников и по замыслу, и по техническому воплощению и сделал имя новой советской режиссуре во всем мире. «Броненосец Потемкин» оказал огромное влияние на развитие всего кинематографа. В своих работах картину цитировали Терри Гиллиам, Фрэнсис Форд Коппола, Вуди Ален и другие. Но немногие знают, что автором сценария к этому фильму была екатеринодарская (ныне Краснодар) армянка Нунэ Агаджанова. Предлагаем вниманию читателей материал о Нунэ Агаджановой, опубликованный в ноябре 2009 года в газете «Краснодарские известия» и приуроченный к её 120-летию.
Имя Нунэ Агаджановой в Краснодаре так и не увековечили
В ноябре исполнилось 120 лет со дня рождения Нины Агаджановой - члена Союза кинематографистов СССР, обладательницы орденов “Знак Почета”и Трудового Красного Знамени. Она родилась в Екатеринодаре. Ее поступки изменили сразу две истории: России и кинематографа. Она была пламенной революционеркой и соратницей Владимира Ленина, написавшей сценарий “Броненосца “Потемкин”, - первого, по версии Американской киноакадемии и опросу кинокритиков, среди ста лучших фильмов в истории кино.
Гимназистка, подпольщица, тапер
Все мы родом из детства. Подтвердить или опровергнуть эту старую истину в случае с Ниной Фердинандовной невозможно: даже в собственной автобиографии, хранящейся в архиве Российской государственной библиотеки, она ничего не пишет о родителях. О семье Нунэ (так по-армянски звучит “Нина”) известны крохи: ее отец-армянин бежал на Кубань из Турции во время гонений 1877-1878 годов. Нину и ее сестру Елену с рождения воспитывал дядя-купец, чья лавка располагалась в глубине двора дома купцов Тарасовых на перекрестье современных улиц Красноармейской и Горького.
- Нина росла серьезной девочкой, много читала и близко к сердцу приняла идеи Маркса: ей хотелось побороть несправедливость мироустройства, - говорит киновед, член Союза кинематографистов России, профессор кафедры телевидения и радиовещания КГУКИ Григорий Гиберт. - И вот представьте: в 1906 году семнадцатилетняя воспитанница 1-й Екатеринодарской женской гимназии Агаджанова сама выходит на местную ячейку большевиков и начинает участвовать в революционной борьбе - ведет пропаганду среди рабочих мукомольной фабрики Ерошова и кирпичного завода. Когда об этом узнают родители ее однокашников, они требуют исключить Нину из гимназии, что и происходит. Нунэ уезжает к дальним родственникам в Воронеж, где продолжает подпольную работу.
В Екатеринодар Нина вернется в мае 1909-го без средств к существованию. Она вспоминала: “В таком городе, как наш, мне нелегко было найти работу. Однажды прибегает один из друзей: “Нунэ, владельцам кинематографа братьям Боммер срочно требуется аккомпаниатор, а ты здорово играешь”. Прослушивание проходило прямо во время демонстрации фильма. Я слушала, многие играли хорошо, но их музицирование и фильм не составляли полного единства. А я внимательно глядела на экран, следила за развитием действия, старалась предугадать, что будет дальше, кое-что сочиняла на ходу, импровизировала. Я была принята”. Все лето, до отъезда в Москву, Агаджанова проработала у Боммеров (ныне на месте их кинотеатра - библиотека им. братьев Игнатовых). Таким было первое знакомство с кинематографом будущей сценаристки “Броненосца “Потемкин”
“Хитрая” подруга Малевича
С тех пор Нунэ не бывала в Екатеринодаре. В Москве она поступит на педагогические курсы историко-филологического факультета и с головой окунется в нелегальную партийную работу в столице, Орле, Иваново-Вознесенске. В 1914-м, уже попавшая в поле зрения охранки, Агаджанова под чужой фамилией переедет в Петербург, станет ответственным секретарем большевистского журнала “Работница”и членом Выборгского комитета партии. Местные филеры дадут ей кличку наблюдения “Хитрая”, тогда как их московские коллеги звали быструю и подвижную Нину “Бабочка” Сохранилось донесение о слежке за Нунэ от 10 января 1916 года: “Бабочка проживает в доме 11 по проезду Яузского бульвара. В 12 часов дня вышла из дома, тут же против своего дома на ходу села в трамвай и уехала без наблюдения, более не видали”.
За партийную работу Нина Фердинандовна пять раз отбывала тюремное заключение, дважды была сослана за организацию забастовок. В ссылке “Хитрая” познакомится с сестрой Ленина Марией Ильиничной и своей судьбой - революционером (соратником Moлотова, Сталина, Куйбышева, Калинина по подполью) и будущим мужем Кириллом Шутко, которого безоглядно полюбит. Выросший в Ейске сын мелкого торговца, в 1901-м Кирилл после реального училища поступит на химическое отделение Московского императорского технического училища (теперь МГТУ им. Баумана) с годовой стипендией для талантов в 375 рублей. Увлечется идеей всеобщего равенства, уйдет в подполье, познакомится в знаменитой “Ляпинке”- общежитии для бедных студентов - с художником Казимиром Малевичем и бок о бок с ним будет участвовать в уличных боях Революции 1905-го. Когда в 1907-м Нина только вступит в РСДРП, Кирилл Шутко и Казимир Малевич будут ставить в Ейском драмтеатре “Ревизора” Гоголя: Казимир придумает декорации и костюмы, Кирилл выступит режиссером и сыграет Хлестакова…
Февральскую революцию 1917-го Нина Агаджанова встретит, устраивая женские демонстрации и захватывая тюрьму “Кресты”. Она будет стоять на Финляндском вокзале, встречая Владимира Ленина, чьи поручения не раз выполняла, и вместе с делегатами Выборгского райкома партии вручит ему партбилет. Вернется к работе по подготовке Выборга к Октябрю и после победы будет назначена управляющей делами Наркомата труда. В Гражданскую войну окажется на подпольной работе в родных краях, ставших белогвардейским тылом: в Новороссийске и Ростове-на-Дону. В 1920-1922-м вместе с Кириллом Ивановичем будет вести дела партии в Минске, работать в посольстве в Праге. В Москву супруги вернутся только в 1922-м: Шутко получит должность заведующего делами кинематографа в ЦК ВКП(б) и прозвище “Комиссар по делам кино” Их квартира в доме на Страстном бульваре с обширной библиотекой и непоседливым терьером Бьюти каждый вечер будет наполняться голосами Казимира Малевича, с которым Нина Фердинандовна была дружна не меньше мужа, кинорежиссеров Сергея Эйзенштейна, Григория Александрова и Дзиги Вертова, актрисы Любови Орловой и других звезд кино.
В споре с Эйзенштейном - истина
Знавшие “старую большевичку Агаджанову”(когда писался сценарий “Потемкина”, ей было всего 36 лет) не раз убеждались, что из-под пера Нины Фердинандовны выходят замечательные стихи и рассказы. Кто посоветовал ей начать писать для кино? Тайна. Но с 1924 года она работает сценаристом-консультантом, редактором и заведующей сценарным отделом киностудии “Межрабпомфильм” В 1924-м она создает свой первый киносценарий “В тылу у белых” Год спустя, к 20-летию революции 1905 года, у Нунэ готов еще один - “1905 год”, охватывающий не только восстание на броненосце “Потемкин”, но и другие события тех дней. На его утверждении в ЦИК ВКП(б) Агаджанова настаивает: режиссером фильма должен быть Сергей Эйзенштейн. Вместе они садятся за работу - и эпизод с броненосцем становится главным в сценарии.
Второй режиссер этой картины Григорий Александров в книге “Как создавался “Броненосец “Потемкин”пишет: “Талантливая, восприимчивая, сердечная Нунэ с первых же слов почувствовала замысел Эйзенштейна. Нам сказочно повезло со сценаристом! Во-первых, Нина Фердинандовна о революции знала не понаслышке. Во-вторых, литературный дар Агаджановой был настолько высок, что две странички написанного ею грандиозного сценария оказалось возможным развернуть в целый фильм… Картина была связана с подлинными фактами революции, и комиссия ЦИК СССР организовала несколько встреч со свидетелями событий 1905-го: Мазуренко - бывшим председателем Всероссийского крестьянского Союза, Фельдманом - участником восстания на “Потемкине”, Литвин-Седым - руководителем боев на Пресне и другими. Агаджанова, Эйзенштейн и я делали свои записи”.
Как же создавалась киноистория “Броненосца “Потемкин”? Весной 1925-го Кирилл Шутко снял второй этаж дачи на опушке леса в подмосковной Немчиновке, по соседству с дачей Малевича. Первый этаж дома занимал Исаак Бабель. Каждое утро Эйзенштейн приезжал в Немчиновку и поднимался на верхнюю веранду, где шла работа над сценарием “1905 год”: сначала свой конспект читала вслух Нина Фердинандовна, Эйзенштейн дополнял и иногда начинал диктовать сам. Они спорили, снова писали. После обеда Сергей Михайлович спускался вниз и вместе с Бабелем работал над другим сценарием, по его “Одесским рассказам”. Вечерами же за столом или прямо на лужайке режиссер и сценаристка в компании Малевича, Бабеля и Шутко устраивали посиделки с “зубровкой”…
Уже в начале июля сценарий был готов. Снимать планировали в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме и Златоусте. Но из-за накладок география киноэкспедиции сужается до черноморского побережья Украины и павильонов “Мосфильма”. В сценарий тоже вносятся коррективы. Эйзенштейн и Александров “с покаянными головами”идут сообщать о них Агаджановой: “Мы прихватили с собой символически мирных голубя и пальмовую ветвь, чем ужасно рассмешили Нину Фердинандовну. Голубь, усевшийся на книжном шкафу, над головой Сергея Михайловича, вел себя непочтительно и сверху “украсил” его буйную шевелюру. Кончилось смехом”.
Однако после премьеры “Броненосца “Потемкин”в январе 1926 года в Москве в 1-м Госкинотеатре (ныне “Художественный”, который тогда был превращен в настоящий корабль с одетым в матросскую форму персоналом) и на Украине Эйзенштейну и Агаджановой было не до смеха. Один из партийных работников заявил, что сценаристы украли его текст. Естественно, доказать справедливость своих притязаний любитель чужих авторских не смог.
Нунэ, ученики, самовар…
Успех “Потемкина”, собравшего множество наград, был громким. И Нина Фердинандовна продолжила писать для киностудии “Межрабпомфильм”, где служила заместителем заведующего литературно-сценарным отделом и режиссером-постановщиком. Но в конце 1930-х годов партия перебрасывает Агаджанову на дипломатическую работу в посольство в Риге. В кинематограф она вернется только в 1939-м - в качестве заместителя начальника сценарного отдела и старшего редактора киностудии “Союздетфильм”. Брак с Кириллом Ивановичем Шутко даст трещину (вскоре у бывшего супруга появится другая семья). В ее доме по-прежнему будет множество гостей из мира кино - режиссеров, операторов, сценаристов, актеров: “Нунэ около своего маленького самовара умела наставлять на путь творческого покоя бесчисленное множество ущемленных самолюбий. Делалось это так же бескорыстно и заботливо, как поступают дети, собирая в спичечные и папиросные коробки - или в искусственные гнездышки из лоскутов и ваты - кузнечиков с оторванной лапкой, птенчиков, выпавших из гнезд, или взрослых птиц с перебитыми крыльями. Сколько таких же подбитых и ушибленных бунтарей встречал я здесь вокруг ее уютного чайного стола”, - вспоминал Эйзенштейн.
После Великой Отечественной войны, с 1945-го по 1952-й, доцент Агаджанова преподавала на факультете сценарного мастерства ВГИКа. Опытный и тонкий педагог, она определила судьбы многих ныне известных деятелей кино. Даже когда Нина Фердинандовна ушла на пенсию, ее квартира на Ленинградском проспекте продолжала оставаться центром притяжения для ее учеников. Она ушла из жизни в 1974 году, оставив воспоминания о своей революционной деятельности и зарождении советского кинопроизводства, рассказы “Остановка трамвая”, “Хирурги” и “1941 год”, десяток стихотворений. И сценарии для так и неснятых фильмов: об истории России и дома Романовых, “Виктуар”, “Подруги”, “Пионер за границей”, “Крестовый поход”, “Улица радости”и др.
- В мемуарах и воспоминаниях современников мне не встречались упоминания о том, что у Нины Фердинандовны в браке с Кириллом Шутко были наследники, - продолжает Григорий Гиберт. - Зато сейчас в отечественном кино трудится режиссер Нонна Агаджанова: возможно, внучка, а может, лишь однофамилица Нунэ, имя которой в Краснодаре так и не увековечили.
Источник