ИРЛАНДСКИЕ АКТИВИСТКИ. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ МИРА, 1976 г.

Nov 02, 2013 20:03



Бетти Смит Уильямс
Мейрид Корриган

Активистка движения за мир Уильямс родилась в Андерсонстауне, бедном католическом пригороде Белфаста (Северная Ирландия). Она была старшей дочерью протестанта, владельца мясной лавки, и католички-матери, получила католическое воспитание. Родители с самого раннего детства предостерегали дочь от ненависти, которая в течение веков разделяла протестантов и католиков Северной Ирландии. Немалое влияние на девочку оказала бабушка по материнской линии, польская еврейка, большинство ее родственников были уничтожены нацистами во время второй мировой войны.

Когда девочке исполнилось 13 лет, ее мать парализовало в результате инсульта и все домашние обязанности легли на Бетти. Она училась в начальной школе св. Терезы и грамматической школе св. Доминика, после чего получила квалификацию секретаря-машинистки. Бетти вышла замуж за морского инженера Эдварда Уильямса - английского протестанта. Некоторое время она путешествовала с мужем, затем стала работать в Белфасте, сохранив интерес к мировой политике.

Гражданская война в Северной Ирландии вновь вспыхнула в 1968 г., когда католические студенты под влиянием общественного движения в США создали Североирландскую ассоциацию за гражданские права и начали демонстрации протеста против дискриминации католического меньшинства. Год спустя вспышка насилия и угроза вооруженного вмешательства Ирландской республиканской армии (ИРА) вынудили правительство Северной Ирландии обратиться за помощью к Англии. В 1972 г. британское правительство распустило североирландский парламент, где доминировали протестанты, и установило прямое правление Лондона.

Первое время У. симпатизировала радикальным элементам в республиканском движении. Она укрывала католических активистов и помогала переправлять их через границу Ирландской Республики. Однако усиление терроризма ИРА заставило ее усомниться в правомерности таких методов, особенно после того, как двое ее родственников стали жертвами боевиков. Убедившись, что насилие может повлечь только большее насилие, У. совместно с протестантским священником Джозефом Паркером устроила в 1972 г. мирную демонстрацию перед муниципалитетом, а кое-кто из соседей осуждал ее за попытку оказать помощь британскому солдату, пострадавшему в перестрелке. Как говорила У. позже, «люди явно перестали сознавать ценность человеческой жизни».
 
Аналогичный случай в 1976 г. заставил У. предпринять решительные действия. В августе на ее глазах британские солдаты застрелили члена ИРА за рулем его автомашины, которая, потеряв управление сбила троих детей, гулявших с матерью (мать также получила повреждения). Потрясенная гибелью детей, У. стала обходить дома, собирая подписи под мирной петицией. После того, как родственница погибших Мейрид Корриган выступила на телевидении с осуждением террористов ИРА, У. также огласила перед телекамерой свою петицию. Она призвала всех женщин, не считаясь с вероисповеданием, приложить все усилия для прекращения террора ИРА; У. объявила о мирном шествии, которое должно было состояться в Андерсонстауне.

14 августа, следуя призывам У. и К., на улицу вышли примерно 10 тыс. женщин; с молитвами и гимнами они двинулись к детским могилам, не обращая внимания на сторонников ИРА, которые пытались заградить им путь. На следующий день У. и К. совместно с корреспондентом дублинской газеты «Айриш пресс» основали движение, получившее название «Сообщество мирных людей».

Сообщество организовало мирные демонстрации на территории Соединенного королевства и в Ирландии. Тысячи демонстрантов вышли на улицы Лондондерри, Дублина, Глазго, Лондона. В августе того же года в Белфасте 35 тыс. женщин-католичек перешли границу протестантского района Шэнкилл, где их приветствовали местные жительницы. В Дрозде (Ирландия) в декабре был созван съезд, куда прибыли делегаты Канады, Норвегии, Швеции, Западной Германии, США. Символическая демонстрация прошла по мосту Мира через реку Войн. Здесь в 1690 г. протестантские войска короля Вильгельма III разгромили армию католического монарха Иакова II, протестанты Северной Ирландии отмечали это событие ежегодно.

Из основателей Сообщества У. была наиболее энергичной. Критически настроенная по отношению к католической церкви, У. ставила в вину ее иерархам отсутствие морального авторитета. Однажды на нее напали двое сторонников ИРА, приглашенных ею в дом. В связи с этим она признавалась, что прощать врагов «чертовски трудно».

Когда стало известно, что работа женщин началась слишком поздно для того, чтобы соответствовать требованиям Нобелевской премии мира 1976 г., норвежские журналисты собрали 340 тыс. долларов в качестве «Народной премии мира», У. и Корриган приняли ее в ноябре того же года в Осло. Норвежский нобелевский комитет, изучив 50 кандидатур, не принял решения; в следующем году Нобелевская премия 1976 г. была присуждена У. и К. в знак признания их заслуг в деле мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик в своей речи заявил: «Они не считались с трудностью своей задачи... Они обошлись без хитроумных теорий, изощренной дипломатии, пышных демонстраций... » Вместо этого две женщины, продолжал Орвик, «совершили смелый и совершенно бескорыстный поступок, вдохновивший тысячи, давший надежду людям, которые считали, что все пропало».

«Мы глубоко преданы политике ненасилия, - заявила У. в Нобелевской лекции. - Тем, кто называет нас наивными идеалистами, мы возражаем: только мы реалисты. Те же, кто сохраняет приверженность милитаризму, толкают к полному самоуничтожению человеческого рода».

Несмотря на оппозицию как протестантских, так и католических кругов, У. и К. продолжали мирную политику. В 1977 г. число насильственных смертей сократилось почти вполовину. В апреле 1978 г. У., К. и Маккеон покинули свои посты в Сообществе мирных людей, чтобы дать возможность проявить свои способности другим активистам. У. постепенно отошла от работы Сообщества, хотя и сохранила интерес к политике. В 1984 г., например, она сопровождала груз продовольствия, переданный Швецией и Норвегией правительству Никарагуа.

Разведясь с первым мужем в 1982 г., У. вышла замуж за американского бизнесмена Джима Перкинса и переехала во Флориду с сыном и дочерью от 1 брака.

_________________________________________________

Пацифистка Корриган родилась в районе Фоллз-Роуд Западного Белфаста (Северная Ирландия). Из 7 детей Эндрью и Маргарет Корриган она была 2й, католическое образование получила дома и в частных школах Белфаста. Поскольку отец, стеклопротирщик по профессии, не мог продолжать платить за обучение, К. оставила школу в возрасте l4 лет и, зарабатывая кое-какие средства уходом за детьми, поступила в коммерческую школу. Проработав некоторое время помощником бухгалтера, она затем стала секретарем директора Гинесского пивоваренного завода в Белфасте; ей исполнился тогда 21 год.

Вступление в Легион Марии, католическую благотворительную организацию, подтолкнуло К. к общественной деятельности. Переехав вместе с родителями в беднейший район Белфаста Андерсонстаун, К. приняла участие в организации общинного клуба и детского сада.

В те годы обстановка в Северной Ирландии резко осложнилась, католическое меньшинство проявляло все большую враждебность к протестантскому населению. В 1968 г. группа католических студентов учредила Североирландскую ассоциацию за гражданские права в знак протеста против дискриминации в управлении, труде и быту. Годом позже, когда вспышки насилия между католиками и протестантами создали угрозу общественному спокойствию, правительство Северной Ирландии обратилось к английскому с просьбой ввести войска в североирландские графства для охраны порядка. Поскольку конфликт приобретал все более жестокие формы, обе стороны создали военизированные организации. Воинственное крыло Ирландской республиканской армии (ИРА) выступало от имени католиков, а Лига обороны Ольстера (позднее Ассоциация обороны Ольстера) охраняла протестантские кварталы. В 1972 г., после очередного взрыва насилия, британское правительство распустило парламент Северной Ирландии, в котором преобладали протестанты, и установило режим прямого управления из Лондона.

Находясь в очаге конфликта, К. стала свидетельницей взрывов и других террористических актов. Она продолжала работать в Легионе Марии, где убеждала молодежь в католическом Андерсонстауне прекратить провокации по отношению к британским солдатам. В 1971 г. британские власти организовали концентрационный лагерь для осужденных террористов в Лонг-Кеш. К. посетила узников, «чтобы напомнить им, что они христиане», как она объясняла позже, и «что не к насилию призывал Христос».

В следующем году К. присутствовала на заседании Всемирного совета церквей в Бангкоке (Таиланд), спутником ее был протестантский священник из района Шэнкилл в Белфасте. В 1973 г. она совершила путешествие в Советский Союз, где приняла участие в работе над фильмом о религии в коммунистическом обществе.

В цепи насилия, с которым ирландцы постепенно свыклись, одно событие стало в жизни К. поворотным. 10 августа 1976 г. британские солдаты во время погони застрелили члена ИРА за рулем его автомобиля, который, потеряв управление, сбил сестру К., Энн Мэгир, трое ее детей, находившихся с ней, погибли. Одна из свидетельниц происшествия, Бетти Уильямс, начала сбор подписей под мирной петицией. Через три дня, сразу же после похорон, К. выступила по телевидению и, несмотря на риск, осудила деятельность ИРА. Уильямс, которая также приняла участие в передаче, огласила текст петиции и объявила о намеченном на следующий день мирном марше. 10 тыс. протестантов и женщин-католичек вышли на улицу, творя молитвы и распевая религиозные гимны. Ободренные таким откликом, К. и Уильямс совместно с журналистом С. Маккеоном решили учредить Сообщество мирных людей.

В 1976 г. Сообщество устроило ряд демонстраций. В августе 35 тыс. демонстрантов перешли из Фоллз-Роуд в протестантский район Шэнкилл, где их тепло приветствовали жители. Демонстрации состоялись в Дублине, Глазго, Лондоне и других городах; в декабре на международный съезд в Дроэде (Ирландская Республика) прибыли делегации Канады, Швеции, Норвегии, США. На мосту мира через р. Бойн состоялась демонстрация; именно в этом месте войска протестантского короля Вильгельма III нанесли поражение армии католического монарха Иакова II (память о событии до сих пор живет в преданиях североирландских протестантов).

Высокие духовные качества К. привлекали все больше сторонников Движения мирных людей. Невысокая, зеленоглазая и доброжелательная женщина была любимицей прессы и слушателей в любой аудитории. В октябре 1976 г. вместе с Уильямс она совершила поездку в США, чтобы убедить американцев ирландского происхождения не поддерживать ИРА денежными средствами.

Многие сторонники К. и Уильямс были разочарованы, когда узнали: деятельность обеих женщин развернулась слишком поздно, чтобы быть отмеченной Нобелевской премией этого года. Усилия активисток завоевали столь широкую популярность, что несколько инициативных групп в Норвегии собрали 340 тыс. долларов и передали их К. и Уильямс в качестве «Народной премии мира».

Тем не менее в следующем году К. и Уильямс были удостоены и Нобелевской премии мира 1976 г., которая не вручалась из-за отсутствия достойных кандидатов. Эгиль Орвик от имени Норвежского нобелевского комитета заявил во вступительной речи, что премией отмечается «бесстрашное стремление к миру и согласию». Нобелевскую лекцию прочитала Бетти Уильямс. «Мы глубоко, всей душой преданы идее ненасилия, - сказала она. - Тем, кто считает нас наивными утопичными социалистами, мы отвечаем: только мы являемся реалистами, те же, кто поддерживает милитаризм, подталкивают к тотальному самоуничтожению рода человеческого».

Денежные средства, полученные К. и Уильямс, позволили перейти ко второй фазе движения мирных людей, когда они наметили программу сосуществования религий посредством сотрудничества различных сект. В 1977 г. К. и Уильямс стали инициаторами «кампании демилитаризации», обратившись к террористическим группам с призывом сложить оружие. В следующем году обе активистки и Маккеон покинули свои посты в Сообществе мирных людей, чтобы попробовать себя на руководящей работе смогли и другие.

К. продолжала отдавать все силы движению за мир и в последующие годы; в частности, она стремилась к объединению протестантской и католической молодежи в добровольных трудовых лагерях. В 1981 г. К. вышла замуж за своего зятя Джека Мэгира: ее сестра, Энн Мэгир, покончила с собой через некоторое время после событий, унесших жизни троих ее детей. Семья, в которой растут теперь две дочери и трое сыновей, живет по-прежнему в Белфасте.

[Источники]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD,_%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%B8%D0%B4
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81,_%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B8





Бетти Смит Уильямс



Бетти Вильямс и Мейрид Корриган - лауреатки Нобелевской премии мира в 1976 г., присужденной за достижение мира в Северной Ирландии. Получили премию вместе в 1977 г.



Мейрид Корриган

религия, Европа, Новейшее время, Нобелевская премия, общественная деятельность, христианство

Previous post Next post
Up