Темистоклея (греч Θεμιστόκλεια, VI век до н. э.) - дельфийская жрица, согласно сохранившимся источникам - учитель Пифагора. Также известна как Aristoclea, Theoclea.
Диоген Лаэртский в «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (III век до н. э.) цитирует заявление Аристоксена (IV век до н. э.), согласно которому Темистоклея учила Пифагора его моральным доктринам: «Аристоксен говорит, что Пифагор получил большую часть своих моральных доктрин он дельфийской жрицы Темистоклеи».
Философ Порфирий (233-305 годы) называет её Аристоклея, хотя нет сомнений в том, что он имеет в виду того же человека. Порфирий повторяет заявление, согласно которому она была учителем Пифагора: «Он (Пифагор) учился и многому другому, чему, как он утверждал, он научился у Аристоклеи в Дельфах».
Энциклопедия Суда X века зовёт её Теоклеей и заявляет, что она была сестрой Пифагора, но эта информация, видимо, возникла из-за недопонимания текста Диогена.
Отсюда В среднем в школе Пифагора учились одновременно 235 учеников (217 мужчин и 18 женщин). Пифагор очень ценил добродетель посвященной женщины, но с недоверием относился к женщине обыкновенной.
http://philotime.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23&Itemid=127 Традиция древнегреческой науки тесно связана с учением пифагорейцев. Менее известен Пифагор как философ-феминист. В его школе среди преподавателей и студентов были около 30 женщин, среди них наиболее известной считается Теания. Ее перу принадлежат трактаты по математике, физике и медицине. После разгрома пифагорейской школы и гибели Пифагора, Теания заменила его в качестве главы теперь уже "бродячей" школы. Среди последователей Пифагора также было немало женщин. Однако за пределами пифагорейской общины у женщин практически отсутствовала возможность заниматься наукой. Большинство женщин были неграмотны.
И.Ф. Богданова, "Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра" Очень часто
Я говорила себе, думая о нашей женской доле,
Что мы были ничем.
Таковы дети, сердца, питающиеся
Сладостной беспечностью, а также младенцы,
Живущие в отчем доме, где дни наполнены счастьем нежного возраста.
Но наступает прекрасный возраст, возраст замужества.
Договор заключен: нас изгоняют, нас продают
Далеко от домашних богов и милых родителей,
Одну - греку, другую - какому-то варвару.
И в даме, где все кажется нам чужим и ужасным,
Где нам зачастую не рады,
С первой же ночи плетется ткань нашей жизни,
Навечно определенная...
И, бедные души,
Мы еще мечтаем о счастье...
(Софокл)
Есть ещё популярно написанная книга П.Брюле
"Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху".