МАРГАРЕТ МИД (Margaret Mead) (16 12 1901, Филадельфия - 15 11 1978, Нью-Йорк) - амер. КУЛЬТУРОЛОГ, АНТРОПОЛОГ, ЭТНОГРАФ, СОЦИОЛОГ, психолог, доктор философии, профессор, видный деятель пацифистского, антирасистского, экологического и экуменического движений, одна из идейных вдохновителей феминизма.
Ученица Боаса и Бенедикт, Мид развивала основную проблему этой школы - 'культура и личность' - по 3 направлениям: исследование проблем социализации детей, культурного смысла сексуальных ролей, социального и культурного измерения личности. Центральным для концепции Мид является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой. Эмпирия, основа этой концепции - 25-летние полевые исследования Мид архаических культур с применением прожективных тестов, фото- и киноописаний. По результатам своей первой экспедиции в 1925-26 на о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники. В 1931-33 на основании сравнительного изучения 3 племен Новой Гвинеи Мид выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения от принципов культуры и, следовательно, об относительности норм сексуального поведения, которая оказала огромное влияние на идеологию феминизма.
[Spoiler (click to open)] Родилась в квакерской семье профессора школы бизнеса и социолога. Один год проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра в Колумбийском университете (1923); в 1924 г защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние Рут Бенедикт и Франц Боас. В 1925 г отправилась на полевые исследования в Полинезию, на Самоа, где собрала большой материал о процессе социализац. детей и подростков в самоанское общ-во.
После возвращения из Полинезии в 1926 г начала работать куратором в Амер. музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 г защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (Ph.D.). Исследовала отнош-я между различ. возрастными группами в традиц-х ( папуасы, самоа и др.) и соврем. обществах ( разрыв поколений), детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы. В работе «Взросление на Самоа» (1928) пришла к выводу об отсутствии конфликта поколений и трудностей социализации подростков в традиц-м обществе. Мид также выделила 3 основных типа обмена знаний между взрослыми и детьми: Постфигуративный - передача знаний от взрослых к детям; Кофигуративный - получение детьми и взрослыми знаний преимущественно от своих сверстников; Префигуративный - передача знаний от детей к взрослым.
В 1936-50 в рамках этнограф. исследований жителей Бали у Мид складывается новое отношение к архаичным ритуалам - как к специфическим проявлениям универсального космического чувства, лежащего в основе всех религий, в том числе и христианства. В это время Мид вместе с Р. Бенедикт организует сравнительной исследование типов национальных характеров, направленное на преодоление культурных стереотипов. Занявшись теорией национального характера, Мид сблизилась с представителями неофрейдистской школы 'культура и личность'. Мид подсказала английскому этнографу Дж. Гореру идею связать особенности русского национального характера с принятой в рус. семьях практикой длительного тугого пеленания младенцев, под влиянием которого у детей якобы формируется привычка к терпению и послушанию. Хотя Мид отрицала прямую причинную связь между способами ухода за ребенком и типом культуры, 'пеленочный детерминизм' вошел в историю науки как пример механицизма.
В истории культуры Мид различает три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков; конфигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Концепция Мид схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, влияющую на старшее поколение.
Значительный общественный резонанс получила написанная Мид совместно с Дж. Болдуином книга о расовых предрассудках и ряд публикаций - исследований об американских индейцах, разрушающих сложившийся в массовом сознании образ 'дикаря'. В 60-х гг. под впечатлением нигилистической тенденций контркультурного движения молодежи Мид отказалась от этической концепции функционализма, критикуя свои ранние труды за абсолютную релятивизацию понятий добра и зла.