МЭРИ ЭЙНСВОРТ - канадский ПСИХОЛОГ, СПЕЦИАЛИСТ по психологии развития.
Исследования, проведённые в 1960-х и 70-х г Эйнсворт заложили базовые понятия, в частности, понятие «надёжной базы», и развили теорию нескольких типов привязанности детей: безопасной, избегающей и тревожной. 4 тип, дизорганизованная привязанность, была определена позже. В 1980-х г теория была расширена и включила привязанность у взрослых. Элементы поведения, связанного с привязанностью, можно найти и в других типах взаимодействия, включая взаимоотношения со сверстниками для всех возрастов, романтическое и половое влечение, а также заботу о детях или больных и пожилых людях.
В 1978 г Мэри написала книгу «Паттерны привязанности». Впоследствии теорию привязанности развивали ее ученицы - М. Мэйн, Дж. Кассиди, П. Криттенден и др. Были выделены следующие группы паттернов привязанности: безопасный паттерн привязанности (отношений с матерью); паттерн привязанности избегающего вида и тревожно-сопротивляющегося (амбивалентного) вида.
К сожалению, книга Мэри на русском языке не опубликована и российских психологов, которые интересуются ее теорией и методом, приходится отсылать к англоязычным изданиям. В России сейчас также нет возможности пройти специальное обучение по методике Мэри.
Организация (ВОЗ) поручила Мэри произвести оценку последствий сепарации ребенка и матери; Эйнсворт представила несколько критических работ (Ainsworth, 1961), продолжая сотрудничать с Боулби, в результате чего он выдвинул гипотезу взаимной и общей привязанности.
В 1969 г. М. Эйнсворт предложила эксперимент «незнакомой ситуации», который теперь принято считать «парадигмой привязанности» (Ainswort et al., 1969). Речь идет об исследовании, проходящем в лаборатории и направленном прежде всего на то, каким образом ребенок в возрасте 1 года вновь встречает свою мать после длящейся несколько минут разлуки. Цель эксперимента - изучить условия повторной встречи матери и грудного ребенка. Эксперимент нередко нуждается в повторении. Мэри заметила, что у матерей, чувствительных к призывам новорожденного, дети меньше плакали; у этих детей устанавливалась лучшая коммуникация с матерью к концу первого года их жизни. Эта констатация была положена в основу ее экспериментальных исследований и ее классификации детей в момент встречи на 3 категории: В = доверчивые, А = недоверчивые, С = амбивалентные. Недавно М. Мэйн предложила добавить категорию D = недоверчивые-дезорганизованные (Main, 1985).
Источники:
1,
2,
3,
4,
5,
6.