Мария Гепперт родилась 28 июня 1906 года в семье Фридриха и Марии Гепперт. Можно сказать, что это была семья потомственных интеллектуалов, по словам Марии, семь поколений по мужской линии отца были университетскими профессорами, и сам он и его дочь не составили исключения. Мать Марии была учительницей - практически образовательный "потолок" для женщин того времени.
В 1910 году семья поселилась в городе Геттингене, где отец стал профессором местного университета. У нового профессора появилось множество друзей из преподавателей университета. Они часто посещали дом Геппертов и продолжали там свои научные дискуссии. Маленькую Марию никто не отсылал в детскую, наоборот, когда ребенку становилось скучно, отец или кто-то из его друзей показывали девочке физические фокусы или объясняли непонятное. Таким образом, Мария росла в очень питательной научной среде.
После такого "детского сада" образование в обычной школе оказалось слишком легким для Марии, и она училась самостоятельно.
Самообразования оказалось достаточно, чтобы в возрасте 18 лет Мария выдержала вступительные экзамены в университет. Она занялась модной в то время квантовой механикой под руководством Макса Борна. По обмену Мария ездила в Кембридж, где училась у Резерфорда.
Работу над диссертацией Мария начала еще обучаясь в университете и в 24 года защитила диссертацию "Об элементарных процессах с двумя квантовым скачками". Как это часто бывает, незадолго до защиты Мария поменяла семейное положение и вышла замуж за химика Джозефа Майера. Молодая женщина приняла фамилию мужа, но сохранила и девичью фамилию, и стала Марией Гепперт-Майер.
Вскоре после ее защиты молодая семья переехала в Америку, где Джозеф стал ассистентом профессора в университете в Балтиморе. Для Марии места не нашлось, как потом нередко бывало, и она посвятила это время рождению и воспитанию детей, их в этой семье было двое - мальчик и девочка. Мария проводила факультативные семинары и устраивала лекции в университете, ничего за это не получая, а также занималась физической химией, и вместе с мужем написала ряд статей и книгу "Статическая механика".
В 1933 году, с приходом к власти в Германии нацистов, дом Майеров в Балтиморе открыл двери для беженцев. Так как о гостеприимстве семьи ученых знали в основном ученые, дом Майеров превратился в своеобразный филиал германских университетов.
В 1940 году семья переехала в Нью-Йорк, где Мария, не имея ни должности, ни жалования, по собственной инициативе продолжила работу с Энрико Ферми и Гарольдом Юри над проблемами химического и атомного строения. Год спустя она подыскала себе место преподавателя колледжа - наконец-то за ее лекции начали платить деньги! Но лектором она проработала недолго - Гарольд Юри ввел Марию в проект по созданию атомной бомбы. Мария занималась выделением урана из урановой руды.
После войны семья переехала в Чикаго. Оба супруга стали профессорами чикагского университета, но Мария опять не получала жалования, доходы ей приносила работа в Аргонской лаборатории, где она работала над созданием ядерного реактора. В это время она занялась исследованием стабильных ядер. Физика интересовало, почему они стабильны.
В 1948 году Мария сообщила о своей теории строения атомного ядра в статье, сравнив ядро с луковицей. Почти в это же время похожую теорию опубликовал Ханс Йонсен. Заинтересовавшись результатами друг друга, физики встретились и сделали совместную работу, книгу "Элементарная теория оболочечной структуры ядра", а впоследствии поделили за это открытие Нобелевскую премию.
В 1960 году университет Сан-Диего смог предоставить супругам равные условия: он стал профессором химии, она - физики. А в 1963 году заслуги Марии перед наукой наконец-то были оценены по достоинству, и она получила Нобелевскую премию.
Умерла Мария в 1972 году. После ее смерти Американское физическое общество учредило премию для молодых женщин-физиков в начале научной карьеры.
Видимо, в память о многих годах бесплатной работы Марии в разных университетах Америки.
Отсюда