Авиатриссы - так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало - храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников лётных школ были женщинами. Увы, сегодня имена многих из них практически забыты. С приходом большевиков происхождение и биографии многих, особенно женщин-пилотов царской России - первых авиатрисс России, - совершенно не отвечали пропагандистским требованиям новой власти. Кем же были эти замечательные женщины?
Зверева Лидия Виссарионовна (1890 - 15.05.1916)
Дочь боевого генерал-майора, героя Балканской войны 1877-1878 годов - Виссариона Лебедева, жена лётчика Владимира Викторовича Слюсаренко. Лидия Зверева - выпускница Белостокского института благородных девиц. 25 июня 1911 года она поступает в только что открывшуюся авиационную школу “Гамаюн” Первого российского товарищества воздухоплавания в числе трёх первых учеников (двое других были мужчинами). Из дневников Зверевой: “Школу пилотов я окончила для того, чтобы полностью посвятить себя авиации.
Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полётов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду, обязательно строить и испытывать аэропланы".10 (23 августа по новому стилю) 1911 года получила диплом авиатора № 31, став первой русской женщиной-авиатором.
Она, первой из женщин, выполнила мёртвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором. И хотя несколько раз попадала в серьезные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами. Её бесстрашием восхищались мужчины-авиаторы.
Летчик Константин Арцеулов
Известный летчик Константин Арцеулов, учившийся вместе с ней в авиашколе, впоследствии вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все рисковали подниматься на большую высоту». В апреле 1913 года она с мужем открывает в Риге авиашколу и авиационные мастерские.
В эти же годы Лидия Зверева начинает свою работу, как конструктор новых самолётов и как испытатель, в том числе, и скоростных истребителей. С началом 1-й Мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой были перебазированы в Петроград и действовали как небольшой завод - «Авиационная фабрика Слюсаренко». До мая 1916-го года предприятие выпустило для фронта около восьмидесяти боевых машин - «Фарманов», «Ньюпоров» и «Моранов», в модели которых было внесено много технических новшеств. Зверева скоропостижно скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от брюшного тифа в возрасте 26 лет. Во время похорон первой русской женщины-авиатора над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.
История стремительной смерти авиатриссы вызвала подозрение у её мужа, Владимира Викторовича Слюсаренко. Тем более, что после смерти Лидии Зверевой бесследно исчезли чертежи новых самолётов, над которыми работала его жена.
Слюсаренко был убежден, что Лидия была убита агентами германской разведки, хотевшими, во что бы то ни стало уничтожить талантливую молодую женщину-авиаконструктора. Но власти не придали значения ряду странных обстоятельств смерти Лидии Виссарионовны Зверевой и признали её смерть естественной.
Евгения Михайловна Шаховская (1889-1920)
Второй авиатриссой царской России была княгиня Евгения Михайловна Шаховская (1889-1920). Первая в мире женщина - военный лётчик. Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II. Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа - по новому стилю) 1912 года в Германии.
Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах. Во время одного из полётов в апреле 1913 года в паре со знаменитым русским авиатором Всеволодом Михайловичем Абрамовичем произошла авиакатастрофа, в которой Абрамович погиб, а Шаховская выжила. Многие вину за гибель Всеволода Михайловича возлагали на княгиню Шаховскую.
С началом Первой Мировой войны княгиня Шаховская подала прошение царю Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Прошение было удовлетворено и с ноября 1914 года Евгения Шаховская служила в 1-м армейском авиаотряде Северо-Западного фронта. Правда чуть более месяца, так как была арестована по обвинению в шпионаже.
И только благодаря личному вмешательству царя избежала смертной казни, последнюю заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 годах работала следователем в Киевской ЧК. Убита во время случайной перестрелки в 1920 году.
Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889-1961)
Профессиональная певица окончила авиационную школу ПРТВ “Гамаюн”. 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота - авиатора № 56. В 1912 году она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями. 2 мая 1912 г. разбилась в Риге. После выздоровления происходит её знакомство с А. Фоккером. В ноябре 1912 г. ставит в Берлине на самолёте “Фоккер” мировой рекорд высоты для женщин. Л. Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы “Фоккер”. Летом 1913 г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции, она продолжила свои выступления. Когда разразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она передала свой “Вуазен” армии и на время отошла от лётного дела. Но “болезнь неба” дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко. Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она занималась подготовкой красноармейцев-пилотов. После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала во Францию, затем в США. В Нью-Йорке подрабатывала шофёром. Там же, в Нью-Йорке, в 1961 году Любовь Александровна скончалась.
Самсонова Елена Павловна (1890-1958)
Е.П. Самсонова - дочь военного инженера, окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы. Была награждена по итогам соревнований специальным призом - аналогом современного приза “За волю к победе”. Такой успех именно этой, хоть и единственной женщины, на сложной трассе автокросса особенно никого не удивил. Помимо того, что Самсонова стала виртуозным водителем, она была еще и одной из первых российских летчиц. Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Требовалось, чтобы летчица, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описала 10 “восьмёрок” вокруг двух укреплённых на поле флагов и совершила 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Е.П. Самсонова поднялась на высоту до 300 метров и прекрасно выполнила всю программу испытания. Комиссия признала её достойной звания пилота. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России - после Галанчиковой, кн. Шаховской, Зверевой и Анатра. После начала Первой мировой войны Самсонова пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве, но затем быстро сменила косынку с красным крестом на “баранку” в 9-й армии. В Галиции она служила шофёром с октября 1914 года по февраль 1915 г., затем её отправили в Москву для “поправки здоровья”. По неподтверждённым данным, Самсонова возила генерала, составившего ей протекцию в переводе в 5-й КАО. Военной “пилотессой″ она пробыла недолго, т.к. командир отряда Г.Л. Шереметьев, очень недовольный присутствием женщины среди лётчиков и не слишком веривший в её способности пилота-разведчика, добился её откомандирования. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО вместе с С. Долгорукой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.
Элиза Раймонда Дерош (1886 - 1919 гг)
Элиза Раймонда Дерош (1886 - 1919 гг) была профессиональной актрисой. К 20 годам она сделала успешную театральную карьеру, выбрав звучный сценический псевдоним «баронесса де Ларош». Самозванная «баронесса» была хороша собой, женственна и кокетлива, а ее экстравагантные туалеты производили фурор в парижских салонах. Все изменилось в одночасье. Как-то она обедала со своим приятелем, авиатором Шарлем Вуазеном, и он вдруг предложил ей «прокатиться» на аэроплане. Первый полет произвел на «баронессу»такое сильное впечатление, что она уговорила Вуазена дать ей несколько уроков самолетовождения. Вскоре Раймонда де Ларош стала первой в мире женщиной, которая самостоятельно подняла в небо самолет и пролетела на нем шесть километров. А уже через полгода, 8 марта 1910 года, Международная федерация аэронавтики выдала ей - первой в мире женщине! - лицензию пилота.
Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник
Жена инженера Павла Андриановича Кузнецова (1875-1963), пилота-авиатора № 4 России, ставшего впоследствии лётным инструктором. Домникия Иларионовна целиком разделяла увлечение мужа авиацией: принимала участие в подготовке его лекций по навыкам пилотирования, по воздухоплаванию, была прекрасно знакома с техническим обеспечением полётов.
К сожалению, знания по пилотированию оставались для Домникии Иларионовны только теоретическими. В распоряжении супругов был лишь одноместный аппарат, что лишало инженера Кузнецова обучить жену лётной практике.
И всё-таки в мае 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге Домникия Иларионовна попыталась самостоятельно подняться в воздух на их «Блерио-ХI» (на последним фото - супруги возле этого аэроплана перед началом лекции в Смоленске).Но Домникия Иларионовна не смогла удержать в равновесии оторвавшийся от земли аэроплан и, перевернувшись, он рухнул на землю.
К счастью, сама Кузнецова серьёзно не пострадала, но больше желания летать у неё не возникало. И тем не менее, петербургский журнал «Вестник воздухоплавания» (№9 за 1911 г.) назовёт Домникию Иларионовну Кузнецову-Новолейник “первой русской женщиной-авиатором”.
Отсюда