Оригинал взят у
zina_korzina в
Бытие без драйва: женский XIX век.- Мне очень нравится эта картина - «У окна лунной ночью». Романтическая дева, этакая Татьяна+Ольга, сидит с гитарой и мечтает, видимо, о любви. Потому что всё остальное у неё уже есть - жилплощадь в центре, евроремонт с античными модностями, брендовые прикиды и куафюра от лучшего стилиста года. Если отвлечься от моего стёба, то картина и впрямь, завораживающая - тут особый свет, особый настрой, полуфантастическое пространство - будь я великим фотожабером, я бы в уголку неба нафотожабила бы неопознанную тарелочку. В картине много воздуха и печально-радостного предчувствия. О чём я хочу поговорить? Ребята и девчата, как хорошо, что мы живём сейчас, а не тогда!!! Вот сидит дева, наигрывает романс, мечтает о кавалергарде с усами и тугими ляжками или о поэте с африканской шевелюрой, или о Великом Князе с арийским профилем и во-о-о-от таким плюмажем. А выдадут её замуж не по взаимной склонности, а из иных соображений, а Великий Князь, если и лапнет за котильоном, так это вовсе не то, что ей хотелось бы.
![](http://i027.radikal.ru/1006/e8/281ddbdb25b7t.jpg)
![](http://s60.radikal.ru/i170/1108/7c/766b9cc77204t.jpg)
![](http://s53.radikal.ru/i142/1006/e1/53fd4f8da2c1t.jpg)
- Ф.Толстой «У окна лунной ночью». 1820-е годы.
- Костюмы по моде 1830-х годов.
- Скука-скука... Семейные обеды, визиты, писанина, никакого драйва. Придёт, разве что Поэт, черканёт пару фраз в альбомчик. Или привезут итальянскую приму - выдаст рулады, все вяло похлопают и пошепчутся, что у князиньки В. крепостная Малашка выдаёт «фа-диез» куда покруче. Многим людям кажется та жизнь красивой и полной смысла. Опять же - экология, никаких там выхлопных газов, никакой там борьбы за место в электричке. Почти все девочки мечтают оказаться в прошлом, непременно графинями, в роскошных фижмах или, там, турнюрах. Какая красивая одежда! Какая должна быть возле неё красивая жизнь! А жизнь-то была нуднейшая, полная традиций, предписаний, тонкостей. И вот наша девушка, что сидела у окна лунной ночью, вышла замуж за сорокапятилетнего генерала, да ещё и участника тайного общества. У окна больше не посидишь - пора рожать первенца. Потом - с непременным визитом к противной старухе, реликтововой динозаврихе екатерининского века. Одно развлечение - поймать взгляд всё того же кавалергарда. Ну, даже, если не в Сибирь - за декабристом, то в 30 лет - тяжела, стара, устала. Ездить на молебны по монастырям, носить всё тёмное и думать, куда определить старшенького - по военной или по гражданской. Изредка кидать взгляды на потасканного кавалергарда...
![](http://s53.radikal.ru/i141/1006/54/3df335a5e666t.jpg)
![](http://s001.radikal.ru/i196/1006/12/2cc891c16ad8t.jpg)
![](http://i081.radikal.ru/1006/0c/96417aae0eaft.jpg)
- Аристократические моды 1830-х годов.
Самое утомительное, самое непостижимое - «сезонность» бытия. Уже 16? Пора под венец! Уже 30? Хватит танцевать, пора быть степенной. Вот, например, царица, жена Николая I. До чего симпатичная женщина и как скучно прожила свою жизнь. В её жизнеописании всё сосредоточено на узком круге домашних забот и нарядов. Она очень долго была моложавой, но кого это волновало? 40 лет? Всё! Даже если нет ни одной морщины. А для чего - всё? Для любви согласна - всё, поезд ушёл и шпалы разобрали. А для жизни?! Сейчас возраст определяется личным драйвом, пламенным мотором и гладкой мордой (по возможности - природной, а не ботоксно-коллагеновой). Тогда всё определялось календарностью. И велосипеда почти не было, и тренажёров не придумали. Сиди - жирей, пиши письма из серии: «Ма шер Жюли! Бал у Рукосуевых был отменный. Лидинька танцовала мазурку с самим Корытовым, а Великий Князь Александр Николаевич повёл усами в ея сторону.» Мы сейчас не вспоминаем юность, как самое счастливое время, как время порывов и надежд. Потому что имеем возможность менять жизнь даже в 50 лет. Нам не надо стареть раньше, чем того хочет наш организм - в угоду традициям, менталитету, старозаветным нравам. Мы имеем право не жить ради общественного вкуса, не выходить замуж, рожать без мужа. Многие дамочки XIX века даже в актрисы шли ради драйва. Потом, спустя полвека, подобные дамочки ломанутся на телеграф и телефонные станции - лишь бы не сидеть дома!
![](http://s46.radikal.ru/i114/1006/54/803bf821377dt.jpg)
![](http://s006.radikal.ru/i215/1006/db/a3000da2874ct.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i148/1006/eb/3383cdf49055t.jpg)
- Аристократические моды 1830-х годов.
- Посередине - портрет императрицы Александры.
Для меня сама страшная вещь - это «Мадам Бовари» - многостраничная история вселенской скуки и безнадёжности. Бессмысленная жизнь типичной женщины - от нудной юности к такой же тоскливой смерти. Или мопассановская «Жизнь». Что может быть тусклее этой картины? Или история Кити Щербацкой, или хрестоматийная Наташа Ростова. Бетси Тверская, Элен Безухова... Скучно. Две ипостаси женщины света - добродетельная квашня или смелая либертинка, ищущая впечатления в многообразных связях. А в чём ещё искать? Вышивать надоело, романы о любви - ещё больше надоели, домашние обеды с визитами - достали хуже горькой редьки. Женский XIX век - это история рано старящихся фемин, в неудобных платьях. Королева Виктория, венчающая собой целое столетие, для меня самый несимпатичный персонаж в истории. Половая мораль, возведённая в абсолют. Скука и благочиние, как социальные нормы. Корсет, как охранитель добродетели. У меня такое чувство, что вся вакханалия XX века с его рушением норм и традиций - это реакция на тугие корсеты и жёсткие воротнички, на раннюю старость и тусклую жизнь. Нате вам! Кинь бабе лом! Пусть не скучает за пяльцами!
З.Ы. от mariko_11: женщины орудовали "ломом" и до XX века. Одни, немногочисленные, за пяльцами, остальные вкалывали (
работали,
кое-кто и бурлаками; кто хочет больше инфы, можете
пройти по тегу "работа" или
"Россия до революции"). Собственно ничего не изменилось.