Пару недель назад в
детской библиотеке иностранной литературы проходил фестиваль Франкофонии. В рамках этого фестиваля издательство
"Пешком в историю" проводило презентацию книг французских авторов. Мероприятие бесплатное, перечень книг с интересными названиями я уже видела в "Лабиринте", но очень хотелось сначала полистать их. После презентации обещалась продажа книг по цене издательства. К тому же прекрасная возможность оказаться в центре города в полном одиночестве и почувствовать себя свободным человеком. С какой стороны ни посмотри - хорошенькое дельце, и я пошла.
Речь шла о научно-популярных книгах для детей, в основном рассчитанная на возраст 10-12 лет. Немного рановато для моих, но всё равно интересно.
Чтобы не перегружать пост фотографиями, буду указывать ссылки на сайты, где можно посмотреть фото страниц и видео-презентации.
Представитель издательства начала с того, что "в нашем детстве" не было книг с таким количеством картинок, и вот наконец сейчас, у наших детей они появились - красочные картинки. Да, обилия картинок не было. Но сейчас я всё больше убеждаюсь, что картинки заменили информативность и интересность. И найти что-то действительное толковое очень сложно.
Поэтому рассказываю свои впечатления.
"История ароматов. Путешествия цветов из далёких стран."
Есть небольшие рассказы о том, как некоторые цветы стали известны в Европе: пассифлора, алоэ, тюльпан, жасмин, тубероза, орхидея, мандрагора, душистая гвоздика, бугенвиллея, шафран, роза и мак. Картинки яркие, красочные и оригинальные. Текст, на мой взгляд, не является плавным повествованием, отрывочные сведения, местами интересно. Может, лет для 10 вполне подойдёт, чтобы заинтересовать. Но я почему-то ожидала именно историю ароматов, т.е. историю духов. Смотрите сами:
фото,
видео.
Сравнение цен: в издательстве = 450 руб., в "Лабиринте" = 725 руб. минус Ваша скидка или акции типа "скидка до 37%".
"Встречаем по одежке. Всемирная история костюма для детей".
При слове "история" у меня в голове появилась картинка, что это будет нечто вроде исследования историка костюма Александра Васильева, но для детей. И я ожидала именно динамику, развитие одежды как явления. Здесь же есть отдельно взятые рисунки различных одеяний: королев, священников, адвокатов, полицейских, крестьян... Смотрите сами:
фото и видео.
В качестве "истории" на эту тему мне понравилась книга
"Одежда мира" , в продаже её сейчас нет, но совершенно бесплатно её можно
прочитать онлайн в формате pdf на сайте самого издательства "Настя и Никита". Слог лёгкий, изложено интересно и доходчиво.
"Вкусная история: путешествие фруктов и пряностей из далёких стран."
Для сравнения цены: в издательстве = 390 руб., в "Лабиринте" = 628 руб. минус Ваша скидка.
Из пряностей - красный и чёрный перцы, ваниль, мускатный орех. Из фруктов - ананас и банан. Ещё там рассказывается про чай, кофе, какао, хлебное дерево и картофель. И тут я задумалась: а последнюю группу автор к чему относит - к фруктам или пряностям? Я всегда считала, что чай - это куст, кофе - ягода, какао - бобовые, а картофель - овощ, про хлебное дерево как-то не задумывалась, плод и всё :)
Стала искать в Интернете. Нашла фрагмент текста из учебника английского языка, 3 класс, для школ с углубленным изучением: "От растений мы берём фрукты и овощи. Многие фрукты растут на деревьях: яблоки, апельсины, бананы. У некоторых растений тоже есть фрукты, например кофейное растение. Поэтому кофе - фруктовый напиток. А что насчет чая? Чай тоже происходит от растения, но это не фрукт. Мы делаем чай из листьев растения, поэтому чай - это овощ!"
В
другом месте ещё более шокирующие сведения: "К фруктам, например, относятся фасоль, кукуруза, сладкий перец, горох, баклажаны, тыква, огурцы, кабачки и помидоры, поскольку всё это - цветущие растения. Внутри них есть семена, и размножаются такие растения с помощью этих семян. Строго говоря, даже орехи - это фрукты, как и зерно.
Овощами ботаники называют все остальные растения - листовые (салат и шпинат), корнеплоды (морковь и редька), стебли (имбирь и сельдерей) и цветочные почки (брокколи и цветная капуста).
Подведём итоги: если у растения есть семена, то это фрукт, а если нет - овощ. Но почему же мы привычно называем овощами перец, кукурузу и огурцы? Виной тому исторически сложившееся мнение, что значение имеют не биологические особенности продукта, а вкус. В кулинарии фруктами называются сладкие плоды, а овощи же - более пикантные и не такие сладкие. Фрукты часто подаются в качестве десерта, а овощи являются частью основного блюда."
Потом я наткнулась на
интервью с кандидатом биологических наук. "Самая надежная классификация у ботаников. По их мнению всё, что появилось с цветка после опыления - фрукт, а съедобные части растений (листья, стебли, корни) - овощи."
Исходя из этого получается, что кофе, какао и хлебное дерево - фрукты, а чай и картофель - овощи.
Кстати, в своих поисках обнаружила, что банан считается ягодой, потому что у дикого банана есть семечки. Смотрю в Википедии: "Ягодами называют плоды с тонкой оболочкой, сочной серединой, обычно с несколькими плотными семенами внутри." Арбуз из ягод убрали, видимо, кожурой не соответствует. Интересно, как тогда он с такой кожурой туда попал. С бананом тоже непонятно - у него, конечно, кожура не как у арбуза твёрдая, но и не тонкая, как у ягод.
Так что, с учётом полученных знаний, всех перечисленных в книге представителей растительного мира можно распределить так: пряности остаются как были (красный и чёрный перцы, ваниль, мускатный орех), к фруктам добавляем хлебное дерево, какао и кофе (ананас, кофе, какао и хлебное дерево), и убираем банан. Банан стал ягодой. Чай оказался овощем. Но даже если так, картофель как был, так и остался овощем - что он тут делает? Как можно серьёзно относиться к содержанию, если есть ошибки в классификации?
К чему я всё это? - Вот о чём надо писать книги, интересно же! А написать легко, чтобы даже детям было понятно - талант.
Продолжение следует...