Почему важно понимать собственные ощущения?
В разделе медицина нам пока читают цитологию (наука о клетке), объясняя действие лекарств, особенно нейролептиков и тд, возникновение различных синдромов и мутаций
Ведет этот раздел психотерапевт (работающая в клинике в соседнем городке в 30 км от Оснабрюка), наверное, поэтому тема "я и мои ощущения" проходит во всех практических занятиях. Кроме того, совершенно бесполезно сидеть 8 часов в комнате, тк голова не вопринимает ни-че-го к концу занятий, а подвижные игра с объяснениями - замечательно. В начале занятий и в конце (обычно этот предмет у нас 4-5 часов) проводили двигательное занятие около получаса.
Чтобы понять смысл телесноориентированной терапии, все упражнения сначала отрабатываеются на себе.
Упражнение 1. с теннисным мячиком
Без обуви нужно встать на мяч и покатать его по определенному участку стопы (пятка, середина стопы ( такая чувствительная!), носок, по всей стопе)
Ощущения до и после упражнения, как тело реагирует на болевые ощущения-что с моим дыханием?(я не дышу)
Как я ощущаю себя в ситуации без понимания цели "делаем вот это"? (Растерянность и недовольство)
Каковы мои границы? Если мне больно, повторяю ли я опыт со второй ногой?
В конце все делятся своими наблюдениями. Это позволяет взглянуть на то же упражнение другими глазами, понять, что чувствуют остальные, имея такой же опыт. Удивительно, ка кна одно и тоже действо может быть 20 разных мнений и ощущений...
Упражнение 2. в кругу на улице
Ритмичные движения с небольшим выпадом впреде, рука-нога по диагонали, в исходной позиции руки в середине туловища ладонями к себе. Сначала на площадке за колледжом на гравии, в конце занятий на лужайке у класса (мы вылезали в окно). Солнце пригрело, желающие смогли разуться.
Совершенно разные ощущения от поверхности, места, погодных условий (тень и утренняя прохлада и припекающее солнце). В течение упражнения мы меняли положение тела, поворачиваясь на 90 градусов.
Комфортно ли мне, продолжаю ли я, несмотря на то, что мне неудобно или останавливаюсь? Как я себя чувствую позади всей группы и когда оказываюсь в первом ряду и все на меня смотрят? А когда прохожие оборачиваются? Что изменилось за эти полчаса?
В конце все сидят с закрытыми глазами, прислушиваются к дыханию, к происходящему вокруг. С закрытыми глазами кажется, что птицы поют громче. Шины шуршат отчетливее, люди смеются звонче.
Что есть внимание и внимательность?
принятие себя: я нервный-веселый... , мне нравится-не нравится; осознание: я здесь-и-сейчас (я знаю, где мое внимание сейчас (ем, смотрю на облака)).
Чем понятнее, что с моим телом, мускулатурой, чем я лучше ощущаю и осознаю это, тем лучше я могу развиваться. Важно не только знать теоретически, но и чувствовать это самому для работы с детьми с тяжелыми нарушениями.
то есть мое понимание кор педагога - он должен быть очень тактильным....и внутри, не только физически