Оригинал взят у
matveychev_oleg в
Анонимные политологи: Нас ждут скандальные Праймериз.
Праймериз «Единой России» могут стать сюрпризом для организаторов
Москва
Январь 2015
ПРЕАМБУЛА
Первый
рапорт в этом году мы решили посвятить праймериз «Единой России», которые должны состояться 22 мая 2016 года и определить треть от всех кандидатов, которые пойдут на выборы от партии Государственную Думу в сентябре. Данный эксперимент является, на наш взгляд, наиболее интересным мероприятием в рамках выборного цикла 2016 года, которое во-многом определит внутреннюю повестку дня в новом году и, безусловно, заслуживает подробного анализа. Тем более, что в настоящее время сама процедура и иные детали будущих праймериз еще не определены окончательно, а следовательно, их еще можно успеть изменить. Говорить об этом уже через месяц будет поздно.
I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАЙМЕРИЗ
Зачем вообще нужны праймериз? Этим вопросом задаются не только обыватели, но и политические эксперты, многим из которых данная процедура кажется крайне сомнительной и даже контр-эффективной. Мы постараемся реконструировать логику, которой руководствовались сотрудники Администрации Президента и представители «Единой России», когда принимали решение о введении этого института и задачи, которые должны быть решены с его помощью.
1. Отбор действительно сильных кандидатов, которые пойдут в Государственную Думу от «Единой России» и отбраковка тех людей, которые вводят партию в заблуждение относительно своего электорального потенциала и ресурсов или же просто переоценивают свои возможности. Таким образом, партия не только осуществляет «проверку боем» своих кандидатов, но и существенно снижает риск того, что в Государственную Думу пойдут «темные лошадки» и просто политически слабые лица, которых в дальнейшем придётся «тянуть за уши», в постоянном режиме оказывая административную, финансовую и иную поддержку. Заранее поняв, «кто чего стоит», Администрация Президента получает более предсказуемый и управляемый состав в ГД.
2. Получение нового механизма воздействия на региональную исполнительную власть и местных единороссов, существенное снижение влияния этих сил на формирование состава кандидатов на выборы в ГД. По сложившейся политической традиции, главы субъектов федерации и секретари ЕР всегда пытаются продвинуть «своих» (будь то спонсоры, деловые партнеры или просто личные друзья) в депутаты от ЕР, зачастую не считаясь ни с их электоральным потенциалом, ни с их принадлежностью к определенным элитным кругам, которые получают в лице депутатов новые рычаги политического воздействия и собственных лоббистов в ГД. В результате, в депутаты проходят люди, для которых лояльность региональной власти и местным элитным группам имеет гораздо больший приоритет, чем лояльность своей партии и федеральному руководству. Праймериз помогут существенно снизить это влияние и дать возможность в разы усилить контроль за процессом выбора кандидатов. К тому же «друзья и спонсоры» местных элит, как правило, кандидаты слабые в политическом смысле. Их победу можно обеспечить только административным ресурсом и «зажиманием» политических конкурентов. Все это противоречит курсу на легитимность.
3. Обеспечение реальной партийной конкуренции в «Единой России», возможностей профессионального роста для партийцев и налаживание работы механизма «социальных лифтов» внутри партии. Не стоит это вышучивать, это не пустые громкие лозунги, а реальные задачи, которыми действительно озабочены лица, отвечающие за формирование будущего состава ГосДумы в Администрации Президента, которые стремятся к повышению авторитета депутатов от «партии власти», появлению новых сильных публичных политиков, которые будут усиливать авторитет федеральной власти и профессионально работать в качестве депутатов ГД.
4. Проведение тренировки перед выборами для партийных кадров. Причем тренируются не только сами кандидаты в депутаты, которые выстраивают свой имидж, повышают свою узнаваемость, разрабатывают программы и закрепляют за собой определенные электорально-значимые темы. Кроме кандидатов, тренировку проходят партийные структуры, выстраиваются штабы и агитационные сети, налаживается взаимодействие со СМИ, запускаются практически все механизмы, которые используются в агитационной работе и выявляются наиболее эффективные инструменты для будущей избирательной кампании.
5. Закрепление за «Единой Россией» преимущества по формированию предвыборной повестки дня. Фактически начиная с февраля месяца и на протяжении всей весны 2016 праймериз «Единой России» должны стать основным растянутым во времени процессом во внутренней политике страны, как на федеральном, так и на региональном уровнях. «Единой России» необходимо не только обеспечить максимально освещение этого процесса и вовлечь в него как можно более широкие слои населения, не только актуализировать и популяризировать праймериз для людей, но и максимально разъяснять им суть и смысл данной процедуры, что само по себе потребует задействования колоссального информационного ресурса и постоянного генерирования связанных с праймериз информационных поводов. Кроме того, по всей стране кандидаты, борясь за победу, будут своими силами привлекать внимание к своим кандидатурам, создавать собственные инфоповоды и выводить их на региональный и на федеральный уровни. В совокупности все это обеспечит постоянный информационный вал новостей, связанных с «Единой Россией» и надолго, вплоть до официального старта избирательной кампании, закрепит данный процесс во внутриполитической повестке дня. Это также означает, что «Единая Россия» фактически становится единственным ньюсмейкером из политических партий на период проведения праймериз и на все время, оставшееся до начала избирательной кампании в ГД, концентрирует внимание электората на собственных внутрипартийных процессах и выгодной для «партии власти» предвыборной повестке дня. Остальные партии просто выпадают из актуальной внутриполитической дискуссии. Они смогут привлечь к себе внимание тоже отталкиваясь от праймериз «Единой России», и фактически, помогая укрепить праймериз в качестве главной темы повестки дня. Либо они будут генерировать громкие скандалы, делать радикальные политические заявления на грани фола и резко повышать градус публичной дискуссии, что только подчеркнет их маргинальный и несерьезный статус на фоне респектабельной ЕР, проводящей праймериз.
6. Демонстрация наличия внутрипартийной дискуссии в «Единой России». В отличии, например, от КПРФ, основного соперника на будущих выборах в ГосДуму, ЛДПР, СР, и всех других партий, которые будут участвовать в этих выборах, ЕР показывает свою открытость для своих сторонников и, более того, вообще всех граждан России, которые сами будут определять будущих кандидатов от партии на основании открытой внутрипартийной дискуссии. Это также позволит впоследствии критиковать лидеров других партий за продажу мест в списках и авторитаризм их руководства.
II. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ПРАЙМЕРИЗ
Все вышеперечисленные задачи действительно актуальны, и в идеальных условиях при качественной реализации (и, желательно, в безвоздушном пространстве) всего процесса праймериз способны дать ожидаемый федеральной властью результат. Но, к сожалению, для организаторов, успех проекта также зависит от множества неизвестных, в том числе и от очень существенной составляющей - человеческого фактора, ведь в процессе будет задействовано огромное количество разных людей из всех регионов России, и избежать ошибок с их стороны будет крайне затруднительным.
Кроме того, следует понимать, что подобный проект организовывается на федеральном уровне впервые, по сути, является экспериментом, и предусмотреть все трудности, учесть все подводные камни, многие из которых могут быть выявлены только в ходе реализации, попросту невозможно.
Существует высокий риск того, что уже из-за этих объективных факторов может быть допущено критическое количество ошибок, в результате которых будет дискредитирован не только институт праймериз, а также партия «Единая Россия» и ее избирательная кампания в этом сезоне, но и сами выборы в ГД-2016 как таковые. В том числе, конкурентность, легитимность, открытость и прочие атрибуты так называемых «честных выборов», обеспечением которых так озабочена федеральная власть.
На сегодняшний день уже можно выделить несколько наиболее острых угроз, которые встают перед организаторами в связи с реализацией проекта праймериз:
1. Угроза привлечения к голосованию существующих сетей граждан и формирования таких специально под данный проект. Праймериз по заявленным правилам в этом году - не внутрипартийная процедура «Единой России», в них может принять участие любой избиратель РФ. В стране существует множество сетевых структур, построенных на различных основаниях, от активистов многих религиозных сект и участников разнообразных психотренингов, до сетей коммивояжеров и продавцов косметических средств и иных товаров, распространяемых по принципу MLM (multilevel marketing). От сетей структур, осуществляющих социологические и маркетинговые исследования, до сетей спортивных клубов, например, клубов восточных единоборств, бойцы которых традиционно слушаются своих тренеров по любым вопросам. Наконец, свои сетки существуют и у многих криминальных структур, рейдеров, футбольных болельщиков, участников финансовых пирамид и т.п. В конце концов, есть большие управляемые коллективы на крупных и средних предприятиях. Участники данных сетей, как правило, обладают высокой мотивацией, дисциплинированностью, мобилизованностью, готовы убеждать и приводить на избирательный участок своих знакомых и родственников, агитировать посторонних людей. В таких сетях хорошо отработан контроль за реализацией поставленных активу задач, существует строгая иерархия и четкое разделение функционала, собственная, зачастую нематериальная система поощрений. Количество задействованных активистов исчисляется тысячами человек на регион. В условиях обычных выборов, когда явка относительно велика, роль сетей не так уж значительна, поскольку, как правило эти голоса не способны существенно повлиять на ход голосования и растворяются в общем электоральном потоке. Однако, в случае праймериз, где явка будет существенно ниже, привлечение таких сетей может оказать решающее влияние на результаты голосования. Таким образом победить на праймериз могут и сектанты, и криминальные элементы, и лица, попросту купившие эти голоса у тех, кто эти сетки контролирует.
2. Угроза критического повышения значения избирательных технологий. По аналогии с предыдущим пунктом, обратно пропорционально низкой явке растет значение многих фальсификаций, незаконных и полузаконных инструментов агитации и привлечения избирателей и даже вполне законных технологий, применяемых во время выборов. Например, времени оставшегося до дня голосования, 22 мая, достаточно и для того, чтобы выстроить собственную сеть, которая обеспечит победу на праймериз, а затем будет использована для агитации во время избирательной кампании. В разы увеличивается значение организации подкупа избирателей, вбросов бюллетеней, таких технологий как «карусель» и проч. Собственники крупных предприятий, способные привлекать на избирательные участки своих сотрудников и обеспечивать их «правильное» голосование получают колоссальный ресурс, способный обеспечить победу любому кандидату. Таким образом, вместо открытых и честных внутрипартийных праймериз, призванных легитимировать выборы в ГД, мы получаем еще более несправедливую и нечестную процедуру, чем обычные выборы.
3. Угроза отсутствия правовой базы, регламентирующей голосование на праймериз. Ситуация еще больше усугубляется отсутствием возможности обеспечения должного контроля за ходом праймериз со стороны федерального руководства «Единой России». Даже если на каждый участок будет направлен представитель ЦИКа ЕР, этого будет явно недостаточно для осуществления контроля даже за происходящим непосредственно в помещении, где будет проходить голосование 22 мая. Кроме того, избирательное законодательство, предусматривающее суровую ответственность за нарушения в ходе голосования на выборах и жестко регламентирующее процедуру голосования и ход избирательных кампаний, не распространяется на внутрипартийные праймериз. На лиц, которые будут фальсифицировать результаты голосования, не будет распространяться уголовная и административная ответственность, а правоохранительные органы не будут отслеживать и контролировать процесс праймериз. Например, отсутствие жесткого контроля со стороны государства к изготовлению, перевозке и хранению избирательных бюллетеней, неминуемо приведет к попыткам махинаций в этом направлении, вплоть до печати и вброса фальшивых бюллетеней. Это же касается и голосования на участках по спискам избирателей, как это происходит на выборах - едва ли партия способна обеспечить этот процесс на надлежащем уровне.
Все это не только развязывает руки потенциальным фальсификаторам, но и побуждает жульничать тех, кто в обычной ситуации к таким методам прибегать не стал бы, поскольку в большинстве случаев, играя по правилам, победить будет просто невозможно.
4. Угроза непредсказуемости результатов праймериз. В партийных праймериз ЕР могут участвовать в качестве кандидатов любые лица, «с улицы», даже те, кто ранее не имел к партии никакого отношения, и не имеет никакой поддержки со стороны партии. Это открывает возможности для противников партии для тех или иных провокаций, дает площадку любому оппозиционеру, который захочет использовать ее в собственных и противоречащих интересам ЕР целях. Это дает возможность победить на праймериз случайным людям, идеологическим противникам и политическим радикалам. В определенных условиях, особенно при низкой явке, радикально-оппозиционный электорат может оказаться значительно более мобилизованным и управляемым, чем обычная социальная база «Единой России». Сплоченному и сконцентрированному на определенных информационных площадках региона оппозиционному избирателю не составляет труда объяснить, почему им по тем или иным причинам необходимо принять участие в праймериз ЕР и проголосовать за «своего». Подобным образом на выборах мэра Москвы необычайно высокий результат, который получил Алексей Навальный, стал полной неожиданностью для команды Сергея Собянина. А в условиях праймериз такая ситуация с большой вероятностью может привести к победе радикального либерала, националиста или иного представителя маргинальных политических меньшинств.
5. Угроза влияния на результат локальных региональных событий. На результат может оказать влияние то или иное локальное событие текущей жизни региона. Это может быть массовое выступление граждан, например, в случае задержки заработной платы на градообразующем предприятии; то или иное природное или техногенное чрезвычайное происшествие; столкновения на этнической почве или какое-нибудь иное событие, способное на время стать наиболее актуальной темой для жителей региона. В такой ситуации на праймериз может легко победить случайный человек, который по той или иной причине окажется выразителем мнения большинства по данному событию. Например, некий националист может выиграть праймериз, на фоне громкого убийства мигрантами местного жителя. Через несколько недель ситуация нормализуется, а к моменту выборов Госдуму в сентябре это убийство вообще будет забыто и за такого человека уже никто не проголосует. Но победив в мае на праймериз, он станет кандидатом в ГД и закономерно проиграет выборы в сентябре. Локальные региональные события могут на короткое время кардинально изменить электоральное поведение и этим могут воспользоваться случайные люди. И это не говоря уже о том, что такую ситуацию можно искусственно создать.
6. Угроза искусственного повышения явки административными методами. Уже сейчас появилась информация, что Администрация Президента и ЦИК «Единой России» собираются спустить на места указание, чтобы явка на праймериз должна составить не менее 10% избирателей в каждом регионе. При этом очевидно, что для подавляющего большинства граждан совершенно не понятна ни суть данной процедуры, ни самое ее название. Но даже если бы удалось разъяснить широким массам, что это такое, то ценность праймериз для рядового обывателя не очевидна даже ведущим политическим экспертам. Очень высок риск, что явка будет крайне мала и для обеспечения требуемых 10%, региональным властям придется применить административный ресурс. Это даст оппозиции непосредственно перед выборами хороший повод для критики власти. Кроме того, это значительно усложнит повторную мобилизацию этих же самых людей в случае необходимости повышения явки уже на выборы в сентябре. Еще свежие и старательно подогреваемые оппозицией воспоминания о том, как избирателей «как скот» гнали на праймериз «Единой России» могут не только отрицательно повлиять на явку, но и вызвать протестное голосование.
7. Угроза возникновения множества негативных прецедентов перед выборами. Даже если в целом праймериз будут проведены на надлежащем уровне, удовлетворят организаторов и все поставленные задачи будут достигнуты, оппозиция все равно получит необходимые информационные поводы для дискредитации власти и «Единой России» по данному направлению. Российские регионы неоднородны, и это приведет, например, к тому, что явка в той или иной нацреспублике составит предположительно 20%, в каком-нибудь регионе Центральной России 1%, а в большинстве субъектов будет варьироваться в пределах 6-8%. Оппозиция естественно будет говорить только о 20% и 1%, даже если это будут единичные случаи. Таким же образом будут старательно вычленены любые даже самые незначительные скандалы, нарушения и ошибки в ходе проведения праймериз по всей стране и все это будет подано для системной дискредитации всей политической системы. После обычных выборов, оппозиция привлекает внимание ко всем подлинным и мнимым нарушениям со стороны власти для объяснения своих неудач и снижения легитимности победителей. При этом обе стороны понимают, что на будущие четыре года Госдума уже сформирована, предвыборные бюджеты потрачены и изменить уже ничего не получится. Но в случае праймериз выборы еще только предстоят, и оппозиция сразу получает в свои руки набор тем для контркампании против «Единой России», которые будет использовать по полной, с помощью всех имеющихся инструментов агитации и еще нетронутых бюджетов на избирательные кампании.
8. Угроза со стороны проигравших. Проигравших праймериз будет значительно больше, чем победивших. Даже если их противники победят честно, они будут объяснять свои поражения нарушениями в процессе праймериз, использование административного ресурса и проч. Учитывая, что на праймериз могут идти любые лица, а не только проверенные партийцы, можно предположить что такие скандалы будут практически в каждом регионе. Они будут делать громкие заявления, хлопать дверями, устраивать пресс-конференции, обвинять всех в своем поражении. По сути. «партия власти» на самом старте выборов создает сама против себя целую цепь скандалов, которыми воспользуются и оппозиционеры. Уже за три месяца до выборов будет сформирован общественный консенсус, что выборы нелегитимны.
9. Угроза засланных казачков. Кроме тех людей, которые будут действительно претендовать на победу, или участвовать для повышения своего статуса, или пойдут на праймериз для каких-нибудь иных целей, не противоречащих задачам партии, в данном процессе будут участвовать лица, которые заведомо придут с недружественными целями. Это может быть организация громких скандалов, использование ресурсов праймериз (агитация, дебаты, иные площадки для агитации и т.п.) для максимальной дискредитации «Единой России». Например, заведомо неправильно оформленные документы, которые послужат основанием для отказа в участии в праймериз, станут превосходным поводом для громкого скандала, в том числе и с выходом на федеральный уровень. Примеры подобного поведения уже неоднократно встречались, но праймериз дает провокаторам необычайно широкие возможности.
10. Угроза фальстарта и нехватки ресурсов. Участие в праймериз, особенно в условиях жесткой конкурентной борьбы, будет достаточно дорогостоящим. В ряде случаев не менее дорогостоящим, чем проведение полноценной избирательной кампании. В силу этого, претендентам на победу в праймериз и на места в ГосДуме от «Единой России» предстоит обеспечивать ресурсами свою избирательную кампанию на протяжении 7-8 месяцев, вместо 2-3 как обычно. Учитывая тот факт, что в Государственную Думу по линии ЕР идет все меньше представителей крупного бизнеса, собрать такие средства для большинства кандидатов будет нелегко. Это приведет к еще большей зависимости многих кандидатов от спонсоров, или же «размазыванию» имеющихся средств на 8 месяцев вместо 2-х, что едва ли подразумевает проведение полноценной избирательной кампании. В то же самое время, оппозиционеры сохранят свои средства на период проведения интенсивной предвыборной кампании и экономить в этот период не будут. Не секрет, что весьма значительная часть электората определяется, «за кого будет голосовать» в последние недели и дни перед выборами. В такой ситуации «бедные» кандидаты от ЕР оказываются в крайне невыгодной, проигрышной ситуации и будут уступать свежим и «богатым» представителям оппозиции.
Фальстарт на выборах может быть очень выгоден противникам «Единой России», поскольку заранее выявит многих кандидатов и компромат против них может быть запущен заранее, а кандидаты от оппозиции смогут не выдавать своих намерений до самого старта избирательной кампании. Кроме того, между праймериз и выборами могут произойти глобальные события федерального и международного масштаба, которые полностью переменят повестку дня на выборах в ГД и кандидаты реализовывавшие в течение нескольких месяцев свои стратегии могут оказаться в плачевном положении.
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ
На наш взгляд, все перечисленные угрозы в своей совокупности значительно превышают те плюсы, которые были перечислены во 1-й части рапорта. Отменить праймериз уже практически нереально, но пока еще существует возможность уточнить условия проведения данной процедуры. Крайне желательно внести определенные ограничения, которые позволят избежать или минимизировать опасность от этих угроз:
1. Ограничение на участие в качестве кандидата. Каждый участник праймериз должен быть либо членом «Единой России», либо быть рекомендован со стороны регионального отделения партии. Это позволит отсечь большинство случайных людей и сознательных провокаторов, а также в разы снизит вероятность возникновения скандалов со стороны проигравших кандидатов. Кроме того, это сократит количество претендентов на каждое место, и позволит оставшимся проводить более глубокие и полноценные кампании. Для обеспечения конкурентности праймериз вполне достаточно чтобы на одно место претендовало не более 5 человек.
2. Ограничение искусственной мобилизации. Снизить требования по обеспечению процентной явки на праймериз до 3-5% от числа избирателей в регионе, нормы, которую можно легко достичь путем простой агитации. Необходимо донести до глав субъектов крайне жесткую позицию в отношении к любым возможностям мобилизации через админресурс. Кроме этого, очень важно по возможности пресечь любое использование существующих сетей со стороны кандидатов. Силами региональных администраций предупредить как самих кандидатов, так и непосредственных владельцев существующих сетей, которые можно задействовать по каждому региону. Любые «карусели и приводы сетей» рассматривать как причину для дисквалификации и отмены результатов праймериз.
3. Ограничение на радикальный популизм. Пресекать любые экстремистские высказывания в рамках праймериз. Особенно если начинается спекуляция на национальные темы и разжигание социальной розни. Разработать жесткий свод правил в этом отношении и наказывать начиная со снятия кандидатов с праймериз до заведения уголовных дел за разжигание разнообразной розни.
4. Ограничение на публичную критику праймериз. К участию допускаются только те претенденты, которые подписывают документ, в котором заранее обязуются признать результаты праймериз. При этом участник получает возможность осуществлять полный контроль над всем процессом праймериз, лично и через своих представителей. Необходимо разработать механизм, который позволит участникам отстаивать свои права, но конечные результаты праймериз не должны оспариваться. А если кто-то заранее не доверяет партии и честности подсчета голосов, то не нужно подписывать документ и участвовать в праймериз вообще.
Наверняка существуют и другие подходы и меры, которые могли бы сделать ситуацию более предсказуемой и контролируемой, но сейчас создается впечатление, что «Единая Россия» ведет себя крайне бесшабашно.
politanonym.ruОригинал взят у
analitic