Самый главный ребенок или права почемучки.

Jun 19, 2010 11:24




kids, originally uploaded by wolla-v-sekte.
Лирические размышления на тему различий белорусского и немецкого общества. Часть 1: глобальная.

В Германии, в детских садах, есть «главный ребенок» - один из детей в группе целый день носит колокольчик, собирает группу на игры, решает во что играть, когда идти на обед и вообще принимает все стратегически важные решения. «Главными» обязательно должны по очереди становиться все дети. А еще детским голосованием в садах определяется обеденное меню, выбираются игрушки и т.д. Не думаю, чтобы им дали возможность играть без перерывов или выбрать на обед одно мороженое. Но, по крайней мере, с детства каждый из них знает, что такое «принимать решение», а руководители помнят, что у их подчиненных есть другой взгляд на мир.

Мне кажется, что это во многом и отличает нашу культуру от европейской. Они стремятся каждому дать свободу выбора и поэтому каждому дать ответ на вопрос «Почему?». А у нас есть только один человек, принимающий решения, будь то директор предприятия или воспитатель в группе, и его решения нельзя оспорить, ему нельзя задать этот волшебный вопрос. Ответ всегда будет один и тот же «Потому». И на тебя еще и посмотрят косо, за то, что ты вообще что-то ляпнул.

В каждом обществе есть проблемы. В Германии отправить ребенка в детский сад стоит 500 евро для среднего человека. Дорожают продукты и жилье, содержать машину уже не по карману многим, а на полный день работает далеко не каждый. Но при этом люди всегда могут спросить это заветное «Почему?» и им расскажут про кризис во всем мире, про подорожание нефти, про высокие социальные пособия - покажут причины. И когда видишь причины - не хочется возникать на последствия. А что у нас? У нас если что-то плохо, а ты спросишь, в чем причина - тебя ж пошлют далеко и надолго. А может ты знаешь, как устранить причину? Попробуй докажи это управленцам с 50-летним стажем, которые считают, что они самые мудрые во всем мире и мало интересуются твоим мнением. Так и остается - и проблема не решена, и человек озлоблен на «власть имущих». Даже следуя немецкому образцу, все проблемы не решить. Но при этом у людей появляется хотя бы иллюзия, а может быть и реальное чувство причастности, чувство, что их не отстраняют от принятия решений. И тогда тем, кто действительно принимает решения, начинаешь чуть больше доверять. А идей, которые никто не тормозит, становится больше. Эдакий глобальный «мозговой штурм».

В Бремене один день в году в муниципалитете заседают люди с ограниченными возможностями. С некоторыми из них специально работают специалисты, чтобы помочь высказать свое мнение при помощи рисунков или карточек (в случае ограниченных умственных возможностей). По соотношению затраченных усилий и результату на выходе мероприятие, ИМХО, перебор с гуманностью (ну что за решения там могут приниматься? Не смешите меня). Но сам факт! В данном случае больше пользы несет даже не то, к какому выводу придут в конце заседания - «Нам надо жить лучше» или «постройте дорожку для инвалидных колясок в районе Х». Дело в том, что все, ну ВСЕ люди могут поучаствовать в принятии решений. И каждый в этот момент - «Главный ребенок». Начинаешь не только требовать - но и думать об ответственности. Начинаешь не только хотеть, но и сопоставлять желания и возможности. Ведь даже в детском саду - завтра ты уже не будешь «главным ребенком», и если сегодня ты не будешь слушать других, то завтра никто не послушает тебя. И только с детства, постоянно воспитывая это понимание, можно добиться какого-то толка. У них уже получилось, а у нас, к сожалению, даже не начинать не планируют. Почему? Да потому!

путешествия, общество, псевдожурналистика

Previous post Next post
Up