Про фильм Звягинцева «Левиафан».

Jan 18, 2015 15:52

Мне искренне не ясно, почему так люди хотят видеть в этом художественном произведении нашу Россию? -Её там нет! Там нет страны, нет русских, нет религии (в обыденном и примитивном понимании этого слова). Но там есть много важных тем, которые давно за пафосом не видны в нашем кинематографе.
Когда происходило развитие сюжета Коли, то я почему-то очень явно вспомнил «Кочегара» Балабанова. Разница лишь в том, что у Балабанова Якут не противодействовал злу, прячась в искусственном мирке, который до него уже создал писатель Вацлав Серошевский в произведении «Хайлах». Кочегар бежал от мира в своей кочегарке, герой же Серебрякова тоже бежит, но в мир забвения от спиртного. Да, Коля стремится что-то изменить, но по-сути надежда на те же средства, которыми и его унижают. Ему предоставлена надежда на какой-то компромат от его друга, который тоже пособник зла. Что Кочегар, что Коля теряют своих близких… Нет никакого Коли, сам Коля-метафора! Очень яркая тема «маленького человека», которая очень легко нас может отослать к Борхесу, или даже к Булгакову. Саму тему «маленького человека» подчёркивает уже знакомый авторский минимализм, который он впервые ярко показал в своём фильме «Возвращение». Подобный минимализм можно встретить у Ларс фон Триера и Гас ван Сента…
Так же важно понимать откуда взялась тема самого маленького человека. Главный герой не Коля, не Дима, и ни даже этот безобразный мэр. В данном фильме нет положительных героев. Они не представлены! Есть только ссылка к единственному положительному герою через простого священника. Вспомните, когда говорил священник о библейском герое Иове…именно, этот библейский персонаж и стал главным героем. Но он тут проявился как сравнительная категория! Коля тот же Иов, но без Бога. Иов за свои страдания был Богом спасен! Коля отвергает Бога и ропщет.
Это фильм апокалиптический! Это фильм - откровение! Фильм, в котором автор показал нам отсутствия Бога в жизни… отсутствия Бога во власти, в религии, в жизни каждого человека. Люди сами в фильме отвергли Бога. Вспомните, как неслучаен образ разрушенной церкви, где подростки пьют пиво. Святое место разрушено, поругано и далее осквернено…Но в этом был далеки образ Христа, который проявился в затертой фреске разрушенного храма, который Коля увидел в пьяном угаре…
Звягинцев снял шедевр, который продолжил великое высказывание Достоевского - «Если Бога нет, всё позволено».
Previous post Next post
Up