Итак, конференция «100 лет джазового искусства в России» в Институте искусствознания состоялась.

Jun 02, 2023 22:58

Комментарий члена оргкомитета для сайта ГИИ:


В анонсе конференции, появившемся в специализированных СМИ в апреле, организаторы выражали надежду, что участвовать будут «ведущие джазоведы, исследователи, джазовые обозреватели, а также музыканты-практики, студенты, аспиранты из разных городов России и зарубежья». Всё так и получилось. Часть докладов была представлена онлайн - и география была весьма обширна (от Петрозаводска до Краснодара, от Молдавии до Колумбии), но большая часть - очно, причём докладчики приехали из Челябинска, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и других городов.


Но дело даже не в географии и не в статистике. Просто это была сильная конференция! Мне есть с чем сравнивать: я на протяжении 15 лет регулярно участвовал в джазоведческих конференциях не столько даже в России (в нашей стране их вообще проводится крайне мало), сколько в других странах весьма обширного географического разброса - в КНР, Ирландии, Италии, Нидерландах, США... Состоявшаяся в ГИИ конференция, несмотря на скромность международного участия, добилась весьма высокого уровня коллективного осмысления заявленных предметов и тематики - пожалуй, максимально высокого из всех российских научных мероприятий подобного формата, вполне конкурентоспособного на общемировом уровне.
Никто не ждёт от одной отдельно взятой конференции по джазу, что она охватит всю историю, теорию и современную практику джазового искусства. Но можно попытаться. И сделанная в ГИИ попытка оказалась очень удачной! 


Для меня было важным участие ряда исследователей и практиков джазового сегмента российской музыкальной индустрии, прежде всего Романа Христюка. Он представлял Фонд Игоря Бутмана - одну из важнейших организаций на отечественном джазовом пространстве, которая занимается не только производством фестивалей и организацией важнейшего ежегодного российского делового форума по джазовой индустрии, но и администрирует общенациональную программу празднования 100-летия российского джаза, начавшуюся в 2022 г. и продолжающуюся до октября текущего года. Роман Маркович - также и старший преподаватель продюсерской кафедры РАМ им. Гнесиных, и участие в нашей конференции заявило его как не только организатора и спикера деловых форумов, но и как практика, способного к точному и глубокому анализу и осмыслению джазового процесса.


Очень важен был обзор истории отечественной «новой импровизационной музыки», выросшей из российского джазового движения (и в значительной степени внутри него), представленный Михаилом Митропольским - не только преподавателем МКИМ (наследника легендарной Студии «Москворечье»), но и известным джазовым обозревателем, лектором, радиоведущим.


Рад участию Светланы Кукиной из Нижнего Новгорода - ветерана советской джазовой журналистики, представившей образцовое «полевое» исследование по истории легендарного Горьковского джазового фестиваля.


Важен был и доклад профессора МГИК Зинаиды Карташёвой о первопроходце советского джазового музыковедения Валентине Конен, который дал конференции важную опору на исторические корни российского джазоведения.


Яркие доклады по направлению роли джаза в советском кинематографе, каждый по своей тематике, представили сразу два исследователя - Наталья Риккер (ЮУГИИ им. Чайковского, Челябинск) и Дарья Журкова (ГИИ).


Впрочем, важна была каждая работа, каждый доклад - и высокопрофессиональные исследования крупных специалистов, и даже работы самого начального уровня: если бы не было этих последних, то можно было бы начинать беспокоиться о будущем джазоведческого направления в нашем музыковедении, музыкознании, культурологии, истории музыки. Но они были, и особенно важными показались мне обстоятельные, аргументированные обсуждения даже этих работ начального уровня, каковые обсуждения наверняка помогут авторам таких работ в профессиональном росте. Впрочем, обсуждения большинства докладов вообще были чрезвычайно интересны, так что финальная открытая дискуссия в конце третьего дня конференции не превратилась в лавину недовысказанного ранее, а добротно заявила целый ряд возможных направлений дальнейших исследований, которые - как мы надеемся - после знакомства с материалами конференции привлекут к участию в ней новые, более широкие круги участников: мы очень надеемся не просто на повторение конференции через год, а на превращение её в традиционный форум, призванный стать важной точкой роста самосознания российского джазового искусства.
Полную видеозапись всей конференции (кроме показа фильма «ДЖАЗ 100», по понятным причинам) можно посмотреть по ссылкам:
29 мая
30 мая
31 мая
Сайт ГИИ о конференции: официально

джазоведение, про своё

Previous post Next post
Up